Файл: Теоретические основы доступа информации как проблема региональной журналистики 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Медиаобразовательный потенциал СМИ может базироваться на собственном опыте работы редакции по взаимодействию с аудиторией, либо на успешных практиках других редакций. И этот ресурс становится источником для развития медийной организации в области медиаобразования. На этой основе в сочетании с современными исследованиями и экспериментами возникают резервы, которые помогают редакции по-новому проявить свой медиаобразовательный потенциал и получить в перспективе новые возможности.

По типу проектов - это, в основном, образовательные и просветительские, в особенности, краеведческие, значительно реже встречаются издательские проекты. По тематике - исторические, патриотические, семейные. Формы их воплощения разнообразны: выставки фотографий, конкурсы видеосюжетов, вкладки, страницы или отдельные выпуски газет; всевозможные события и мероприятия - игры, фестивали, творческие встречи; а также расследования, документальные фильмы и многое другое. Практически все медиаобразовательные проекты завершаются созданием медиапродукта. При этом все чаще применяются современные цифровые технологии, особенно эффективно их используют сетевые издания. Таким образом, повседневность понимается как ряд событий, ситуаций, цикл проблем, требующих вмешательства и изменения. СМИ выполняют сразу несколько ролей: летописцев, исследователей и преобразователей повседневности.



2.2. Естественные и искусственные проблемы отрасли региональных СМИ (на материале журнала «Геометрия»)


Сегодня можно выделить как естественные проблемы отрасли, с которыми так или иначе сталкиваются региональные СМИ во всем мире, так и те проблемы, которые носят искусственный характер, являются нашим собственным порождением и могут быть исправлены или существенно скорректированы.

1. Естественные проблемы СМИ:

1) Сокращение тиражей печатных СМИ. В г. Мурманск, например, с этой проблемой сталкиваются большинство СМИ. Причем темпы падения тиражей бумажных газет очень высокие — от 10 до 40% в год (и это у известных медийных брендов). Конечно, можно говорить о том, что бумажные СМИ не в полной мере учитывают потребности аудитории. Но так или иначе тренд очевиден — аудитория растет сегодня у СМИ в Интернете, бумага теряет своего читателя.

2) Сокращение рекламных доходов и перераспределение доходов от рекламы — их перетекание из принта на web версии, что требует от издателей и редакторов пересмотра подходов к организационной структуре редакций и рекламных отделов. Это довольно серьезные вызовы, которые сами по себе существенно влияют на положение региональных СМИ. В таких непростых условиях федеральные и региональные органы власти могут и должны поддержать социально значимые региональные СМИ, и зачастую именно так и происходит. Но и совершенно не обязательные проблемы тем не менее те же самые власти нередко создают10.

2. Искусственные проблемы, спровоцированные действиями региональных властей или огрехами Федерального Законодательства:

1) Проблемы, связанные с распространением. Рухнувшие у многих подписные тиражи — а за 10 лет подписные тиражи упали у многих СМИ буквально в десятки раз — являются в том числе результатом действий «Почты России». Цены на подписку стали зависеть от веса издания, тарифы росли, в результате подписная цена на многие издания стала для многих подписчиков неподъемной, особенно в сельской местности. В г. Мурманск журнал «Геометрия», например, в розницу стоит около 20 рублей, а по подписке за 30. Подписка на полгода — это порядка 800 рублей (и то мы имеем скидку как социально значимое СМИ). Для села 800 рублей — целое состояние. Кроме того, во многих регионах продолжают сокращаться точки продажи прессы (киоски, магазины и т.п.).



2) Разрушение рынка СМИ путем создания региональными органами власти крупных медиа-холдингов, за пуском неоправданного с точки зрения рыночной целесообразности количества наименований СМИ с прямым или скрытым госфинансированием. (Так, в Мурманской области региональные власти потратили на СМИ в 2017 году 381 миллион рублей). Создаются сайты, журналы, газеты, в которых нередко превалирует некритичный подход к действительности, пиарятся достижения местной власти. Например, в Мурманске региональной властью созданы бесплатные газеты информационно развлекательные газеты тиражами десятки тысяч экземпляров, разрушающие рынок СМИ и рекламный рынок. Еще одна тревожная тенденция — нередко такие издания выигрывают у независимых СМИ госконтракты на освещение органов местной власти, поскольку могут себе позволить поставить минимальную цену на размещение материалов в рамках госконтрактов.

