Файл: Сборник диагностических методик, используемых в работе с детьми с зпр в начальной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные
программы «Школа№5»
Сборник диагностических методик,
используемых в работе с детьми
с ЗПР в начальной школе
г. Николаевск - на – Амуре, 2021
Автор:
Подушкина Ольга Викторовна педагог - психолог
Диагностический материал для обучающихся с задержкой психического развития/Сост. педагогом –психологом КГКОУ Школа 5- г. Николаевска – на - Амуре: М-пресс,2018 – 1222с.
В сборник вошли диагностические методики, используемые в работе с детьми ЗПР в начальной школе. Вошедшие в сборник методики могут использоваться как для обследования детей, так и для коррекции. Сборник адресован педагогам - психологам, работающим в специальных коррекционных школах, в школах с классами для обучающихся с задержкой психического развития и инклюзии.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
РАЗДЕЛ.1. 1.1Диагностика уровня интеллектуального развития 1-4 классы | 5-15 |
1.2 Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено | 16-24 |
РАЗДЕЛ.2. Диагностика агрессивного поведения | 25-27 |
РАЗДЕЛ.3 Диагностики коммуникативных навыков | 28-29 |
РАЗДЕЛ.4 Диагностика уровня школьной мотивации | 30-33 |
РАЗДЕЛ.5 Проективные диагностики 5.1. Рисуночный тест «Кактус» | 34-35 |
5.2 Рисуночный тест «Моя семья» | 36-45 |
5.3 Рисуночный тест «Три дерева» | 46-49 |
5.4 Цветовой тест Люшера | 50-52 |
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основная задача взрослых на этом возрастном этапе ребенка – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. А это невозможно обеспечить без серьезной, грамотно выстроенной диагностической работы педагога - психолога и проведению на ее основании коррекционной работы.
На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременной диагностики и коррекции. Главное назначение диагностики в работе педагога-психолога это глубокое проникновение во внутренний мир конкретного ребенка. Перед психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного школьника, как происходит становление его индивидуальности.
Данное пособие представляет опыт педагогов - психологов КГКОУ Школа 5 в использовании диагностических методик, в работе с детьми ЗПР. В предлагаемом пособии представлены диагностики для обследования детей 1-4 классов. Они разработаны на основе методик: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; методика для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированная Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басовым; методика «Социометрия» Дж. Морено; опросник «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев; методика «Кактус» М.А. Панфилова; цветовой тест Люшера; рисуночный тест «моя семья» Лемондэй; диагностика школьной мотивации Н.Г Лусканова; тест «Три дерева» Э.Клессманн.
Вошедшие в сборник методики могут использоваться как для обследования детей, так и для коррекции.
РАЗДЕЛ.1.
1.Диагностика уровня интеллектуального развития
Р. Амтхауэра
Описание методики для 1-4 классов
Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру.
Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных,
второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности
испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.
Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
1 класс
Субтест 1(осведомленность)
Какое слово подходит?
1.Месяц зимы 4.У дерева всегда есть…?
а) сентябрь а) цветы
б) октябрь б) плоды
в) февраль в) листья
г) ноябрь г) корень
д) март д) тень
2. В году... 5. Пассажирский транспорт — это...
а) 24 месяца а) самосвал
б) 3 месяца б) комбайн
в) 12 месяцев в) автобус
г) 4 месяца г) экскаватор
д) 9 месяцев д) тепловоз
3. Отец старше сына... 6. Летом всегда...
а) всегда а) светит солнце
б) часто б) тепло
в) никогда в) сухо
г) редко г) жарко
д) иногда д) прохладно
Субтест 2 (классификация)
Какое слово лишнее?
1. а) тюльпан, б) лилия, в) слива, г) ромашка, д) фиалка.
2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) пруд.
3. а) кукла, б) прыгалка, в) кирпич, г) мяч, д) юла.
4. а) стол, б) ковёр, в) кресло, г) кровать, д) табурет.
5. а) курица, б) петух, в) орёл, г) гусь, д) индюк.
6. а) круг, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.
7. а) Саша, б) Витя, в) Петров, г) Стасик, д) Коля.
8. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.
Субтест 3 (словесно–логическое мышление)
Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово, которое подходило бы друг другу так же, как «овощ» — «огурцу».
1. ОГУРЕЦ ГВОЗДИКА
——————— ——————————————————
овощ а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля
2. ОГОРОД САД
——————— ——————————————————
морковь а) забор, б) трубы, в) яблоня, г) колодец, д) скамья
3. ЧАСЫ ГРАДУСНИК
——————— ——————————————————
время а) стекло, б) больной, в) кровать, г) температура, д) врач
4. МАШИНА ЛОДКА
——————— ——————————————————
мотор а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег
5. СТОЛ ПОЛ
——————— ——————————————————
скатерть а) мебель, б) ковёр, в) пыль, г) доски, д) гвозди
6. ПУГОВИЦА БОТИНОК
——————— ——————————————————
пальто а) портной, б) магазин, в) нога, г) шнурок, д) шляпа
7. БЕЖАТЬ КРИЧАТЬ
——————— ——————————————————
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) плакать
Субтест 4 (обобщение)
Каким, одним словом, их можно назвать?
