Файл: Страх и его последствие для подростка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.













ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР ГИМНАЗИЯ №

ИТОГОВЫЙ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ЗА КУРС СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ТЕМА:

«Страх и его последствие для подростка»

Направление: Биология, Психология






Выполнила





Руководитель проекта




учитель биологии МБОУ гимназии №










Проект защищен с оценкой







Краснодар2021

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

-Актуальность проекта

-Цель проекта

-Задачи проекта

Стр. 3

Стр.4

2.Основная часть

Стр.5-11

-Что такое страх

-Страх с биологической точки зрения

-Виды страхов

-Причины страха

-Когда страх становится фобией?

-Как избавиться от страха?

Стр. 5

Стр. 6

Стр. 6-7

Стр. 7-8

Стр. 9

Стр. 9-11

3.Аналитическая часть

4.Заключение

5. Итоги и выводы

Стр. 12

Стр. 12

Стр.12-13

6. Список использованных источников и литературы

Стр. 13

Приложение

Стр.14-17



Введение

Мир страхов человека весьма разнообразен и удивителен. Чего только не боятся люди: тараканов, лягушек, сломать ногу, попасть в авиакатастрофу, конца света. Кто из нас не испытывал чувство страха? Каждым человеком он овладевал в той или иной ситуации. Когда человек испытывает страх, меняется его поведение, он становится неуверенным в себе, его может даже «парализовать». Мы все чего-то боимся. Страх предупреждает нас о различных проблемах, которые могут произойти, а могут и не произойти, если мы прислушаемся к страху.

Актуальность проекта:

  • Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним.

Цель проекта:

  • Распознание страха на начальных стадиях его проявления. Разобраться в понятии слова «Страх» его видах и причинах.

Задачи проекта:

  • Изучить виды страха и его причины.

  • Провести лекцию на тему “Страх и его последствия для подростка” среди учащихся 10 классов МАОУ гимназии №92

  • Выяснить можно ли победить свой страх?

  • Используя метод анкетирования, выявить степень выраженности видов страхов у подростков.

  • Проанализировать результаты анкетирования.



Основная часть

  1. Что такое страх.

Страх – сильнейшая человеческая эмоция, которая не поддается контролю. Человек боится как чего-то традиционного, явного, так и абсолютно удивительных вещей, явлений. Представьте себе, что было бы, если бы человек был лишен чувства страха: он мог бы без колебаний прыгнуть с 20 этажа. В определенной степени страх является естественной и необходимой реакцией, он выполняет защитную функцию.

Страх может пойти и на пользу человеку, но только в том случае, когда он прямым образом связан с ситуацией и соотносится с ее масштабом. Возникновение страха в момент опасности имеет положительный эффект, ведь было бы намного хуже, если бы он отсутствовал. Наличие опасности заставляет трезво взвесить, стоит ли делать определенный шаг.

Организм концентрирует все свои силы, чтобы подготовиться к любому итогу событий. На определенное время нас как бы парализует, чтобы разобраться, продумать действия, взвесить силы.



Чувство страха может ничего не означать, оказаться надуманным, когда угроза существует только в воображении и не имеет основания. Тогда чувство страха разрушающе воздействует на личность. Это может нанести определенный вред – ограничить свободу, исказить восприятие событий или сузить его. Если подобное ощущение будет появляться периодически, то человек не сможет жить полноценно. Кроме того, чувство необоснованного страха может нанести абсолютный вред, превратиться в серьезную психологическую проблему. Мы не сможем в полной мере реализовать собственный потенциал, заниматься тем, чем нравится.

Для чего бороться со страхом?

Все просто: если рассматривать страхи и фобии, мешающие нормальной жизни (боязнь выступления на публике, успеха, опасение сближаться с человеком и прочее), борьба с ними позволит улучшить жизнь. Преодоление страха делает личность сильнее, позволяет раскрыть внутренние резервы, расширить зону комфорта, развить интеллект, получить множество полезных навыков и информации, открыть для себя новые возможности.

  1. Страх с биологической точки зрения.

Когда мы боимся, происходит выработка определенных специфических гормонов, а также особенных молекул, которые называют пептиды.

Самые известные гормоны — это адреналин («гормон кролика») и норадреналин («гормон льва»). Адреналин вызывает учащение сердцебиения, сужение сосудов брюшной полости, мускулатуры, слизистых, способствует расслаблению мускулатуры кишечника, расширению зрачков и так далее. Основной задачей этого гормона является адаптация организма к реагированию на стресс. Адреналин способствует улучшению функции скелетных мышц. Если этот гормон продолжительное время оказывает действие на организм, то в этом случае увеличивается в размерах миокард и скелетные мышцы. Норадреналин является одновременно гормоном и вместе с тем нейромедиатором. Его уровень также повышается в состоянии стресса, шока и в других подобных состояниях. Норадреналин сужает сосуды и повышает уровень артериального давления. Продолжительность действия норадреналина по времени меньше, чем действие адреналина. И тот и другой гормон вызывает тремор. Непосредственно после определения стрессовой ситуации гипоталамусом выделяется кортикотропин в кровь. Кортикотропин, достигнув надпочечников, побуждает производство адреналина и норадреналина.