3) Непрозрачная система финансовой поддержки региональных СМИ. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда региональные власти тратят существенные средства на СМИ, но процесс этот довольно слабо контролируется обществом и экспертным сообществом, что создает почву для злоупотреблений. Однако следует с осторожностью относиться к призы вам ввести уголовную ответственность за само пиар губернаторов (есть такой законопроект). Привести это может к тому, что средств, выделяемых в рамках госконтрактов на освещение деятельности органов власти, лишатся как раз не зависимые СМИ, а власть при этом найдет способ финансировать свои СМИ, в которых будет превалировать некритичный подход к действительности и PR региона. Не исключены ситуации, когда система распределения средств среди СМИ на освещение деятельности региональной власти по системе госконтрактов может стать результатом предварительных договоренностей, что ставит СМИ в зависимое положение. Целесообразнее было бы сделать бюджеты, выделяемые на поддержку СМИ, прозрачными — с детальным указанием расходов на каждое издание и на каждую сферу деятельности. Сейчас эти деньги зачастую прячутся под обтекаемыми формулировками, что затрудняет контроль общества над расходованием бюджетных средств по этой статье. Распределение средств на поддержку общественно значимых и социально ответственных СМИ региона могло бы осуществляться через систему грантов под конкретные задачи и проекты с обязательным учетом объема аудитории каждого издания на основе подтвержденных данных. Также поддержка отрасли могла бы активнее осуществляться на федеральном уровне, для чего требуется внести ряд изменений в федеральные законы.


Так, правительство Мурманской области в марте направило предложения мурманского медиа сообщества по поддержке региональных СМИ, в котором, в частности, предлагается:

  • установить сниженные тарифы для СМИ по ставкам страховых взносов в социальные фонды – понизить их с 30% до 26%, как было в 2016 году;

  • снизить для СМИ НДС на рекламу с 18% до 13,5%, а НДС на производство, выпуск и реализацию газет с 10% до 5%;

  • снизить для СМИ ставку налога на прибыль в бюджет субъекта РФ с 18% до 14%.

4) Закрытость региональных органов власти. Региональная власть во многих областях бывает недоступна для кон тактов с журналистами, особенно в части оперативных комментариев, объясняющих те или иные действия или решения или проясняющих официальную позицию по актуальным проблемам общественной жизни. Руководители бывают избавлены от необходимости объяснять свои решения общественности, отвечать на неудобные вопросы журналистов. В Мурмансе не так давно был введен график регулярных прессконференций глав департаментов и управлений облправительства, что было очень хорошо воспринято журналистским сообществом. Отдельно следует прописать регламент работы с официальными запросами, чтобы у журналиста была возможность оперативно уточнить те положения в ответе на запрос, которые не вполне понятны или которые провоцируют новые вопросы (что бывает очень часто). Сотрудник прессслужбы должен «вести запрос», чтобы журналист получил исчерпывающие ответы на свои вопросы, а не формальную отписку.

5) Публичная дискредитация представителями органов власти труда журналистов. Довольно часто чиновники позволяют себе высказывания о том, что журналистам нужны только «жареные факты», что они любят копаться в чужом белье, не говоря уже о том, что нередко критическая публикация может закончиться серьезным иском к СМИ со стороны должностного лица. Считаю, что публичные высказывания, ставящие под сомнение общественную значимость труда журналистов со стороны должностных лиц, должны быть исключены. Очень полезной мерой мог бы стать запрет на подачу исковых заявлений на публикации со стороны должностных лиц до рассмотрения сути претензий специальной профессиональной комиссией по журналистской этике, например, Общественной коллегией по жалобам на прессу.


6) Тенденция к ужесточению законодательства в сфере СМИ. С 2000 года в Госдуме было зарегистрировано около полутора сотен законопроектов, регулирующих деятельность СМИ: власти постепенно усиливали ответственность журналистов и редакций за экстремизм, на рушения избирательного законодательства, распространение персональных данных и т.п. Яркой характеристикой развития медийного законодательства в последние годы эксперты называют многократное (в 2,5—10 раз) увеличение среднего размера санкций: не менее 20 правовых норм в КоАП предусматривают штраф до 1 млн. рублей. Очень серьезно повлияло на ситуацию в СМИ возвращение уголовной ответственности за клевету, для физлиц предусмотрен также штраф до 5 млн. рублей. При этом качество законов, которые очень серьезно влияют на работу СМИ, зачастую оставляют желать лучшего, не подвергаются всестороннему экспертному рассмотрению до принятия. Происходит системное закручивание гаек, которое не способствует развитию региональной журналистики.

