Файл: Лекция 1 Общие сведения о машинах и машиностроительных материалах. Общие сведения о машинах и машиностроительных материалах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 370
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Промышленность выпускает одноосные и двухосные колесные тягачи. Типаж предусматривает двухосные тягачи мощностью 16 – 22, 25 – 30, 40 – 45, 63 – 75, 90 – 110, 160 – 180, 240 – 300, 375 – 430, 540 – 650 л.с. и шесть типоразмеров одноосных тягачей мощностью от 90 – 100 до 1000 – 1200 л.с.
Все виды тягачей имеют унифицированные узлы и механизмы массового производства, что обеспечивает их рациональную эксплуатацию, обслуживание и ремонт и сравнительно невысокую стоимость.
Прицепы в зависимости от типа тягача называются автомобильными или тракторными; применяются для улучшения эксплуатационных показателей работы автомобилей и тракторов.
Автомобильные прицепы представляют собой тележку с самосвальным или неподвижным кузовом либо специальную платформу. Выпускаются одно-, двух- и трех-осные прицепы.
Для перевозки длинномерных грузов используют одноосные прицепы-роспуски с откидными стойками и регулируемым по длине тяговым дышлом.
Как правило, все автомобильные прицепы оборудуются колодочными тормозами с пневматическим приводом на все колеса.
Тракторные прицепы бывают несаморазгружающиеся малой грузоподъемности и саморазгружающиеся большой грузоподъемности; рассчитаны на перевозку грузов на небольшие расстояния.
Прицепы-тяжеловесы (трейлеры) предназначены для перевозки громозких и тяжелых машин и грузов на большие расстояния; представляет собой низкорасположенную раму с настилом для машины; оборудованы двумя составными трапами для заезда самоходных машин и лебедкой с ручным или механическим приводом для возможной погрузки несамоходных машин. Скорость транспортирования – 20—25 км/ч.
Грузоподъемные машины.
Грузоподъемные машины относятся к машинам периодического действия. Большинство грузоподъемных машин перемещают грузы не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении.
Номенклатура грузоподъемных машин чрезвычайно велика. Их классифицируют по назначению, грузоподъемности и мощности силовых установок, конструктивным признакам, роду привода, управлению, ходовому оборудованию.
Грузоподъемные машины применяют практически во всех отраслях народного хозяйства. В гражданском, промышленном и гидротехническом строительстве широко используют башенные, стреловые, а также мачтово-стреловые и кабельные краны. На погрузочно-разгрузочных работах получили распространение стреловые и козловые краны и перегрузочные мосты, а в заводских условиях – краны мостового типа. Достаточно широко применяются простейшие подъемные механизмы и вспомогательные устройства, такие, как тали, полиспасты, домкраты, лебедки.
Грузоподъемные механизмы различают по режиму работы. Это вызвано различной загрузкой крана на производстве, периодичностью действия механизмов, а также тем обстоятельством, что максимальная (расчетная) грузоподъемность крана может использоваться сравнительно редко.
Установлены следующие режимы работы кранов: с ручным приводом; с машинным приводом: легкий, средний, тяжелый; весьма тяжелый. Режим работы крана в целом устанавливают по механизму главного подъема. Режим работы механизмов грузоподъемных машин с машинным приводом зависит:
от коэффициента использования механизма по грузоподъемности;
от коэффициента годового использования механизмов;
от коэффициента суточного использования механизма;
от относительной продолжительности включения двигателя механизма.
Режимы работы оказывают существенное влияние на выбор электрооборудования и аппаратуры кранов, установления допустимых нагрузок и параметров кранов.
Грузозахватные приспособления наиболее просты по конструкции. Самым распространенным грузозахватным приспособлением является крюк. Для подвески штучных грузов крюк весьма удобен и надежен. Изготавливают крюки однорогие и двурогие. Двурогие применяют для тяжелых грузов – более 50 т. Для подъема грузов свыше 100 т используют петли. Если груз не имеет специальных приспособлений для навески на крюк, его поднимают с помощью чалок или строп – канатов (цепей), которыми охватывают грузы.
