Файл: Комплексные единицы словообразования в словообразовательных системах русского и казахского языков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приведем для примера словообразовательные парадигмы двух антонимичных слов «взять» (алу), «дать» (беру): ал- у, ал -ма, ал -ды, ал -ғыз, ал -дыр, ал -ушы; бер-у, бер-ме, бер-дiiii бер-дi, бер-гiз, бер. -у-шi. Различают конкретные и типовые парадигмы. Под конкретной парадигмой понимается совокупность производных от конкретного слова: заяц – зайка– зайчик – зайчиха – зайчишка – зайчонок – заячий. Типовая парадигма – это набор словообразовательных значений в отвлечении от реализующих их аффиксов. Рассмотрим для примера словообразовательные парадигмы двух групп слов: имен существительных – названий животных (төрт түлiк) и имен прилагательных со значением цвета (белый – черный). Названия животных рождают слова, связанные в реальной жизни с животными: обозначения размера (большой –маленький), оценки (ласкательной или уничижительной), названия самок и детенышей, названия мяса животного, названия человека, связанного с животным (служитель, охотник на животное, любитель животного) и, наконец, названия помещений для животного. В зоне прилагательных находим слова, обозначающие признаки животных. Самая маленькая, хотя и самая интересная зона – глагол. В ней встречаются глаголы двух значений: производить на свет: щениться, телиться (супплетивные производные); вести себя, как данное животное, в переносном смысле. В словообразовательной парадигме прилагательных – названий цвета –встречаем совсем другой набор производных. Это слова, обозначающие степени признака (беловатый, черноватый, синеватый, красноватый), оценку (беленький, черненький). Большое количество слов обозначает отвлеченный признак (белизна, чернота). Эти слова, как мы видим, произведены с помощью разных суффиксов, хотя словообразовательное значение одинаковое. В зоне глагола имеются две группы глаголов: 1) с суффиксом - и – «делать каким» (белить, чернить); с суффиксом - е –«обнаруживать какой-либо цвет» (белеть, чернеть). Названия цвета производят наречия: бело, черно. И это отвечает одной из основных закономерностей языка: «родителями» наречий всегда бывают качественные прилагательные, которые обозначают признак предмета по: 1) форме (прямой – прямо, угловатый – угловато, кривой – криво, круглый – кругло); 2) размеру (узкий – узко, низкий – низко, огромный – огромно, крупный – крупно); 3) цвету (красный – красно, багровый – багрово); 4) свойству (прочный – прочно, вязкий – вязко, хрупкий – хрупко); 5) вкусу (горький – горько, соленый – солено, кислый – кисло, вкусный – вкусно); 6) весу (тяжелый – тяжело, увесистый –увесисто, невесомый – невесомо); 7) запаху (ароматный – ароматно, пахучий – пахуч, приторный – приторно); 8) температуре (теплый – тепло, прохладный – прохладно, жаркий – жарко); 9) звуку (громкий – громко, оглушительный – оглушительно, тихий – тихо).Зоны глагола и наречия оказываются наиболее регулярными, единообразными. Наиболее разнообразны парадигмы конкретных существительных: здесь мы встречаем большое количество суффиксов и лексических значений производных слов. Среди них и названия болезней, грибов, животных, частей яйца, красок и т.п. Для системного описания словообразования важно выявить те участки словообразовательной системы, для которых характерны наиболее тесные парадигматические связи между единицами словообразования.
Cловообразовательная цепочка.
Следующий термин – «словообразовательная цепочка» (СЦ), которая понимается как «совокупность однокоренных слов, расположенных в определенной последовательности с учетом ступеней словообразования» . Кроме того, термином СЦ обозначаются и другие понятия: 1) «ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях непосредственной мотивированности», 2) «совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей». Словообразовательная цепь (сөзжасамдық тiзбек) – это последовательное объединение слов, которые имеют один и тот же корень и разные словообразовательные морфемы. В основе каждой цепи – непроизводное слово. Каждое слово в цепи служит производящим для следующего члена цепи. Активный член – производное слово: сколько производных слов, столько и СП. Производящее не образует новое слово. Характеристика СП разных слов в пределах одной части речи, слов различных частей речи является одним из путей изучения словообразовательной системы, позволяет наглядно, на конкретном материале расширить и углубить многие понятия дериватологии, предупредить ошибки в установлении мотивационных отношений, выработать навыки словообразовательного анализа.
