Файл: Теоретические основы доступа информации как проблема региональной журналистики 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы доступа информации как проблема региональной журналистики 5

1.1. Понятие «информация» в теории журналистики и ее типы 5

1.2. Проблемы доступа к информации в журналистской деятельности 9

Выводы по 1 главе 18

Глава 2. Личность журналиста в доступе к информации (на материале журнала «Геометрия») 19

2.1. Характеристика трудностей журналиста с сайта Geometria.ru 19

2.2. Естественные и искусственные проблемы отрасли региональных СМИ (на материале журнала «Геометрия») 24

Выводы ко 2 главе 37

Заключение 38

Список использованной литературы 40



Введение


Доступ к информации - это гарантированное законом беспрепятственное предоставление гражданину (и журналисту в частности) необходимой общественно-значимой информации.

Любому обществу, как и отдельному человеку, для полноценного развития необходимо понимать, откуда оно произошло, что выделяет его среди прочих и что объединяет людей внутри него. С пониманием происходит осознанная обществом преемственность традиций, норм морали и права, а также системы ценностей (представлений о том, что важно, что второстепенно, что позволительно, что предосудительно и т. д.). Если же по какой-то причине происходит «отрыв от корней», утрата связи и неприятие традиций и ценностей прошлого, то общество вынуждено разрабатывать новые культурные ориентиры, чтобы выжить.

Современная Россия столкнулась с подобной проблемой: после распада Советского Союза так и не были выработаны общие ценности, идеи и нормы поведения, и всё ещё остро стоит вопрос национальной идентификации России, национального самоопределения. Сложность заключается ещё и в том, что складываются два параллельных пласта этой идентификации: многонационального народа Российской Федерации (определение из Конституции РФ), всего общества, государства, и его отдельных представителей – разных наций, национальностей и этносов. Это коснулось и государствообразующей нации – русских, к которым относят себя более 77% граждан России.

Особенности формирования русских бок о бок с другими нациями, их взаимное влияние друг на друга, тесное переплетение стали причиной особого отношения к русской нации и возникновения споров о правомерности её выделения.

Данное исследование актуально в настоящее время в связи с тем, что на примере журнала «Геометрия» оно раскрывает проблему доступа к информации в региональной журналистике. Показывает, какие именно источники информации использует данное СМИ в своей работе, их приоритетность и значимость.


Научная новизна работы заключается в предложенном комплексном исследовании развития

Объект исследования - региональные печатные средства массовой информации (на материале журнала «Геометрия»).

Предмет исследования – особенности развития журналистской деятельности.

Цель работы - рассмотреть проблемы региональной журналистики (на материале журнала «Геометрия»).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие «информация» в теории журналистики и ее типы;

  • определить проблемы доступа к информации в журналистской деятельности;

  • изучить характеристику трудностей журналиста с сайта Geometria.ru;

  • охарактеризовать естественные и искусственные проблемы отрасли региональных СМИ (на материале журнала «Геометрия»).

Теоретическую базу исследования составили труды О. Чернега, В. И. Мусияченко, Т. И. Фроловой, М. Гессен, А. Ю. Уколова, а также исследования по истории, теории и практике журналистики.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы доступа информации как проблема региональной журналистики

1.1. Понятие «информация» в теории журналистики и ее типы


Термин «информация» в журналистике понимается, как совокупность зафиксированных сведений, которую СМИ несет аудитории.

Самые лучшие журналисты – это те, которые умеют правильно пользоваться информацией и оперативно добывать ее. Только истинная акула пера может выгрызть, купить, получить или найти факты, которые станут золотой жилой для его статей. Современная журналистика и информация тесно связаны, ведь владелец информации владеет миром. Потому издания гоняются за информаторами, платят огромные гонорары папарацци и тем, кто готов рассказать хоть малейшую новость о тех или иных людях, событиях или происшествиях1.

Важно понимать, что сама по себе информация многогранна и разнообразна, поэтому она имеет определенную классификацию, которая помогает конкретизировать материал. Изучение научной литературы позволило выделить три параметра, по которым можно классифицировать информацию: оценка, содержание, источники. Первый параметр раскрывает в своей работе А.А. Марков. Он выделяет три вида оценочной информации.


1. Положительная информация - это разножанровая информация, в позитивном свете представляющая обществу деятельность организации или физического лица и содействующая укреплению или раскрутке общепозитивного имиджа субъекта.

2. Нейтральная информация - это разножанровая и специальная (в виде комментариев, статистических отчетов, упоминаний в контексте с другим информационным поводом) информация, которая сообщает обществу о наличии организации, специфике ее деятельности, ее проблематике или содержит в себе некие комментирующие или разъясняющие сведения.

3. Негативная информация - это разножанровая информация в отрицательном свете представляющая обществу деятельность организации или физического лица и наносящая вред имиджу субъекта.

При всем обилии негативной информации ее можно разделить ещё на четыре вида, обладающих наиболее выраженными типичными чертами:

  • критическая информация (информация, раскрывающая объективно существующие недостатки);

  • искаженная информация (вид негативной информации, в которой отдельные факты, сведения, события, явления, цитаты недостоверны и не соответствуют действительности, что искажает смысл всей информации и вводит в заблуждение общество);

  • фальсифицированная информация (информация, в которой наряду с достоверными фактами, событиями, сведениями и явлениями содержатся недостоверные);

  • клеветническая информация (информация, в которой все публично излагаемые факты, события, сведения и явления являются недостоверными).

