Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 457

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» г.НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»)
629730, г. Надым, ул. Зверева ,9/1, тел./факс: 8 (3499)53-69-00, 56-87-98 ОКПО 54107303, ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/
890301001, р/сч. № 40204810000000000007 в РКЦ г. Салехард, л/сч. 074070100, е-mail: elochka-ds@yandex.ru
СБОРНИК
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕТЕЙ С ОВЗ В ТАБЛИЦАХ И АЛГОРИТМАХ»
г.Надым, 2017г.
43

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка ……………………………...........................................3
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребѐнка с ОВЗ в условиях Лекотеки…………………………………………….6
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями интеллекта……………………………….........................9
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи ……………………………………………………………..45
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС …………………….65
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения ……………………………………………………...76
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха………………………………………………………..102
Использованная литература …………………………………….........................108
Приложение ……………………………………………………………………….109 1

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Сборник «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в таблицах и
алгоритмах». - МДОУ«Детский сад«Ёлочка»г.Надыма», 2017.
В сборник включены материалы практического назначения по сопровождению детей с особыми возможностями здоровья основных диагностических категорий: с нарушениями интеллекта, с расстройствами аутистического спектра, с тяжѐлыми речевыми нарушениями, с нарушениями слуха и нарушениями зрения. Описаны клинические характеристики указанных нарушений, особенности формирования личности и высших психических функций у детей; включены примеры заданий, игр и упражнений для обследования детей с ОВЗ, приѐмы и материалы для коррекции нарушенных психических функций; приводятся рекомендации по организации и проведению диагностического обследования дошкольников, по применению различных приѐмов с детьми с
ОВЗ.
Сборник может использоваться специалистами и педагогами дошкольных образовательных организаций в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Может быть полезен родителям, воспитывающих детей с ОВЗ, при организации развивающей работы с ребѐнком в домашних условиях.
Пособие разработано рабочей группой МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г.Надыма». Составители:
Костылева А.М. , Романова Е.В., Выханская И.В., Максимова Т.Д., Кузнецова В.В., Филимонова
Н.С., Савина Т.А.- г.Надым, 2017г.
2


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение в действие Профессионального стандарта педагога «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» коренным образом меняется роль и функции педагога, его профессионализм становится решающим фактором развития ребѐнка. От качества профессиональной деятельности педагога зависит качество дошкольного образования в целом.
Обозначенный документ выдвигает новые требования к квалификации педагога, к его личностным и профессиональным характеристикам. В наше время педагог должен обладать необходимыми профессиональными компетенциями, которые дают ему возможность выполнять профессиональную деятельность со всеми категориями детей, включая детей с особыми возможностями здоровья. В соответствии с Профессиональным стандартом педагог должен:
«- использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный
процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; …учеников с
ограниченными возможностями и т.д.;
- …принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная
установка на оказание помощи любому ребѐнку;
- оказать адресную помощь ребѐнку своими педагогическими приѐмами;
- владеть психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми
для работы с различными учащимися: одарѐнные дети, социально уязвимые дети, попавшие в
трудные
жизненные
ситуации,
дети-мигранты,
дети-сироты,
дети
с
особыми
образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями
поведения, дети с зависимостью».
На фоне обновления требований к качеству деятельности педагога дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) очерчивается проблема расширения профессиональных компетенций в части сопровождения детей «особых» категорий.
В сборник «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в таблицах и алгоритмах» включены материалы практического назначения по сопровождению детей с особыми возможностями здоровья основных диагностических категорий: с нарушениями интеллекта, с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), с тяжѐлыми речевыми нарушениями, с нарушениями слуха и нарушениями зрения.
Отличительной характеристикой сборника является включение в его содержание материалов, самостоятельно подобранных составителями на основе тщательного изучения библиотечных фондов и электронных источников рунета, их переработки и систематизации, дополненных разработками, успешно апробированными в процессе коррекционной деятельности с дошкольниками с ОВЗ в условиях Лекотеки МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г.Надыма».
Наряду с широко применяемыми в практике специального образования материалами аналогичного содержания (авторов Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, С.Г. Шевченко, А.А.
Катаевой, Л.В. Лопатиной, Иванова Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. и др.), подготовленный сборник имеет ряд особенностей. В одном издании объединѐн информационно-методический материал с описанием клинических характеристик указанных нарушений, особенностей формирования личности и высших психических функций у детей; включены примеры заданий, игр и упражнений для обследования детей с ОВЗ, приѐмы и материалы для коррекции нарушенных психических функций; приводятся рекомендации по организации и проведению диагностического обследования дошкольников; даются методические рекомендации по применению различных приѐмов с дошкольниками, рекомендации родителям, воспитывающих детей с ОВЗ. Б
Ó
льшая часть содержания сборника в течение трѐх лет апробировалась специалистами ДОУ при организации практической коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ в условиях функционирования Лекотеки МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г.Надыма», а также в рамках реализации проекта «Обновление модели психолого-педагогической поддержки семей
3