Словообразовательное гнездо
– упорядоченное объединение всех производных слов одного корня. Словообразовательное гнездо и словообразовательный тип соединены между собой отношениями противопоставленности. По А.И. Моисееву, это «обратные» величины: в гнезда объединяются слова с одним, общим корнем и какими угодно разными аффиксами, а в типы – слова с одним и тем же аффиксом и какими угодно разными корнями: СГ общий корень СТ общий аффикс разные аффиксы разные корни Строгость этого соотношения (противопоставленности, оппозиции) нарушается лишь тем, что в типах учитывается значение (общность словообразовательного значения слов), а в гнездах нет, просто общность слов по корню. Поэтому, по мнению А.И. Моисеева, необходимо «ввести еще одно понятие – совокупность слов по аффиксу безотносительно к значению, например, все существительные с суффиксом - тель – личные, предметные, вещественные и др.: читатель, писатель, строитель, выключатель, проявитель. Такие аффиксальные совокупности слов можно называть «аффиксальными гнездами»: аккуратность, активность, альтернативность, аналогичность, анархичность, аппетитность, аристократичность, ароматичность, артистичность и т.д. Таким образом, СГ будут иметь две разновидности – корневые СГ и аффиксальные СГ (А.И. Моисеев). Знание моделей, схем словообразовательных типов дает возможность самостоятельно образовывать сотни слов (обогащать словарный запас), объяснять значение этих слов,
анализировать изменения, происходящие при образовании новых слов (наращение, чередование, усечение, совмещение), в комплексе рассматривать вопросы грамматики и орфографии, свободно мыслить, самостоятельно наблюдать и выводить правила. Например, слова, заключающие в себя цветообозначения, группируются в словообразовательные типы, которые объединяют производные слова, имеющие три общих признака: 1) относятся к одной и той же части речи; 2) содержат одно и то же словообразовательное средство; 3) находятся в одинаковых смысловых отношениях со своими производящими, т. е. выражают одно и то же словообразовательное значение: аметист – аметистовый антрацит – антрацитовый бирюза – бирюзовый гранат – гранатовый малахит – малахитовый… или: персик – персиковый слива – сливовый салат – салатовый малина – малиновый апельсин – апельсиновый. Использование такого подхода при изучении языковых, в частности, деривационных явлений, содержит большие возможности для реализации принципа практической направленности обучения русскому языку. В качестве примера мы представили несколько единиц этого ряда. Слова «ультрамарин», «берлинская лазурь», «охра золотистая» чаще всего употребляются в качестве синонима к словам «ярко-синий», «светло-синий», «желтый». Вся совокупность взаимодействующих словообразовательных типов представляет собой словообразовательную систему языка. Продуктивные словообразовательные типы того или иного языка составляют ядро такой системы, а непродуктивные – ее периферию. Модели подсистем словообразовательных гнезд рядов построила Е.В. Аликаева. СГ ветвится на глагольные, субстантивные и атрибутивные ветви, от которых отходят в свою очередь все новые и новые веточки. Словообразовательный ряд моделируется в виде многоугольника, в вершинах которого размещаются одноаффиксные слова, а ребра и хорды представляют связи между ними. Сопоставляя многочисленные определения, можно сделать вывод, что СГ – это группа мотивированных слов, имеющих один и тот же корень. В качестве неполных словообразовательных гнезд можно привести такие группы родственных, однокоренных слов: бас – басшы, басқыла, басқын, басмашы, баста, бассыз, баспақ, басқыш, баста; басшы – басшысыз, басшылық, басшылау; басқы – басқысыз и т.д. Все слова одного и того же СГ связаны между собой не только общим корнем, но и близостью лексических значений.
Литература
[1] Жаналина Л.К. Номинация как форма речевой деятельности: дис. д-ра филол. наук. – Алматы, 1994. – 310 с.
[2] Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке: Учебное пособие. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987. – 207 с.
[3] Бицилли П.М. В защиту русского языка //Культура русской речи. – М.: Изд. группа НОРМА – ИНФРА, 1998. – С. 5-15.
[4] Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. – М.: Высш. шк., 1984. – 255 с.