Файл: Класс Пресмыкающиеся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым




Класс Пресмыкающиеся


Каплун Елена Николаевна,

учитель биологии

МБОУ «СОШ № 4»

г. Красноперекопска

Республики Крым

Тема. Класс Пресмыкающиеся

Цель урока: познакомить учащихся с основными особенностями организации и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся, с многообразием рептилий и уровнем приспособлен-ности этих животных к условиям окружающей среды.

Задачи урока:

Образовательная: изучить особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся, связанные со средой обитания; познакомить с многообразием; раскрыть их происхождение; установить место и роль рептилий в природе.

Развивающая:продолжить формирование у учащихся умений распознавать на таблицах, слайдах виды пресмыкающихся, сравнивать рептилий между собой, выявлять черты их приспособленности к жизни на суше, находить причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, обобщать.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к животным, путем расширения кругозора и познавательного интереса к представителям пресмыкающихся, встречающихся на территории Крыма и занесенных в Красную книгу.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация на тему «Класс Пресмыкающиеся», демонстрационные таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения, карточки с заданиями,

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Планируемые результаты: правильно использовать в речи биологические термины, устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Предметные:уметь различать виды животных; находить информацию о разнообразии животных; приобретать навыки подбора, интерпретации и представление информации о животных по заданной теме.


Личностные:

- осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир;

- оценивать с позиции социальных норм поступки других людей.

Метапредметные:

Общие:

-активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения;

- учащиеся должны уметь ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии поставленной задачи и планом, оценивать работу одноклассников, получать информацию из разных источников;

 Познавательные УУД:

- извлекать информацию о животных, делать анализ и отбор данной информации, добывать новые знания из источников ЭОР

- создавать обобщение, анализировать, сравнивать, выявлять причины, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- уметь общаться друг с другом;

- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Ход урока.

I. Организационный момент. Целеполагание.

Приветствие с учащимися, запись отсутствующих, определение темы и целей урока.

1 задание «Отгадай-ка!»

Он в засаде заворожен,
Даже глазом не моргнёт.
На бревно в воде похожий,
Стиснув зубы, жертву ждёт.
Весь в пупырышках зелёных,
Проживает в реке Нил.
Часто льёт на землю слёзы...
Кто он детки? ... (крокодил)

Очень медленно ползёт,
Домик свой с собой несёт,
Если в гости позовёшь,
Дольше всех её прождёшь.

Лапы сильные с когтями,
Убедитесь в этом сами,
С острым клювом голова,
Рраз - и спряталась она! (Черепаха)

Возле старого сандала


В боевую стойку встала,
Свой раскрыла капюшон,
Острый слух насторожён,
И глядит на мир недобро,
Догадались? Это … (кобра)

Я умею быстро скрыться
И тихонько затаиться.
Ну, а если ты обманешь
И за хвост меня поймаешь,
Я его тебе, прощаясь,
Сброшу, в травке растворяясь. (Ящерица)

2 задание. О них сложено много легенд, сказаний и загадок. Вот некоторые из них:

  • Льёт горькие слёзы, оплакивая несчастную жертву, им же самим проглоченную (крокодил)

  • В зелёной траве он зелёный, в высохшей и пожелтевшей – жёлтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? (хамелеон)

  • Известно, что, если это животное схватить за хвост, то она резкими движениями моментально отломит его и убежит. А оторванный конец хвоста ещё какое – то время будет двигаться, изгибаясь. Какое это имеет биологическое значение? (У ящерицы – это явление называется аутотомия, нужно оно для самосохранения, движение хвоста отвлекает врага, даёт возможность ящерице убежать)

  • Эти животные видят и слышат плохо. Однако когда наступают сумерки, они выходят на охоту. Назовите этих животных. Как можно объяснить этот факт? (Змеи, у них есть терморецепторы)

Проблема (учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы на которые они должны ответить в течении урока).

- Почему животные этого класса получили название Пресмыкающиеся?

- Что позволило рептилиям распространиться на планете больше, чем земноводным?

II. Изучение нового материала.

  1. Общая характеристика класса.

  • Настоящие наземные позвоночные холоднокровные животные

  • Тело покрыто роговыми чешуйками или щитками

  • Форма тела и размеры различны

  • Большинство ведет наземный образ жизни, есть вторичноводные

  • Легочное дыхание

  • Размножение только на суше

  • Способ передвижения – ползание, водные - плавание

  • Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией

  • Периодически линяют




  1. Многообразие пресмыкающихся.



КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

ОТРЯД

ЧЕШУЙЧАТЫЕ КРОКОДИЛЫ ЧЕРЕПАХИ КЛЮВОГОЛОВЫЕ

ПОДОТРЯД ЯЩЕРИЦЫ

ПОДОТРЯД ЗМЕИ

ПОДОТРЯД ХАМЕЛЕОНЫ



  1. Особенности внешнего строения.

Жесткая сухая кожа, покрыта роговым слоем в виде чешуек, щитков, шипов, когтей. Роговые образования необходимы для защиты тела и предохранения кожи от высыхания.





  1. Особенности внутреннего строения

- строение скелета. Он состоит из трёх отделов: скелета головы, скелета туловища, скелета конечностей и их поясов. В позвоночнике хорошо различимы пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.



Сравните скелеты ящерицы и змеи (самостоятельная работа)



- пищеварительная система.

Большинство плотоядные; растительноядные (сухопутные черепахи).

Пищеварительный канал более длинный, чем у земноводных.

Пищу захватывают вытянутые челюсти, имеющие многочисленные острые зубы.

Слюна содержит ферменты.

Стенки ротовой полости и пищевода снабжены мускулатурой, которая проталкивает крупные куски пищи в желудок.


На границе тонкого и толстого кишечника есть слепая кишка, которая развита у растительноядных наземных черепах.

Пищеварительная система открывается в клоаку.



У змей есть особенность в строении ротового аппарата. Какая? (самостоятельная работа с дополнительным материалом)



- дыхательная система.

Единственный орган дыхания у пресмыкающихся - лёгкие. Они имеют ячеистое строение, это увеличивает их дыхательную поверхность. Поскольку тело покрыто чешуйками, кожное дыхание отсутствует. У пресмыкающихся впервые появились воздухоносные пути – трахея и бронхи.



- кровеносная система. 

Кровеносная система замкнутая, есть два круга кровообращения. Как и у земноводных, сердце трёхкамерное: состоит из левого и правого предсердий и желудочка. В желудочке появляется неполная перегородка, которая при его сокращении доходит до самого верха, на короткое время, разделяя его на левую и правую части и препятствует смешиванию артериальной и венозной крови. У крокодилов четырехкамерное сердце.




- нервная система. Строение нервной системы сходно с земноводными. Она состоит из центрального (головной и спинной мозг) и периферического отделов (нервы).

Головной мозг так же состоит из пяти отделов: продолговатый, задний, средний, промежуточный, передний. Происходит усложнение в его строении. Гораздо лучше развиты большие полушария переднего мозга. На его поверхности появляются зачатки коры, следовательно, поведение пресмыкающихся усложняется.

Сравним строение головного мозга пресмыкающихся и земноводных.



Используя материал учебника и дополнительную информацию (слайд), определите какие органы чувств развиты лучше, чем у земноводных.