Файл: Сборник диагностических методик, используемых в работе с детьми с зпр в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3-й класс

Субтест 1
Подчеркни одно слово, которым нужно закончить предложение.
1. На ветвях деревьев всегда есть...
а) иней, б) плоды, в) почки, г) кора, д) листья.
2. У каждой собаки есть... (выбрать одно словосочетание)
а) чёрное ухо, б) пушистый хвост, в) четыре лапы, г) длинная шерсть.
3. У лошади всегда есть...
а) конюшня, б) подкова, в) уздечка, г) грива, д) седло.
4. Год, месяц, неделя, минута — это...
а) времена года, б) дни, в) время, г) длина, д) век.
5. Крылатая летательная машина — это...
а) самолёт, б) ракета, в) вертолёт, г) воздушный шар.
6. У кустарника всегда есть...
а) листья, б) корень, в) плоды, г) цветы, д) тень.
7. Километр, метр, сантиметр, миллиметр — это...
а) длина, б) сумма, в) масса, г) площадь, д) объём.
8. В предложении всегда есть...
а) точка, б) восклицательный знак, в) вопросительный знак, г) слово,
д) запятая.
9. Сутки — это...
а) 20 часов, б) 12 часов, в) 10 часов, г) 23 часа, д) 24 часа.
10. Число «25» делится без остатка на...
а) 5, б) 6, в) 3, г) 8, д) 7.
Субтест 2
В каждом ряду слов зачеркни лишнее:
1. а) метр, б) дециметр, в) килограмм, г) сантиметр, д) километр.
2. а) сахар, б) соль, в) мука, г) вода, д) чашка.
3. а) дождь, б) град, в) лёд, г) ветер, д) снег.
4. а) плащ, б) костюм, в) платье, г) туфли, д) пальто.
5. а) солнце, б) свеча, в) звезда, г) река, д) лампа.
6. а) минута, б) секунда, в) час, г) сутки, д) утро.
7. а) около, б) кольцо, в) колоть, г) колесить, д) околица.
8. а) капуста, б) помидор, в) морковь, г) лук, д) яблоко.
9. а) колхоз, б) дежурный, в) однажды, г) пятница, д) лопата.
10. а) корень, б) суффикс, в) окончание, г) прилагательное, д) приставка.

Субтест 3
Дано три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведенных ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово (словосочетание) подчеркни.
1. ХЛЕБ — ЗЕРНО. РЕКА —
а) ручей, б) вода, в) родник, г) море, д) лужа.
2. ДОБРО — ЗЛО. НЕЖНОСТЬ —
а) грубость, б) любовь, в) жадность, г) ненависть, д) зависть.
3. ДЕРЕВО — ВЕТКА. КНИГА —
а) буква, б) древесина, в) картинка, г) слово, д) страница.
4. ДЯДЯ СТЁПА — ГУЛЛИВЕР. ДЮЙМОВОЧКА —
а) мышка, б) гном, в) Иванушка, г) Мальчик-с-Пальчик, д) лилипут.
5. ПТИЦА — САМОЛЁТ. РЫБА —
а) подводная лодка, б) вертолёт, в) корабль, г) чайка, д) машина.
6. ВИШНЯ — САД. КОЛОС —
а) лес, б) поле, в) земля, г) зерно, д) луг.
7. ЧИСЛО — ЦИФРЫ. СЛОВО —
а) книга, б) фраза, в) буквы, г) читать, д) рассказ.
8. БОЛЕЗНЬ — ЛЕЧЕНИЕ. ПОЛОМКА —
а) мастер, б) ремонт, в) деталь, г) смазка, д) мастерская.
9. БЕЖАТЬ — СТОЯТЬ. КРИЧАТЬ —
а) молчать, б) шептать, в) шуметь, г) звать, д) говорить.
10. ПАРОВОЗ — ВАГОНЫ. КОНЬ —
а) конюх, б) лошадь, в) ехать, г) конюшня, д) телега.
Субтест 4
Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами. Например: ТРАМВАЙ, АВТОБУС — это виды пассажирского транспорта.
1. ГОД, НЕДЕЛЯ — это ...
2. ВЕТЕР, ТУЧА — это ...
3. ДИВАН, СТОЛ — это ...
4. КОНЬ, СОБАКА — это ...
5. ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ — это ...
6. ШАПКА, ПЛАТОК — это ...
7. МУРАВЕЙ, ДУБ — это ...
8. ОБРУЧ, МЯЧ — это ...
9. ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ — это ...
10. СЕНТЯБРЬ, ИЮНЬ — это ...