Известно, что в Древнем Риме в воины выбирали тех рабов, которые при страхе бледнели, а тех, кто краснел при резком испуге, исключали.

Проблема пептидов не слишком хорошо изучена, к тому же многие материалы могут быть засекречены, так как подобные исследования могут представлять интерес даже для военных организаций и спецслужб. Но физиологические свойства пептидов продолжают активно изучаться. Нейропептиды могут обеспечивать формирование тонких психических состояний, в том числе гнева, страха, испуга. В психиатрии и исследованиях коры головного мозга существует классификация видов страха: в частности, выделяют фобии, ипохондрию, панические атаки, бред преследования и так далее.

  1. Виды страхов.

На текущий период развития науки ученые выделяют около 400 типов страхов. Классификаций существует тоже большое число.

Карвасарский выделяет виды фобий на основе их причин:

1.Фобофобии – страхи на базе самих ощущений.

2.Танатофобия — страхи смерти. Страх испытать когнитивный диссонанс – сделать что-то из ряда вон выходящее, нарушающее привычное представление, воспитание, нарушить закон.

3.Клаустрофобия, агорафобия – боязни замкнутых пространств и иные виды. 4.Нозофобия – страхи заразиться, заболеть, особенно ярко проявляются в периоды эпидемий и инфекций.

5.Социофобии. Это большая группа страхов взаимодействия с людьми и обществом, построения взаимоотношений с близкими.

Также существует классификация страхов в зависимости от возраста пациента и занимаемой им роли:

1.Детские: Такие фобии основаны на чувстве «я – часть среды». Это страхи темноты, существ из сказов, пауков, теней. Встречаются и социофобии, которые переходят затем во взрослую жизнь.

2.Подростковые: Данный тип базируется на чувстве «я – среда». Это боязни смерти, заражений, сексуальной близости, пространственные.

3.Родительские: Родитель наделяет себя излишней ответственностью за детей, из-за чего у него развивается навязчивое чувство незащищенности, ожидания худшего


  1. Причины страха.

Джон Боубли (приложение 1) выделил две группы причин страха: “природные стимулы” и “их производные”. Он полагает, что врожденные детерминанты страха связаны с ситуациями, которые действительно имеют высокую вероятность опасности. Производные стимулы больше подвержены влиянию культуры и контекста ситуации, чем природные стимулы. Джон Боулби считает одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха.


Он связывает это с тем, что как в детстве, так и в старости вероятность опасности при болезни или одиночестве значительно возрастает. Кроме того, такие природные стимулы страха, как незнакомость и внезапные изменения стимуляции, значительно сильнее пугают на фоне одиночества. Природные стимулы страха: высота, боль, одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула; Производные стимулы страха: незнакомые предметы, темнота, боязнь животных, незнакомые люди.

Кэррол Изард (приложение 2) подразделяет причины страха на внешние (внешние процессы и события) и внутренние (влечения и гомеостатические процессы, то есть потребности и когнитивные процессы, то есть представление человеком опасности при воспоминании ил предвидении).

Во внешних причинах он выделяет культурные детерминанты (условие, причина, фактор, определяющие какой-либо процесс) страха, являющиеся, как показано С. Речменом (1974 г.), результатом точкой зрения не согласен Джон Боулби, который полагает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции.

Классификация страхов по МКБ (Международная классификация болезней) – 10.

Тревожно-фобические расстройства

F40.00.

Агорафобия без панического расстройства

F40.01.

Агорафобия с паническим расстройством

F40.1.

Социальная фобия

F40.2.

Специфические (изолированные) фобии

F41.

Другие тревожные расстройства

F41.0.

Паническое расстройство

F41.1.

Генерализованное тревожное расстройство

F41.2.

Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

F42.

Обсессивно-копмульсивное расстройство


Внесение в МКБ-10 социальных страхов (F 40.1) в качестве отдельной категории предполагает возможность сделать некоторые комментарии. Во-первых, МКБ-10 существенно отступает от медицинской картины болезни в пользу психологической (Вильсон, 2000). Во-вторых, косвенно указывается и на более широкий социально психологический и социальный контекст возникновения дезадаптивных страхов. И в третьих, содержит намек на то, что механизм возникновения классических фобий может быть схожим с механизмом возникновения социальных страхов. Следует отметить, что