7) Само цензура и снижение качества журналистики Никому из журналистов не хочется, чтобы против него заводили уголовное дело, тащили через уголовный процесс и т.д. Зачем и ради чего? Многие профессионалы уходят из СМИ, занимаются чисто коммерчески ми проектами или оседают в пресс службах. Естественно, общество от этого не выирывает. В журналистику приходят в лучшем случае выпускники журфаков, а часто просто случайные люди.

8) Итог — разрыв связи между обществом и властью, поскольку посредником такого взаимодействия традиционно выступали СМИ. Как пишет в своих рекомендациях Совет по правам человека при Президенте РФ, «сложившаяся система ''покупки лояльности'' СМИ уничтожила каналы коммуникации между обществом и властью. Региональные и местные СМИ как площадки для обсуждения серьезных социально значимых вопросов оказались непригодны».

Решение проблем. Вот лишь некоторые мысли, журналистское сообщество сможет сформулировать более подробные рекомендации:

  1. Поддержка государственных СМИ и негосударственных СМИ должна осуществляться по разным схемам. В случае сохранения контрактов на освещение деятельности государственной власти должен быть наложен запрет на участие государственных СМИ в конкурсах по освещению деятельности госорганов. Ведь эти СМИ и так содержатся государством.

  2. Четко определить тематическую структуру государственных СМИ — только социально ориентированная журналистика. Они могут заниматься освещением деятельности органов государственной власти, но не должна власть запускать бесплатные газеты огромны ми тиражами с полезными советами, огромной ТВ программой, звездами, не запускать сайты с криминальными новостями. Культура, экономика, социальная сфера — вот что должно быть в центре внимания государственных СМИ. Они не должны пытаться конкурировать с коммерчески ми и частными «на их поле».

  3. Поддерживаем инициативу придания статуса социально значимых услуг деятельности по производству и выпуску СМИ, распространению их продукции, а также снижение НДС на рекламу до 13,5%, на производство, выпуск и реализацию печатной продукции — до 5%, ставки страховых взносов в социальные фонды с 30 до 26%.

  4. Необходимо обеспечить прозрачность схем господдержки СМИ. Сумма поддержки социально ориентированных СМИ должна быть известна заранее и распределяться по социально значимым СМИ региона по прозрачной схеме (кон курсы, тематические гранты и т.п.).

  5. Критерии социально значимых СМИ, претендующих на государственную поддержку, должны быть утверждены законодательно. Необходимо исключить возможные претензии на государственную поддержку СМИ однодневок.

  6. Ввести прозрачную схему дотирования системы доставки печатной прессы конечному потребителю.

  7. Предоставить редакциям возможность работать с подписчиками, для чего «Почта России» должна предоставлять редакциям отдельные персональные данные подписчиков (при их на то согласии — возраст, ФИО, адрес, телефон).

  8. Внести изменения в Трудовой кодекс РФ, чтобы позволить подросткам с 13 лет выполнять сезонные работы в дни школьных каникул с согласия родителей (сейчас крайне затруднительно привлечение школьников к акциям по продаже газет на улице (например, в Мурманске это акция «Юный газет чик», в ходе которой школьники и студенты продают около 4000 экземпляров в неделю журнала «Геометрия», а часть собранных средств направляют в Российский детский фонд).

  9. Подвергнуть ревизии законодательные инициативы в сфере СМИ последних лет — согласовать их с экспертным сообществом. Смягчить законодательство в части разорительных сумм штрафов.

  10. Запретить подачу исковых заявлений на публикации со стороны должностных лиц до рассмотрения сути претензий специальной профессиональной комиссией по журналистской этике (например, Общественной коллегией по жалобам на прессу). Если всё-таки судебного разбирательства не удается избежать, необходимо жестко ограничить суммы, которые чиновники или органы власти имеют право требовать от редакции — они должны быть скорее символическими, а не претендующими на то, чтобы разорить редакцию. Эти меры придали бы большую уверенность журналистам, особенно тем, которые работают в небольших независимых региональных редакциях.

  11. Ввести в регионах график регулярных пресс-конференций глав департаментов и управлений облправительства и мэрии, а также руководителей различных ведомств (не реже одного раза в 2—3 месяца). Ввести систему оперативных встреч чиновников с прессой по актуальным социально значимым вопросам. Прописать регламент работы с официальными запросами, чтобы у журналиста была возможность оперативно уточнить те положения в ответе на запрос, которые не вполне понятны или которые провоцируют новые вопросы.

  12. Ввести понятие «спонсорская реклама». Издателям печатных СМИ нужна возможность не помечать пометками «Реклама» или «На правах рекламы» спонсорские рубрики (как на ТВ). И нужно продумать пометку материалов по освещению деятельности органов власти.