Субтест 5
Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.
1) 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, …     6) 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, …
2) 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52, …   7) 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, …
3) 30, 39, 48, 57, 66, 75, 84, …   8) 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, …
4) 15, 35, 55, 75, 95, 115, …       9) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …
5) 2, 8, 32, 128, 512, …               10) 4, 40, 400, 4000, 40000, …

Ключ

п/п

Суб.1

Суб.2

Суб.3

Суб.5

Суб.4

2 балла

1 балл

0 баллов

1.

в

в

б

43

время

дни

времена года

2.

в

д

а

59

явл. природы

природа

дождь

3.

г

г

д

93

мебель

гарнитур

деревянные

4.

в

г

г

135

дом. животные

животные, звери

 

5.

а

г

а

2048

части слова

русский язык

часть речи

6.

б

д

б

51

головн. убор

одежда

пуховые

7.

а

в

в

76

живой организм

природа

муравей
на дубе

8.

г

д

б

88

игровые
предметы

игрушки

круглые

9.

д

в

а

384

школьные
принадлежности

вещи

лежат в
портфеле

10.

а

г

д

400000

месяцы





4-й класс


Субтест 1
Подумайте и закончите предложение, используя один из приведённых ответов. Нужный ответ подчеркните.
1. У дерева всегда есть...
а) листья, б) плоды, в) почки, г) корень, д) тень.
2.У лошади всегда есть...
а) подкова, б) конюшня, в) седло, г) грива, д) уздечка.
3. Леса никогда не бывают без...
а) птиц, б) зверей, в) травы, г) болот, д) деревьев.
4. Настоящий товарищ всегда...
а) дисциплинирован, б) добр, в) приветлив, г) силён, д) поможет.
5. Дисциплинированность — это...
а) ответственность, б) послушание, в) скромность, г) застенчивость,
д) вежливость.
6. У книги всегда есть...
а) иллюстрации, б) автор, в) страницы, г) стихи, д) рассказы.
7. Полезными ископаемыми называется всё то, что ...
а) находится под землёй, б) приносит пользу людям, в) добывают из-под земли, г) нефть, газ, уголь, железо, д) человек берёт у природы.
8. Тундра находится...
а) на юге, б) на севере, в) на востоке, г) на западе, д) на юго-западе.
9. Четверг, пятница, суббота, среда, вторник — это...
а) время, б) сутки, в) дни недели, г) дни, д) времена года.
10. Город Москва — это столица...
а) Грузии, б) Украины, в) России, г) Латвии, д) Польши.