1. Окунь, карась...
2. Огурец, помидор...
3. Шкаф, диван...
4. Июнь, июль...
5. Слон, собака...
Ключ
№ п/п | Суб. 1 | Суб. 2 | Суб. 3 | Суб. 4 | ||
2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||||
| в | в | г | рыбы | животные | живут в воде |
2. | в | г | в | овощи | растения | зеленые |
3. | а | в | г | мебель | дом. предметы | деревянные |
4. | г | б | в | месяцы | лето | тепло |
5. | в | в | б | животные | звери | друзья человека |
6. | - | г | г | - | - | - |
7. | - | в | а | - | - | - |
8. | - | г | - | - | - | - |
2 класс
Субтест 1 (осведомлённость) Какое слово подходит? 1. У сапога всегда есть... а) шнурок, б) пряжка, в) подошва, г) ремешок, д) пуговицы. 2. В тёплых краях обитает... а) медведь, б) олень, в) волк, г) верблюд, д) пингвин. 3. В году... а) 6 месяцев, б) 8 месяцев, в) 12 месяцев, г) 14 месяцев, д) 9 месяцев. 4. Месяцы осени... а) июнь, б) сентябрь, в) август, г) декабрь, д) февраль. 5. В Беларуси не живут... а) соловей, б) аист, в) синица, г) страус, д) скворец. 6. Мать старше своего сына... а) часто, б) всегда, в) никогда, г) редко, д) иногда. 7. Время суток... а) год, б) месяц, в) неделя, г) день, д) понедельник. 8. Вода всегда... а) прозрачная, б) холодная, в) жидкая, г) белая, д)вкусная. 9. У дерева всегда есть... а) листья, б) цветы, в) плоды, г) корень, д) тень. 10. Столица Беларуси... а) Смоленск, б) Осиповичи, в) Минск, г) Брест, д) Москва. Субтест 2 (классификация) Какое слово лишнее? 1. а) тюльпан, б) лилия, в) фасоль, г) ромашка, д) фиалка. 2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) болото. 3. а) кукла, б) медвежонок, в) песок, г) мяч, д) машина. 4. а) шиповник, б) сирень, в) каштан, г) жасмин, д) смородина. 5. а) курица, б) петух, в) воробей, г) гусь, д) индюк. 6. а) окружность, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат. 7. а) Сергей, б) Света, в) Миша, г) Иванов, д) Коля. 8. а) число, б) деление, в) сложение, г) вычитание, д) умножение. 9. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный. 10. а) одеяло, б) подушка, в) простынь, г) матрац, д) диван. Субтест 3 (словесно-логическое мышление) Подобрать к слову «георгин» слово, которое подошло бы так, как «овощ» — «огурцу». 1. ОГУРЕЦ ГЕОРГИН ——————— —————————————————— овощ а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля 2. ОГОРОД САД ——————— —————————————————— лук а) забор, б) грибы, в) яблоня, г) колодец, д) скамейка 3. УЧИТЕЛЬ ВРАЧ ——————— —————————————————— ученик а) очки, б) больница, в) палата, г) больной, д) укол 4. ЦВЕТОК ПТИЦА ——————— —————————————————— ваза а) клюв, б) чайка, в) гнездо, г) перья, д) крылья 5. ПЕРЧАТКА САПОГ ——————— —————————————————— рука а) чулки, б) подошва, в) кожа, г) нога, д) щетка 6. ТЁМНЫЙ МОКРЫЙ ——————— —————————————————— светлый а) солнечный, б) скользкий, в) сухой, г) теплый, д) холодный 7. ЧАСЫ ТЕРМОМЕТР ——————— —————————————————— время а) стекло, б) температура, в) кровать, г) врач, д) боль 8. МАШИНА ЛОДКА ——————— —————————————————— мотор а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег 9. СТОЛ ПОЛ ——————— —————————————————— скатерть а) мебель, б) ковёр, в) пила, г) доски, д) гвозди 10. СТУЛ ИГЛА ——————— —————————————————— деревянный а) острая, б) тонкая, в) блестящая, г) стальная, д) короткая Субтест 4 (обобщение) Каким общим понятием их можно объединить? 1. Метла, лопата…. 6. Шкаф, диван… 2. Лето, зима…. 7. Май, август… 3. Окунь, карась…. 8. День, ночь… 4. Огурец, помидор…. 9. Слон, собака… 5. Сирень, жасмин…. 10. Дерево, цветок…. Ключ
|