Во избежание соскальзывания стропов из зева крюка применяют замыкающие устройства. Эти устройства, называемые предохранительными скобами, перекрывают зев крюка и удерживаются в замкнутом положении пружинами или рычагами с грузом.
Стальные канаты и цепи применяют в кранах с машинным приводом для подвешивания груза. Наибольшее распространение получили стальные канаты; они более универсальны. Канаты состоят (свиваются) из отдельных проволок. Диаметр проволок обычно применяют от 0,5 до 3 мм. Канат из проволок большего диаметра более износоустойчив. Канат из тонких проволок более гибкий.
По конструкции различают канаты одинарной (пряди), двойной (тросы) и тройной свивки (кабели).
Канаты одинарной свивки состоят из отдельных проволок, чаще одного диаметра. Проволоки располагают концентрическими слоями, причем каждый последующий слой навивают в противоположную сторону. Канаты одинарной свивки имеют повышенную жесткость; используют их только как стяжки или как направляющие или поддерживающие канаты для кабель-кранов и канатных дорог.
В подъемных механизмах кранов, как правило, применяют канаты двойной свивки. Такие канаты выполняют скручиванием нескольких прядей вокруг сердцевины. В качестве сердцевины обычно используют пеньковые канаты, пропитанные специальным составом, снижающим трение между проволоками и прядями и предохраняющим канат от коррозии.
Особо гибкие канаты получают при тройной свивке. В этом случае канат состоит их трех рядов тонких прядей, сплетенных из проволок малого диаметра.
Блоки и полиспасты – простейшие подъемные приспособления. Различают блоки неподвижные и подвижные. С помощью неподвижного блока меняют направление подъемного каната. Это позволяет, например, поднять груз лебедкой, установленной на любом уровне по отношению к грузу. Применяют неподвижный блок и при ручном подъеме грузов. Однако усилие, которое прикладывает рабочий к подъемному канату, несколько превышает вес груза (из-за к.п.д. блока). При использовании подвижного блока масса груза приходится не на одну, а на две ветви каната. Усилие в канате без учета потерь в блоке уменьшается в два раза.
Сочетание неподвижного и подвижного блоков позволяет одновременно использовать положительные стороны обоих приспособлений. При нескольких неподвижных и подвижных блоках можно распределить массу груза на большее число ветвей каната, то есть получить больший выигрыш в силе. Такие системы называются полиспастами. Характеристикой полиспастов является показатель, называемый кратностью полиспаста. Эта величина показывает, во сколько раз (без учета потерь в блоках) уменьшается усилие, необходимое для подъема груза, и снижается скорость. Кратность полиспаста соответствует числу ветвей каната, на которых висит груз.
Вспомогательные грузоподъемные машины и механизмы находят широкое применение в народном хозяйстве. Они выпускаются как с ручным, так и с машинным приводом. Ручной привод распространен в механизмах, предназначенных для разового подъема грузов, при монтаже машин и сооружений, в ремонтном деле. Механизмы с ручным приводом просты по конструкции и имеют низкую стоимость.
К простейшим подъемным механизмам следует отнести прежде всего домкраты. Назначение домкратов – подъем штучных грузов на небольшую высоту – 0,3 – 0,5 м, в отдельных случаях до 1 – 2 м. Большинство типов домкратов снабжено ручным приводом. Такие домкраты, как правило, переносные.
Домкраты имеют различные конструкции – винтовые, рычажно-реечные, реечные с зубчатой передачей, гидравлические домкраты. Грузоподъемность переносных домкратов с механической передачей составляет 5 – 10 тс. Гидравлические домкраты выпускаются как малой, так и очень большой (до 300 тс) грузоподъемности.