Субтест 2
Дано пять слов. Подумайте, и найдите такое слово или словосочетание, которое является лишним. Подчеркните его.
1. а) коза, б) баран, в) рысь, г) корова, д) лошадь.
2. а) дорога, б) проезжая часть, в) тротуар, г) перекрёсток, д) дом.
3. а) шкаф, б) стул, в) кровать, г) печь, д) тумбочка.
4. а) отвёртка, б) болт, в) сверло, г) молоток, д) замок.
5. а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) глагол, г) предлог, д) наречие.
6. а) красный, б) розовый, в) бордовый, г) жёлтый, д) оранжевый.
7. а) тюльпан, б) ромашка, в) гвоздика, г) роза, д) ольха.
8. а) хоккей, б) футбол, в) шашки, г) волейбол, д) баскетбол.
9. а) отважный, б) смелый, в) храбрый, г) талантливый, д) трусливый.
10. а) бережливость, б) обязанность, в) добросовестность, г) ответственность, д) старательность.
Субтест 3
Дано три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведённых ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово (словосочетание) подчеркнуть.
1. ИСКАТЬ — НАХОДИТЬ. ДУМАТЬ —
а) расследовать, б) запоминать, в) приходить к выводу, г) забывать,
д) рассуждать.
2. ГОЛОД — СЛАБОСТЬ. ТРУД —
а) усилие, б) отдых, в) плата, г) усталость, д) подъём.
3. САМОЛЁТ — СИГНАЛЬНЫЕ ОГНИ. КОРАБЛЬ —
а) сирена, б) бакен, в) маяк, г) парус, д) мачта.
4. АВТОБУС — ЕХАТЬ. БАРАБАН —
а) стучать, б) звать, в) играть, г) брать, д) завязывать.
5. САД — ДЕРЕВЬЯ. ВАЗА —
а) сосуд, б) цветы, в) украшение, г) держатель, д) приспособление.
6. ТУНДРА — КРАЙНИЙ СЕВЕР. ПУСТЫНЯ —
а) жара, б) сухо, в) песок, г) Юг, д) лето.
7. РАСТЕНИЕ — СЕМЯ. КУРИЦА —
а) мясо, б) перо, в) лететь, г) яйцо, д) клюв.
8. КОЗА — ЖИВОТНОЕ. ХЛЕБ —
а) обед, б) пища, в) батон, г) тарелка, д) булка.
9. РОЖЬ — ПОЛЕ. ЯБЛОНЯ —
а) сажать, б) яблоки, в) урожай, г) сад, д) дерево.
10. ПАРОХОД — ПРИСТАНЬ. ПОЕЗД —
а) депо, б) вокзал, в) рельсы, г) шпалы, д) вагоны.


Субтест 4
Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами.
Пример: ТРАМВАЙ, АВТОБУС — это виды пассажирского транспорта.
1. КОРОВА, ЛОШАДЬ —         это …
2. МУРАВЕЙ, ДУБ — это …
3. ЧЕЛОВЕК, ПТИЦА — это …
4. ОЗЕРО, РЕКА — это …
5. ПОРТФЕЛЬ, РУЧКА — это …
6. ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА — это …
7. САМОЛЁТ, ПАРОВОЗ — это …
8. ЛЫЖИ, КОНЬКИ — это …
9. ГОЛОД, ЖАЖДА — это …
10. ВАГОН, ТЕЛЕГА — это …
Субтест 5
Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.

1.          16,    21,    26,     31   …          

2.           2,      6,     10 14 …

3.           10,     7,    12,     9,    14, 11   …

4.           8,       2,       8,       3,       8,       4,       …

5.           3        5        7        9 …
6.           1,       3,       5,       7,       9,       11,     …

7.           10,     7,       12,     9,       14,     11,     16,     …

8.           6,       9,       12,     15,     18,     …

9.           21,     42,     84,    168   …

10.        4,       1,       5,       2,       6,       3,       …


Ключ

п/п

Суб.1

Суб.2

Суб.3

Суб.5

Суб.4

 

2 балла

1 балл

0 баллов

1.

г

в

в

63

дом. животные

животные

живут в сарае

2.

г

д

г

8

жив. организмы

животные

живут в лесу

3.

д

г

а

14

жив. организмы

природа

летают, ползают

4.

д

д

а

8

Водоемы

вода

текут

5.

а

д

б

81

Школьные принадл.

вещи

лежат
в портфеле

6.

в

г

г

13

плоды

имеют
кожуру

красные

7.

г

д

г

13

Транспорт

машины

железные

8.

б

в

б

21

Спорт. инвентарь

кататься

вещи
для катания

9.

в

г

г

105

Состояние человека

страдание

хотеть есть

10.

в

б

б

7,4

прицеп

везет за собой









2.Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (для 4класса)

(апробированная Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басовым)

ОПИСАНИЕ НАБОРА МЕТОДИК

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками. Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. При подборе заданий составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями программы обучения в выпускном классе начальной школы.

В набор включены следующие шкалы:

1. Общая осведомленность. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.


