ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым
Класс Пресмыкающиеся
Каплун Елена Николаевна,
учитель биологии
МБОУ «СОШ № 4»
г. Красноперекопска
Республики Крым
Тема. Класс Пресмыкающиеся
Цель урока: познакомить учащихся с основными особенностями организации и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся, с многообразием рептилий и уровнем приспособлен-ности этих животных к условиям окружающей среды.
Задачи урока:
Образовательная: изучить особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся, связанные со средой обитания; познакомить с многообразием; раскрыть их происхождение; установить место и роль рептилий в природе.
Развивающая:продолжить формирование у учащихся умений распознавать на таблицах, слайдах виды пресмыкающихся, сравнивать рептилий между собой, выявлять черты их приспособленности к жизни на суше, находить причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, обобщать.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к животным, путем расширения кругозора и познавательного интереса к представителям пресмыкающихся, встречающихся на территории Крыма и занесенных в Красную книгу.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация на тему «Класс Пресмыкающиеся», демонстрационные таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения, карточки с заданиями,
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Планируемые результаты: правильно использовать в речи биологические термины, устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Предметные:уметь различать виды животных; находить информацию о разнообразии животных; приобретать навыки подбора, интерпретации и представление информации о животных по заданной теме.
Личностные:
- осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир;
- оценивать с позиции социальных норм поступки других людей.
Метапредметные:
Общие:
-активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения;
- учащиеся должны уметь ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии поставленной задачи и планом, оценивать работу одноклассников, получать информацию из разных источников;
Познавательные УУД:
- извлекать информацию о животных, делать анализ и отбор данной информации, добывать новые знания из источников ЭОР
- создавать обобщение, анализировать, сравнивать, выявлять причины, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- уметь общаться друг с другом;
- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.
Регулятивные УУД:
- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Ход урока.
I. Организационный момент. Целеполагание.
Приветствие с учащимися, запись отсутствующих, определение темы и целей урока.
1 задание «Отгадай-ка!»
Он в засаде заворожен,
Даже глазом не моргнёт.
На бревно в воде похожий,
Стиснув зубы, жертву ждёт.
Весь в пупырышках зелёных,
Проживает в реке Нил.
Часто льёт на землю слёзы...
Кто он детки? ... (крокодил)
Очень медленно ползёт,
Домик свой с собой несёт,
Если в гости позовёшь,
Дольше всех её прождёшь.
Лапы сильные с когтями,
Убедитесь в этом сами,
С острым клювом голова,
Рраз - и спряталась она! (Черепаха)
Возле старого сандала
В боевую стойку встала,
Свой раскрыла капюшон,
Острый слух насторожён,
И глядит на мир недобро,
Догадались? Это … (кобра)
Я умею быстро скрыться
И тихонько затаиться.
Ну, а если ты обманешь
И за хвост меня поймаешь,
Я его тебе, прощаясь,
Сброшу, в травке растворяясь. (Ящерица)
2 задание. О них сложено много легенд, сказаний и загадок. Вот некоторые из них:
-
Льёт горькие слёзы, оплакивая несчастную жертву, им же самим проглоченную (крокодил) -
В зелёной траве он зелёный, в высохшей и пожелтевшей – жёлтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? (хамелеон) -
Известно, что, если это животное схватить за хвост, то она резкими движениями моментально отломит его и убежит. А оторванный конец хвоста ещё какое – то время будет двигаться, изгибаясь. Какое это имеет биологическое значение? (У ящерицы – это явление называется аутотомия, нужно оно для самосохранения, движение хвоста отвлекает врага, даёт возможность ящерице убежать) -
Эти животные видят и слышат плохо. Однако когда наступают сумерки, они выходят на охоту. Назовите этих животных. Как можно объяснить этот факт? (Змеи, у них есть терморецепторы)
Проблема (учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы на которые они должны ответить в течении урока).
- Почему животные этого класса получили название Пресмыкающиеся?
- Что позволило рептилиям распространиться на планете больше, чем земноводным?
II. Изучение нового материала.
-
Общая характеристика класса.
-
Настоящие наземные позвоночные холоднокровные животные -
Тело покрыто роговыми чешуйками или щитками -
Форма тела и размеры различны -
Большинство ведет наземный образ жизни, есть вторичноводные -
Легочное дыхание -
Размножение только на суше -
Способ передвижения – ползание, водные - плавание -
Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией -
Периодически линяют
-
Многообразие пресмыкающихся.
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
ОТРЯД
ЧЕШУЙЧАТЫЕ КРОКОДИЛЫ ЧЕРЕПАХИ КЛЮВОГОЛОВЫЕ
ПОДОТРЯД ЯЩЕРИЦЫ
ПОДОТРЯД ЗМЕИ
ПОДОТРЯД ХАМЕЛЕОНЫ
-
Особенности внешнего строения.
Жесткая сухая кожа, покрыта роговым слоем в виде чешуек, щитков, шипов, когтей. Роговые образования необходимы для защиты тела и предохранения кожи от высыхания.
-
Особенности внутреннего строения
- строение скелета. Он состоит из трёх отделов: скелета головы, скелета туловища, скелета конечностей и их поясов. В позвоночнике хорошо различимы пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.
Сравните скелеты ящерицы и змеи (самостоятельная работа)
- пищеварительная система.
Большинство плотоядные; растительноядные (сухопутные черепахи).
Пищеварительный канал более длинный, чем у земноводных.
Пищу захватывают вытянутые челюсти, имеющие многочисленные острые зубы.
Слюна содержит ферменты.
Стенки ротовой полости и пищевода снабжены мускулатурой, которая проталкивает крупные куски пищи в желудок.
На границе тонкого и толстого кишечника есть слепая кишка, которая развита у растительноядных наземных черепах.
Пищеварительная система открывается в клоаку.
У змей есть особенность в строении ротового аппарата. Какая? (самостоятельная работа с дополнительным материалом)
- дыхательная система.
Единственный орган дыхания у пресмыкающихся - лёгкие. Они имеют ячеистое строение, это увеличивает их дыхательную поверхность. Поскольку тело покрыто чешуйками, кожное дыхание отсутствует. У пресмыкающихся впервые появились воздухоносные пути – трахея и бронхи.
- кровеносная система.
Кровеносная система замкнутая, есть два круга кровообращения. Как и у земноводных, сердце трёхкамерное: состоит из левого и правого предсердий и желудочка. В желудочке появляется неполная перегородка, которая при его сокращении доходит до самого верха, на короткое время, разделяя его на левую и правую части и препятствует смешиванию артериальной и венозной крови. У крокодилов четырехкамерное сердце.
- нервная система. Строение нервной системы сходно с земноводными. Она состоит из центрального (головной и спинной мозг) и периферического отделов (нервы).
Головной мозг так же состоит из пяти отделов: продолговатый, задний, средний, промежуточный, передний. Происходит усложнение в его строении. Гораздо лучше развиты большие полушария переднего мозга. На его поверхности появляются зачатки коры, следовательно, поведение пресмыкающихся усложняется.
Сравним строение головного мозга пресмыкающихся и земноводных.
Используя материал учебника и дополнительную информацию (слайд), определите какие органы чувств развиты лучше, чем у земноводных.