Файл: Теоретические основы доступа информации как проблема региональной журналистики 5.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы доступа информации как проблема региональной журналистики
1.1. Понятие «информация» в теории журналистики и ее типы
1.2. Проблемы доступа к информации в журналистской деятельности
Глава 2. Личность журналиста в доступе к информации (на материале журнала «Геометрия»)
2.1. Характеристика трудностей журналиста с сайта Geometria.ru
Разумеется, вопросов по поводу Закона «О праве на информацию» (или как в последнем, ухудшенном при улучшении варианте «О праве на доступ к информации») много больше, чем обозначено здесь. Но без рассмотрения принципиальных (а все отмеченное выше представляется принципиально важным) вопросов детальная проработка не кажется столь уж актуальной. Сначала все же – разговор о принципах9.
Выводы по 1 главе
В региональной журналистике выделяются следующие основные темы:
-
проблемы незащищенных слоев населения, проблемы молодежи: алкоголизм, наркомания, СПИД, криминализация общества и подростковая преступность; -
экологическая и природоохранная деятельности; -
пропаганда здорового образа жизни; темы нравственного воспитания и экологии личности; -
социально-трудовые отношения и экономическая политика.
В ходе анализа литературы мы выяснили, что сама по себе информация многогранна и разнообразна, поэтому она имеет определенную классификацию, которая помогает конкретизировать материал. Информацию можно классифицировать по таким параметрам как оценка, содержание и источники. Различные авторы книг, учебников и учебных пособий по журналистской работе рассматривают эти параметры, предлагая свои типы и виды информации, по которым ее можно разделить в рамках одного из параметров.
Источник информации - это некий объект, который даёт журналисту интересующую его информацию, обогащающий принципиально новыми знаниями или дополняя старые. Источники, из которых информация берется журналистами для публикаций, также имеют свои классификации по различным критериям оценивания. Однако, беря во внимание проанализированные материалы по этой теме, мы можем выделить три основных критерия, по которым можно разделить все источники информации: документ, человек и предметно-вещевая среда.
Среди современных тенденций в области доступа к информации мы можем выделить одну основную - это проблема на пути к ней. Проблема доступа к информации зависит в первую очередь от источника. Журналисты сталкиваются с проблемами ограничения их доступа к информации, чаще к личной или государственной, в соответствии с различными принятыми законами о СМИ и наличием у источника информации разного рода тайн (государственная, личная, коммерческая и другие). Всегда останется информация, доступ к которой будет ограничен, и связано это с защитой прав и свобод человека. Открытость общества не может быть абсолютной, однако она должна быть необходимой и достаточной.
Таким образом, современные издания и каналы, имеющие большой охват аудитории, способны предоставлять обществу достаточно информации, которая поможет сориентироваться в новой реальности. Трактовка в публицистике проблем социальной сферы может оказывать серьезное воздействие на отношение общества к этим проблемам.
Глава 2. Личность журналиста в доступе к информации (на материале журнала «Геометрия»)
2.1. Характеристика трудностей журналиста с сайта Geometria.ru
Geometria.ru – самый крупный сайт фотохроники, глобально освещающий модную, культурную и светскую жизнь России, а также стран Западной и Восточной Европы.
В журнале представлены анонсы и обзоры концертов, выставок, спектаклей, вечеринок и т. д. Новости культурной жизни. Каталог развлекательных заведений России и СНГ.
Потенциал роста и развития Геометрии определяется профессиональной командой из 14 сотрудников IT отдела. Сайт в буквальном смысле слова пережил второе рождение:
были созданы:
-
персональные блоги пользователей; -
внедрена полноценная социальная сеть; -
усовершенствована система уведомления пользователя, об активности его друзей на сайте; -
изменено главное меню. Оно стало контент-ориентированным; -
внедрен удобный сервис просмотра фотографий; -
модернизирована страница пользователя; -
изменены главные страницы разделов; -
внедрен удобный поиск по сайту; -
появились кнопки «нравится» / «не нравится» - это возможность активным пользователям выражать свое мнение о контенте сайта; -
введены «блоги компетентных персон»;
Теперь Компетентные персоны имеют возможность самостоятельно делать записи в раздел на главной странице, заменивший собой «Компетентные новости»;
-
устранены причины в прошлом регулярных сбоев работы сайта;
-
увеличена скорость работы сайта; -
значительно повышен уровень хранения от взлома пользовательских профайлов; -
внедрена биллинговая система.