В книге «Жанры периодической печати» А. А. Тертычный, говорит об оценочной информации как об оценке, представляющей собой отношение субъекта оценки (журналиста или любого другого человека) к оцениваемому предмету. Это отношение возникает в результате сравнения предмета оценки с определенными критериями, в качестве которых могут выступать потребности, интересы, идеалы, нормы, образцы, стандарты и пр. Оценочными часто являются сообщения о всевозможных явлениях информационного плана (книгах, фильмах, пьесах и пр.). Но оценка, разумеется, может выноситься по отношению к любому предмету выступления2.

Оценка информации, которую содержит источник, очень важна, так как она способна влиять на общественное мнение через материалы, которые публикует печатное издание.

Кроме того, свою классификацию информации предлагает О.В. Коновалова. По её мнению, информация делится на три типа: событийная, интерпретирующая и базисная. Событийная информация содержит в себе факты и события, которые публикуются без комментариев. Интерпретирующая включает в себя анализ, комментарии, выводы и обобщения, содержащиеся в публикациях. Базисная информация - это важная документальная,
теоретическая информация государственного, нравственного, правового, религиозного и другого общезначимого характера3.

Третий параметр классификации информации представлен в работе А.В. Колесниченко. Когда журналист определяется с темой, он начинает поиски информации, изучая источники. Автор обращается к зарубежному опыту и выделяет три вида информации - официальный, спонтанный и расследовательский. Официальным уровнем информации является то, что находится на поверхности, спонтанным - то, что лежит неглубоко под землей, а расследовательским - те залежи, ради которых нужно спускаться глубоко под землю. Информация, которая находится на поверхности, - это пресс-релизы и всевозможные постановочные мероприятия (пресс- конференции, митинги, церемонии).

Особенность информации официального уровня состоит в том, что она если не полностью, то в значительной степени подготовлена специалистами по связям с общественностью соответствующих структур, а потому полагаться на эту информацию нельзя. Даже если она не содержит прямой лжи, то часть правды, которая была бы неприятной для выступающего, утаивается всегда, и составить правильное представление о чем-либо только на основе официальной информации невозможно. Впрочем, журналистам некоторых специализаций приходится иметь дело в основном с информацией официального уровня. Это, например, корреспонденты президентского пула, правительственного, парламентские корреспонденты.

Информация спонтанного уровня - это события, происходящие сами по себе, жизнь такая, какая она есть. К этому уровню информации относятся всевозможные эксперименты из серии «проверено на себе. Информация спонтанного уровня может дополнять информацию официального уровня, когда журналист выясняет, как в действительности обстоят дела в данной сфере.

Информация расследовательского уровня - это сведения о причинах происходящего, причем те, которые кто-то пытается скрыть. Информация расследовательского уровня встречается в СМИ сравнительно редко. Во-первых, это связано со сложностью ее получения, так как для проведения расследований необходимы и высокая квалификация журналиста, и смелость журналиста и редактора опубликовать статью, которая будет представлять собой обвинение в адрес коррумпированных чиновников, недобросовестных предпринимателей и представителей криминального мира. Во-вторых, расследования требуют очень большого времени по сравнению со сбором информации официального и даже спонтанного уровня, поэтому далеко не каждое издание может себе позволить заниматься расследовательской журналистикой по экономическим причинам. Ведь если статьи на основе информации первых двух уровней журналист может писать ежедневно или в крайнем случае еженедельно, то на расследование у него может уйти до нескольких месяцев. Соответственно такая статья обойдется редакции в 10-30 раз дороже, чем обычный материал
4.

Таким образом, официальные источники – это самая скучная часть, поскольку такая информация доступна всем и славы или рейтингов изданию она не приносит. Современная журналистика, информация для которой – это способ и средства для существования, основывается не только на реальных фактах. Однако официальные источники: сообщения различных правительственных структур, судебных учреждений, пресс-служб звезд, спортивных событий и прочие источники, которые сознательно самостоятельно делятся той или иной информацией со СМИ для того, чтобы газеты, журналы, радио и телевидение доносило эту информацию до граждан.

Это гораздо более широкая и интересная сеть информаторов, слухов, различных способов получения актуальной информации. Некоторые журналисты – прекрасные психологи, которые ладят с каждым интервьюером или случайным знакомым, с которым жизнь их сталкивает по долгу службы. Тогда потенциальный герой предыдущих статей становится полезным информатором для новых. Художники расскажут о новых выставках, милиционеры или пожарные – о новых трагедиях, а актеры или писатели – о закулисье творческой жизни. Важно лишь правильно собирать эту информацию, умело анализировать ее и делать на основе серых фактов сенсации.

Совершенно современный источник информации для журналиста – это интернет. Политики, спортсмены, звезды и актеры в социальных сетях ведут свои странички или блоги, на которых выкладывают иногда довольно пикантную информацию. Но важно понимать, что подобной информацией, как и из официальных источников, могут воспользоваться многие. Куда лучше писать свои статьи и интервью на основе горячих фактов, которые известны лишь избранным. Потому опытные авторы не только регулярно пополняют сеть информаторов, но и постоянно общаются с ними, чтобы нити связей не терялись. Последним источником может служить репутация журналиста, поскольку автору-защитнику своих читателей, они уверенно и спокойно доверяют многие тайны и секреты, рассказывают об уникальных случаях и фактах.

1.2. Проблемы доступа к информации в журналистской деятельности


Проблема права журналиста на информацию – проблема давняя. В России она так или иначе зафиксирована еще в Законе «О СМИ», других затрагивающих деятельность журналистов документах (в том числе в разных сводных публикациях; уже в 1996 году появилась памятка «Право знать», подготовленная Комиссией по свободе доступа к информации, а также солидный «Краткий юридический справочник для журналиста», выпущенный Фондом защиты гласности и содержащий специальный раздел «Доступ к информации»). Стал выходить бюллетень «Право знать», был проведен ряд конференций и по их материалам вышли книги. Казалось бы,