2. Сложение чисел с переключением. Методика направлена на изучение психического темпа, устойчивости и колебаний внимания, переключаемое™, утомляемости. Позволяет оценить сформированность устного счета в пределах 20, понимание и способность следовать словесной инструкции, скорость формирования новых способов действия.
3. Исправь ошибки. Направлена на изучение внимательности, сформированности функции контроля.
 4. Воспроизведение рассказа. Направлена на определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти.
 5. Смысловая память. Оценивается способность ребенка к смысловому запоминанию.
 6. Составление фразы из трех слов.
7. Составление фразы из четырех слов. Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению смысловых логических связей.
 8. Сравнение понятий.
 9. Классификация (исключение лишнего понятия).
10.Простые аналогии (анализ отношений понятий
).
 11. Выделение существенных признаков. Эти методики направлены на изучение основных мыслительных операций на вербальном уровне.
12. Арифметика. Выявляется уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводится в групповой или индивидуальной форме. Количество детей в группе не должно быть слишком большим, особенно если дети относятся к группе риска по успеваемости или поведению. Оптимально — 5–7 человек. Дети выполняют задания на бланке.

Перед началом дается общая инструкция следующего содержания:
Дорогие ребята!

Вы скоро будете переходить в 5-й класс. За время обучения в начальной школе вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько заданий
, и мы с вами узнаем, что вы научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять вам, как выполнять каждое задание.

Время на выполнение каждого задания ограничено. Вы будете начинать и оканчивать работу по моему сигналу. Приступать к выполнению следующего задания можно только после объяснения. Прошу вас ничего не говорить вслух. Если что-то будет непонятно, поднимите руку, я к вам подойду.

Перед каждой новой методикой дается инструкция (см. Приложение) и проводится обучение (сложение чисел с переключением) или разбирается пример (сравнение, аналогии, составление фраз).

В целом проведение всего набора занимает около 90 минут (2 урока по 45 минут).

Во время исследования нельзя оказывать никакой помощи, кроме стимулирующей.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Производится оценка результатов в соответствии с указаниями в рабочей тетради экспериментатора (см. Приложение). Подсчитывается количество баллов по каждой методике и сумма баллов по шкалам 1, 3–12. Результаты заносятся в сводную таблицу и сравниваются с нормами, представленными в таблице № 5 «Нормы результатов».

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

В качестве единиц анализа для удобства обработки и определения возрастных норм используются сырые баллы без перевода в стандартные оценки. Определяется максимальное и минимальное выборочное значение, среднее и два процентиля — 25-й и 75-й (количество целых баллов, набранное 25 и 75 процентами испытуемых соответственно).

Итоговый показатель здесь и выше подсчитывался следующим образом. Суммарный балл получался простым сложением сырых баллов, набранных по шкалам № 1–12, так как полученные по этим шкалам баллы прямо пропорциональны уровню развития соответствующих психических функций. Для удобства пользователя не строились таблицы перевода сырых балов в стандартные оценки, а подсчитывались процентили, не менее эффективно обеспечивающие возможность определения соответствия результатов возрастной норме. При интерпретации результатов предлагаемого набора не производится построение профиля испытуемого, а набранные им сырые баллы по шкалам и подсчитанный итоговый показатель сравниваются с данными, приведенными в таблице.

 – Если значение набранных испытуемым баллов находится между 25-м и 75-м процентилем, включая граничные значения, то результаты соответствуют возрастной норме, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 4–7 стенов.


– Если значение набранных испытуемым баллов находится ниже 25-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически ниже возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 1–3 стена.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится выше 75-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически выше возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 8–10 стенов.

Нормы результатов выполнения набора методик (в сырых баллах)

1 — общая осведомленность







2 — сложение чисел с переключением

3 — исправь ошибки




среднее




6,83




25 процентиль

6,00

75 процентиль

8,00

минимум

4,00

максимум

10,00

стандартное
отклонение

1,40




среднее




7,98




25 процентиль

7,00

75 процентиль

9,00

минимум

0,80

максимум

13,00

стандартное
отклонение

2,53




среднее




5,39




25 процентиль

3,00

75 процентиль

8,00

минимум

0,00

максимум

10,00

стандартное
отклонение

2,78