Речь идет о появлении на дополнительных возможностей для пользователей, которые можно будет приобретать за деньги. Эти сервисы будут полезны, интересны и, конечно же, все они будут учитывать специфику сайта;
-
разработан раздел «заведения и проекты», дающий всем партнерам ряд уникальных возможностей для более эффективной деятельности в индустрии эвентов и социальной коммуникации; -
внедряется система локализации - введение иностранных языков, делающий Геометрию доступным для иностранцев ресурсом; -
разработана новая стартовая страница geometria.ru, значительно расширяющая международную географию сайта.
Это позволило ресурсу открыть представительства в Британии, США, Израиле, Египте, Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Финляндии и в других странах мира.
Они влились в проект Geometria.ru, с внедрением национальных языков.
-
сертификация партнеров; -
внедряется новая система безопасности для партнеров, имеющих права доступа к редакционным функциям Геометрии – совершенствуются социальные функции; -
отметить другая на фото, деление друзей на группы, настройка обновлений друзей, массовое добавление друзей в сообщества и др. -
редизайн Геометрии был запланирован на начало июня 2010.
Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, влияет на интересы многих людей.
Определение темы или поиск адреса, определение цели публикации и выбор фактов, оценка поведения личности или характеристика ситуаций, даже преподнесение материала – в каждой из этих обязательных операций может проявиться отношение журналиста к тому, о ком и для кого он пишет.
Таким образом, моральное отношение вплетено в содержание его работы, которая, исходя из его характера деятельности, предстает как нравственная. Отсюда и получается необходимость существования особенной профессиональной морали, которая регламентирует поведение своего морального сознания.
Создатели сайта стремятся подобрать непривычные формы для обыденных тем.
Например, привлечение внимание своих читателей к теме бездомных животных статьёй «Можете ли вы отличить породистую собаку от дворняги?». Материал выполнен в форме теста. Читателям предлагают просмотреть 15 фотографий и выбрать, кто на них изображён: дворняга или породистый пёс. После каждого действия появляется окно с комментарием: сообщается, правилен ли был ваш выбор, и даются сведения о собаке.
Увлекательная подача позволяет долгое время держать внимание читателя, тем самым повышается шанс, что кто-то из аудитории захочет забрать из приюта домашнее животное. Эта статья утверждает представление, что между породистыми собаками и дворнягами нет различий.
Важным свойством социального материала является интерактивность. Без взаимодействия с аудиторией выполнение гуманистической функции будет невозможно.
Прослеживается тенденция к персонификации. Инфоповодом выступает конкретное событие, вычлененное из повседневной жизни. Переход от частного к общему усиливает эмоциональное напряжение читателя, заставляет сопереживать героям текста.
Сегодня становится понятным, что демократизация медиа, участие аудитории в медиа-производстве постепенно убивают профессиональные коммерческие СМИ.
В условиях высокого спроса на оперативную информацию журналистика испытывает большие трудности. Парадокс заключается в том, что еще никогда не было столько производителей информации, как сегодня, притом, что СМИ еще никогда не пребывали в худшем положении. В медиапространстве каждую секунду самодеятельными авторами обрабатывается столько информации, что потребность в профессиональных журналистах становится минимальной.
В журналистских редакциях, как форма внешних коммуникаций, выделяется комплекс технологий, отвечающих непосредственно за работу с читателями, зрителями, слушателями. Часть этих технологий носит медиа-образовательный характер. Но это не традиционная работа со стажерами журфаков, хотя и в ней могут использоваться медиаобразователь-ные практики.
Медиаобразовательные технологии, главным образом, направлены на широкую аудиторию. Они способствуют трансформации роли пользователя СМИ из потребителя в реального автора, создателя медийного контента. И задача специалистов медиаотрасли, понимающих смысл и значение медиаобразования в современной жизни, способствовать повышению уровня медиакомпетентности аудитории, с чьим вниманием и информационными потребностями работает данное конкретное СМИ.
Медиаобразовательный потенциал сайта журнала «Геометрия» может быть низким и высоким, в какой-то период времени по разным причинам его можно утратить. Это складывается, когда в редакции не происходят процессы перехода от годами сложившейся вещательной модели информационной работы к более современной - интерактивной, предполагающей тесное взаимодействие с аудиторией, различными социальными группами, сообществами.
Условия, при которых возможно эффективное раскрытие медиаобразовательного потенциала СМИ - это мотивация руководства редакции и ее коллектива, корпоративная культура, высокий уровень социальной ответственности, а также развитая окружающая медиасреда, медиаактивность граждан, способных осознавать свои информационные потребности.