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Надымского района, воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, на основе интеграции Консультационного центра и Лекотеки с применением дистанционных форм».
Следует отметить несколько общих положительных эффектов апробации: совершенствование профессионального мастерства и амплификация психолого-педагогических и методических знаний педагогических работников, взаимодействующих с детьми «особых» категорий; обретение специалистами ДОУ возможности наращивания коррекционных мощностей путѐм освоения и практического применения представленных в сборнике информационно- методических материалов; способность педагогов адаптироваться к расширению предъявляемых
ФГОС ДО требований и возрастанию объѐмов решаемых задач.
С созданием в Консультационном центре ДОУ платформы для виртуального общения с родителями и педагогами у составителей появилась возможность распространять накопленный опыт, изложенный в сборнике, в дистанционном формате. Это позволяет решать ряд важных задач: обеспечивается доступность дошкольного образования, соблюдается единство и преемственность семейного и общественного воспитания, повышается педагогическая компетентность родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста. Тем самым, увеличивается охват семей, нуждающихся в раннем выявлении и решении проблем в развитии ребѐнка, для его успешной социализации; расширяются границы оказания бесплатной консультативной помощи населению.
Практическая значимость образовательного продукта подтверждена результатами проведѐнного в ДОУ мониторинга по изучению образовательных потребностей педагогических работников. Полученная в ходе аналитики информация выявила ряд профессиональных затруднений педагогов, связанных, в первую очередь, со сложностями взаимодействия с детьми с особыми возможностями здоровья и оказанию им адекватной помощи.
Теоретической основой сборника выступают исходные положения трудов Л.С. Выготского
(концепция развития высших психических функций, понятие «зона ближайшего развития», концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений, учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей), Д.Б. Эльконина (концепция периодизации психического развития в онтогенезе, понятие «ведущая деятельность», психологическая теория игры, исследования формирования личности ребѐнка), А.Р. Лурии (теоретические основы нейропсихологии, положения о соотношении мозга и психики), А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского,
А.Р. Лурии, Ж.Пиаже (концепция о соотношении мышления и речи), Л.С. Выготского, А.Р. Лурии
(концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребѐнка). В тексте указаны ссылки на научные источники по использованию ключевых положений, которые получили развитие в образовательном продукте.
Представленные в сборнике практические материалы учитывают специальные требования к структуре, примерному содержанию и условиям реализации коррекционного процесса, а также возрастные, индивидуально-типологические особенности, образовательные потребности детей
«особых» категорий и основные принципы коррекционной дошкольной педагогики:
▪ принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребѐнка и формировании «зоны ближайшего развития»;
▪ принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
▪ принцип учѐта соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребѐнка;
▪ принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;
▪ принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно- педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребѐнка, их структуре и выраженности;
▪ деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учѐтом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребѐнка;
▪ принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.
4


