Файл: Лекции Подходы к анализу художественного текста в современном литературоведении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа (2 часа)
Разработка тематики исследовательских работ для обучающихся 10-11 классов, в том числе для классов с углубленным изучением литературы.
Описание, требования к выполнению:
-
Изучите материалы лекции «Подходы к анализу художественного текста в современном литературоведении». -
Изучите предложенные в презентациях дополнительные материалы: содержание научных статей и публикаций по проблематике современного литературоведения. -
Рассмотрите рекомендации к формулировке тем исследовательских работ: изучите чек-лист: «Как правильно сформулировать тему исследовательской работы» (Таблица 1). -
Рассмотрите примеры тем исследовательских работ, сформулированных по изученным направлениям литературоведческих исследований (Таблица 2). -
Разработайте темы исследовательских работ по изученным направлениям современного литературоведения для обучающихся 10-11 классов, проверьте формулировки по чек-листу, заполните таблицу (Таблица 3.) -
Выполните задания для самопроверки.
Таблица 1.
Как правильно сформулировать тему исследовательской работы
(чек-лист)
Показатель | Критерий | да |
Актуальность темы (один из предложенных критериев) | Существует потребность в изучении данной темы в литературоведении | |
Существует практическая необходимость в исследовании данной темы | | |
Новизна темы (один из предложенных критериев) | В теме заявлена новая литературоведческая проблема | |
Тема предполагает изучение новых источников по исследуемой проблеме | | |
Тема предполагает новый ракурс рассмотрения уже исследованной проблемы | | |
Тема предполагает использование новых инструментов/способов исследования | | |
Практическая направленность (один из предложенных критериев) | Материалы исследования можно будет использовать на уроках литературы | |
Материалы исследования можно использовать при подготовке к ГИА | | |
Материалы исследования можно использовать в работе спецкурса по литературоведению, при подготовке к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам | | |
Развитие исследовательских умений (один из предложенных критериев) | Тема предполагает прохождение основных этапов исследования | |
Тема предполагает освоение новых методов/способов исследования | | |
Тема предусматривает освоение нового для обучающегося знания | | |
Корректность формулировки (все предложенные критерии) | В формулировке отсутствуют слова «исследование», «изучение», «анализ» и т.п., так как эти понятия отражают процедуру/этапы исследования | |
В формулировке отсутствуют слова/словосочетания «анализ некоторых вопросов», «к вопросу о…», «к изучению…» | | |
В формулировке темы отсутствует слово «основы» (например: «теоретические основы», «основы комплексного анализа» и др.) | | |
В формулировке темы отсутствуют однокоренные слова | | |
В формулировке темы не используется несколько слов подряд в родительном падеже («цепочка родительных падежей») | | |
Отражение содержания темы (все предложенные критерии) | Ключевые слова формулировки темы указывают объект исследования | |
Ключевые слова формулировки темы указывают на предмет исследования | | |
Формулировка темы дает представление об исследуемой проблеме | | |
Формулировка темы позволяет предположить цель исследовательской работы | | |
Определение границ темы (все предложенные критерии) | Тема определяет границы исследования, конкретизирует замысел | |
«Узкая» тема предусматривает больший объем литературного материала. «Широкая» тема предусматривает меньший объем литературного материала | |
Таблица 2.
Темы исследовательских работ
Направления | Формулировка темы |
1. Герменевтика | «Язык цветов» в произведениях русской литературы второй половины XIX века |
Различия интерпретаций образа колеса в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | |
Роль художественного пространства в произведениях А.С. Пушкина «Мадонна» иРафаэля «Бриджуоторская мадонна» | |
| |
2. Художественная антропология | Поэтика сновидений и иллюзорных состояний в произведениях Ф.М. Достоевского |
Человек и мир в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» | |
Типология женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» | |
| |
3. Семиотика | Многослойность семантического содержания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» |
Эпиграф как знаковое выражение позиции лирического героя в стихотворениях поэтов первой половины XIX века | |
Интерьер как внутреннее пространство в произведениях русской литературы второй половины XIX века | |
| |
4. Имманентизм | Пространственные оппозиции в стихотворении В. Ходасевича «Музыка» |
Симметричность поэтической композиции стихотворения Лермонтова «Нищий» | |
Пространственно-временная организация рассказа И. Бунина «Холодная осень» | |
| |
5. Структурализм | Особенности композиции сюжета в рассказе В. Набокова «Круг» |
Противопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида как способ выражения конфликта в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» | |
Зависимость структуры стихотворения от грамматических форм частей речи в лирике А.С. Пушкина | |
| |
6. Интертекстуализм | Заглавие как интертекстуальный элемент (на материале современной русской литературы) |
Интертекстуализм как интеллектуальная игра в произведениях Т.Толстой. | |
Интертекстуальные включения в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | |
| |
7. Компаративизм | Классические традиции и модернистские тенденции в повести М. Осоргина «Вольный каменщик» |
Традиции славянской мифологии в поэтике русского фэнтези | |
Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина в творчестве В.Пелевина |
Таблица 3.
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |