Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 462

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Приложение 1
Наличие (перечень) диагностического инструментария
для проведения психологического обследования

Название методики
Автор
Назначение, цель тестирования
Возрастная
п/п
категория
Познавательная сфера
1.
Методика «Запоминание 10
А.Р.Лурия
Исследование объема и скорости
5-7 лет слов» слухоречевого запоминания, возможности и объема отсроченного воспроизведения
2.
Методика «Запомни и назови»:
Немов Р.С.
Определение уровня объѐма
4-7 лет
- для детей с 4 лет – 8 кратковременной зрительной предметных картинок; памяти
- для детей с 5 лет – 10 предметных картинок
3.
Методика «Дорисуй фигуры» под ред.Урунтаевой
Изучение оригинальности решения
5-7 лет
Г.А. задач на воображение, уровня развития образного мышления, воссоздающего воображения
4.
Методика Пьерона-Рузера
Пьерон Рузер
Изучение возможности удержания
5-7 лет инструкции (программы, алгоритма деятельности), целенаправленности деятельности, устойчивости, распределения и переключения внимания, динамики изменения темпа деятельности, динамики изменения количества ошибок, динамики работоспособности и еѐ влияния на количество ошибок, характера необходимой мотивации деятельности
(мотивация достижения, соревновательная, игровая и т.п.)
5.
Методика «Бусы»
Венгер А.Л.
Исследование скорости
5-7 лет врабатываемости, темпа деятельности, концентрации внимания, сформированности внутреннего плана деятельности, умения слушать взрослого и переводить речевую инструкцию в план практических действий, тревожности, развития тонкой моторики
6.
Методика «Молчаливая
Абрамова Г.С.
Цель: вывести на уровень
5-7 лет страничка» материализованного действия ориентацию ребѐнка в пространстве, материализация пространственных признаков объекта
(через символическое обозначение), организация действий с пространственной символикой
109

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
7.
Методика «Исключение
Белопольская Н.Л.
Выявить способность детей
5-7 лет предметов» («Четвѐртый выделять в предметах их лишний»): существенные признаки и делать модифицированная на этой основе необходимые психодиагностическая обобщения; уровень развития методика категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков
8.
Опросник ориентировочного Я.Йирасек
Оценка словесно-логического
6-7 лет теста школьной зрелости мышления. Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах
9.
Методика «Дорисовывание
Дьяченко О.М.
Определение уровня развития
5-7 лет фигур» воображения, способности создавать оригинальные образы
10.
Методика
«Разрезные Модификация субтеста А. Выявление состояния наглядно-
4-5 лет картинки»:
Бине образного мышления,
- для детей 3,5-4 лет - 2-х и сформированности целостного
4-х-составные картинки; восприятия
- для детей 4,5-5 лет – 3-х, 4- х-составные картинки.
11.
Методика «Чего не
С.Д.Забрамная
Исследование целостности
4-5 лет хватает?» зрительного восприятия, наблюдательности, зрительного внимания, характера эмоциональных реакций
12.
Методика «Зашумлѐнные
С.Д.Забрамная
Исследование навыков
4-5 лет изображения» зрительного внимания в перцептивно сложном фоне
(шуме),навыковцелостного осознания и умения выделять предмет из шума, изучение помехоустойчивости
13.
Методика «Наложенные
С.Д.Забрамная
Исследование целостности
4-5 лет изображения» зрительного восприятия, наблюдательности, активности зрительного внимания
14.
Методика «Почтовый ящик» Л.А.Венгер,
Исследование наглядно-
3-5 лет
(«Коробочка форм»)
Г.Л.Выгодская, действенного мышления, способа
Э.И Леонгард деятельности, понимания инструкции, проявления интереса, эмоциональной реакции, состояния моторики
(ловкости захвата вкладок), сосредоточенности в процессе работы
15.
Методика «Матрѐшка»:
С.Д.Забрамная
Исследование наглядно-
4-5 лет
- для детей до 5 лет 3-4-5- действенного мышления, способа составная; деятельности, понимания
- для детей с 5 лет - 6- инструкции, возможности составная использования помощи, проявления интереса, эмоциональной реакции, сосредоточенности в процессе работы, состояния моторики, сформированности понятия величины
16.
Методика «Пирамидка»:
С.Д.Забрамная
Исследование наглядно-
3-5 лет
- для детей 3-5 лет - 4-5 действенного мышления, способа колец большого размера; деятельности, понимания
- для детей от 5 лет - 6-8 инструкции, возможности колец меньшего размера использования помощи,
110