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Разработанный продукт соответствует запросам потребителей образовательных услуг: прежде всего, педагогических работников, участвующих в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников «особых» категорий и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Статистика последних лет, проводимая в рамках деятельности территориальной психолого- медико-педагогической комиссии, указывает на значительный рост количества детей с выраженными проблемами в развитии. Дети с ОВЗ – это сложная и весьма неоднородная категория, в работе с которой не существует готовых «рецептов». Чтобы обеспечить продвижение ребѐнка вперѐд, специалисты должны подбирать педагогические приѐмы и коррекционный материал адресно, под индивидуальные возможности и особенности конкретного дошкольника.
Важно отметить, что чем больше коррекционно-педагогических методов и приѐмов в арсенале педагога, тем выше вероятность того, что некоторые из них окажутся работающими и продуктивными. Поэтому работа с дошкольниками с особыми образовательными потребностями требует, прежде всего, высокой квалификации специалистов, достаточных знаний об особенностях детей с ОВЗ и владения широким коррекционным ресурсом.
Результаты опроса родителей детей указанных категорий также свидетельствует о востребованности предоставления необходимой информации по исходной проблематике и формирования практических навыков в решении детских проблем.
Сборник может использоваться специалистами и педагогами дошкольных образовательных организаций в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предполагается, что применение материалов сборника будет способствовать расширению когнитивно-деятельностного компонента профессионального мастерства педагогических работников образовательных организаций муниципального образования, их успешной самореализации, упрочению готовности педагогов к участию в коррекционном процессе и, как следствие, достижению современного качества образования.
Сборник успешно прошѐл внешнюю экспертизу Международного научно-методического проекта «Методичка.орг», в ходе которой подтверждена его актуальность, новизна, практическая значимость и востребованность в педагогическом социуме.
Материалы сборника в 2016-2017гг. отмечены дипломом I степени конкурса
Международного научно­методического проекта «Методичка.орг» «Знаний Свет», дипломом победителя Всероссийского профессионального фестиваля «Педагог года-2017», дипломом I степени ΙΙΙ Международного конкурса профессионального мастерства «Я психолог»; публикация размещена на странице Фестиваля-конкурса «Я – психолог» Всероссийской академии образования и воспитания.
Внедрение образовательного продукта в массовую образовательную практику возможно при наличии в образовательной организации необходимых ресурсов: кадровых (педагогических работников, мотивированных и готовых к реализации коррекционно-образовательного процесса),
материально-технических (достаточной для обеспечения полномасштабной коррекционно- развивающей деятельности развивающей предметно-пространственной среды), нормативно-
правовой базы,регламентирующей образование лиц с ОВЗ.
Разработчиками определены риски внедрения инновационного продукта в образовательных организациях: низкая мотивационная готовность педагогических работников к повышению уровня профессионального мастерства в решении вопросов оказания адресной помощи детям с ОВЗ; недостаточный уровень профессиональной квалификации педагогов и специалистов ДОО, участвующих в коррекционно-образовательном процессе.
Таким образом, требуется разработка и реализация ряда практико-ориентированных мероприятий, направленных на минимизацию рисков и их устранение. Предполагается проведение в педагогическом сообществе мастер-класса по передаче накопленных знаний и умений с демонстрацией педагогических техник по взаимодействию с детьми с особыми образовательными потребностями. Часть мероприятий будет направлена на информационно- просветительскую деятельность с педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций по формированию адекватных социальных представлений по отношению к детям с
ОВЗ.
5


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения
ребѐнка с ОВЗ в условиях Лекотеки
Этапы
Шаги, содержание деятельности
1 этап –
1. Комплексное обследование детей с нарушениями развития:
диагностичес-
1) сбор анамнестических данных:
кий
семейный анамнез (анализируются сведения о семье ребѐнка и наследственности, описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из еѐ членов, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика; описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребѐнок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственной вредности и длительность работы с ней; даѐтся оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребѐнку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам);
личный анамнез ребѐнка (учитывает, как протекала у матери беременность, описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода; перечисляются перенесѐнные ребѐнком заболевания, фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; выясняется, где, как и кем воспитывался и обучался ребѐнок до момента обследования, посещал ли ясли, сад (какой период), получал ли и какую именно коррекционно- педагогическую помощь;
ознакомление специалистов с результатами медицинского обследования по
документации – изучение истории развития ребѐнка, заключений специалистов и т.д.
2) педагогическое изучение детей с нарушениями развития (методы:
целенаправленное наблюдение, изучение медицинской документации, посещение семьи, беседы с родителями и с ребѐнком, специальные исследования; изучение работ ребѐнка, опрос педагогов (родителей);
3) социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияние на развитие ребѐнка (уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи, материальная обеспеченность, жилищно-бытовые условия, особенности взаимоотношений в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей);
4)