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник проявления интереса, эмоциональной реакции, сосредоточенности в процессе работы, состояния моторики, сформированности понятия величины и цвета
17. Методика
«Прогрессивные Джон Равен и Л.Пенроуз
Измерение уровня
4-7 лет матрицы Равена» цветной интеллектуального развития, вариант: изучение наглядно-образного,
- для детей 4-5 лет - серия А; логического мышления, оценка
- для детей 6-8 лет серии А, умения решать задачи на простую
Ав, В. аналогию
18. Методика «Сравни
С.Д.Забрамная
Исследование основных свойств
4,5-7 лет картинки» внимания
(устойчивость, переключаемость, концентрация, активность, распределение), наблюдательности
19. Задание
«Двойные С.Д.Забрамная
Изучение избирательности
4,5-6 лет изображения» восприятия, определение способности переключатьсяс одного объекта на другой
20. Методика «Найди такую же
С.Д.Забрамная
Выявить особенности внимания,
4-5 лет картинку наблюдательность; наличие интереса к работе
21. Методика «Найди пару»
С.Д.Забрамная
Выявить особенности внимания,
4-5 лет наблюдательность; наличие интереса к работе
22. Методика «Лабиринт»
С.Д.Забрамная
Выявить понимание инструкции,
4-5 лет особенности зрительного восприятия, концентрацию, устойчивость, объѐм внимания в процессе деятельности, целенаправленность и планирование деятельности, наличие самоконтроля
23. Методика
«Невербальная Т.Д.Марцинковская
Исследование способности
4-7 лет классификация» устанавливать характер процесса
(для детей 4-5 лет – обобщения и абстрагирования; классификация на 2 группы: способности группировки
10 предметных картинок по объектов на основе существенных
5 штук на каждую группу признаков; обдуманности далѐких друг от друга по действий; способности смыслу понятий, например: устанавливать логические связи;
«овощи» - «одежда») объѐм и устойчивость внимания; работоспособность
24. Методика
Лаврентьева Т.В.
Изучение уровня развития
4-5 лет
«Конструирование по пространственного восприятия на образцу» основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве, уровня развития действий моделирования и оперирования объемными формами
25. Методика
«Установление С.Д.Забрамная
Оценка качества мышления,
5-7 лет последовательности изучение способности событий» устанавливать пространственно- временные и причинно- следственные связи по серии сюжетных картинок, делать обобщения, давать оценки воспринимаемым ситуациям
111


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
26. Методика «Нелепицы»
С.Д.Забрамная
Выявление элементарных
4-6 лет образных представлений ребѐнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; установить характер эмоциональных реакций ребѐнка и выяснить некоторые особенности восприятия, стойкости интереса к предложенному заданию, устойчивости внимания, способности к длительному волевому усилию
27. Методика
«Отгадывание С.Д.Забрамная
Исследование понимания
4-7 лет загадок» ребѐнком иносказательного смысла загадок, способности использовать свои знания и имеющийся жизненный опыт; исследование характера эмоциональных реакций и наличие
(отсутствия) интереса к предложенной работе
28. Методика Векслера
Дэвид Векслер
Изучение структуры интеллекта;
5-7 лет дифференцирование здоровых и умственно отсталых детей, изучение интеллектуальной деятельности детей с ЗПР, анализ причин неуспеваемости
29. Методика
«Простые Богданова Т.Г.
Выявить характер логических
6-7 лет аналогии» связей и отношений между понятиями; исследование логичности и гибкости мышления
30. Методика «Интервью»
Н.Я.Головнева,
Оценка словесно-логического
6-7 лет
М.Н.Ильина, мышления; определение понятий,
Л.Г.Парамонова
«365 объяснение причин, выявление проверочных заданий и сходства и различий в объектах упражнений для подготовки к школе».
Мотивационная и эмоционально-волевая сфера
31. Тест Карстена
А.Карстен
Определение структуры волевой
5-7 лет сферы, исследование психического пресыщения, целеобразования, возможности удержания ивосстановления побуждения; изучение личности в процессе деятельности
32. Методика
«Графический Эльконин Д.Б.
Изучение особенностей
6-7 лет диктант» внимания, определение умения ребѐнка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые в устной форме, и возможность самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
33. Методика «Домик»
Гуткина Н.И.
Цель: выявление уровня
5-7 лет зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки.
112

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Социальная сфера
34. Методика «Два домика»
И.Вандвик, П.Экблад
Определение круга значимого
5-7 лет общения ребѐнка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы
35. Методика
Рене
Жиля Rene’ Gille
Исследование социальной
5-7 лет
(адаптированный вариант) приспособленности ребѐнка, круга его личностных отношений, особенностей его взаимоотношений с окружающими; выявление наличия конфликтных областей сферы общения ребѐнка
36. Методика
«Социометрия» Дж. Морено
Изучение общения ребѐнка со
5-7 лет
(модификация «Маски») сверстниками, определение статусного места в группе
Личностная сфера
37. Опросник С.А.Банкова
Банков С.А.
Цель: определение степени
6-7 лет психосоциальной зрелости.
38. Тест-опросник
«Школьная
Цель: определение сформированности
6-7 лет мотивация»
«внутренней позиции школьника».
39. Тест
«Мотивационная А.Л.Венгер
Цель: диагностика внутренней
6-7 лет готовность» позиции школьника.
40. Проективная методика «Дом- Дж. Бук
Цель: исследование личности ребѐнка
5-7 лет дерево-человек»
41. Тест «Лесенка»
Щур В.Г.
Исследование самооценки ребѐнка
5-7 лет
42. Тест
«Несуществующее М.3.Друкаревич
Исследование личностных качеств
5-7 лет животное»
43. Тест «Тест Розенцвейга».
Модификация
Исследование реакций на неудачу и
5-7 лет
Методика рисуночной Н.В.Тарабриной способоввыходаизситуаций, фрустрации. Детский вариант препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности
44. Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки и
Определение уровня тревожности 4,5-7 лет
«Выбери нужное лицо»
В.Амен ребѐнка
45. Опросник «Страхи в домиках» М.А.Панфилова
Определение наличия и характера
5-7 лет детских страхов
46. Методика «Игра в секрет»
Т.А.Репина
Определение уровня благополучия
5-7 лет взаимоотношений в группе; эмоциональное самочувствие детей в системе личных взаимоотношений
113