В отличие от домкратов, которые при подъеме груза устанавливают на полу, подъемные механизмы – тали подвешивают к потолку. Тали изготовляют как с ручным, так и с машинным (электрическим) приводом. Последние называются электрическими талями.
Грузоподъемность тали с ручным приводом 1 – 2 тс. Высота подъема их невелика – 1-2 м. Для увеличения радиуса действия ручные тали иногда подвешивают к двум или четырем колесным тележкам, установленным на монорельсе. Такие тележки называют кошками. С помощью кошек возможно горизонтальное перемещение груза, поднятого талью. Груз при этом перемещают вручную.
Наиболее целесообразно применение ручных талей как вспомогательных подъемных механизмов на различных монтажных и ремонтных работах.
Номенклатура выпускаемых промышленностью электроталей обширна. Грузоподъемность их принимают 0,5 – 5,0 тс и более. По конструкции электрические тали подразделяются на переносные (для периодической работы) и передвижные. Последние составляют наиболее многочисленную и совершенную группу вспомогательных подъемных механизмов. Эту группу машин называют также тельферами. Тельферы применяют на погрузочно-разгрузочных работах. Установленными на подвесные монорельсовые пути тельферами можно транспортировать грузы на значительные расстояния. Тельферы используют также для внутрицехового и межцехового транспорта. Стандартные тельферы применяют в качестве подъемных механизмов в мостовых и козловых кранах. Питание электроталей тельфера осуществляется посредством кабеля, но если расстояние транспортировки большие, то по троллейным проводам.
На многих предприятиях, в том числе ремонтных, получили распространение пневматические тали. Усилие подъема создается с помощью силового цилиндра, снабженного поршнем и штоком.
К вспомогательным грузоподъемным механизмам относятся также лебедки с ручным и машинным приводами. Ручные лебедки имеют, как правило, открытую зубчатую передачу, состоящую из нескольких пар шестерен и тормозного устройства. Вращение подъемного барабана обеспечивается приводной рукояткой.
В машинных лебедках электродвигатель, редуктор с тормозом и подъемный барабан скомпанованы на общей раме. Приводные лебедки, так же как и лебедки с ручным приводом, переносные. Они используются при продолжительной работе и для разовых подъемов грузов.
Башенные краны являются основным типом кранов при возведении гражданских и промышленных зданий, а также других объектов большой высоты. Башенные краны выпускаются грузоподъемностью от 0,5 до 25 тс, а в отдельных случаях до 75 тс. Малые модели – до 1,5 тс (вылет груза 10—20 м) используют при строительстве малоэтажных зданий. Для сооружений их сборного железобетона применяют более мощные краны грузоподъемностью 3 – 8 тс и вылетом 15 – 30 м. Краны грузоподъемностью более 15 – 25 тс при вылете 20 – 40 м необходимы при возведении плотин, мостов и других промышленных и гидротехнических объектов.
К основным частям крана относятся: башня, выполняемая в виде решетчатой или трубчатой конструкции; стрела, укрепляемая шарнирно на верху башни; поворотная платформа, ходовая тележка, механизмы крана – лебедка подъема груза, лебедка подъема стрелы, механизм поворота платформы и механизм передвижения крана. Привод башенных кранов на рельсовом ходу – электрический многомоторный.
Башенные краны на рельсовом ходу получили наибольшее распространение. Однако выпускаются модели с гусеничным и пневмоколесным ходом. Перемещение такими кранами грузов в горизонтальном направлении возможно только путем поворота платформы. Передвижение крана с поднятым грузом не допускается.
Стреловые краны
Стреловые краны – это самоходные, мобильные краны на железнодорожном, гусеничном и пневмоколесном ходу, стрела которых смонтирована на поворотной платформе. Как правило, поворот стрелы, а следовательно, и поднимаемого груза возможен на 360 градусов. Стреловые краны применяют на погрузочно-разгрузочных и монтажных работах. В первом случае краны оборудуют короткими стрелами – до 10 – 12 м. На монтажных работах необходим подъем груза на большую высоту. В этом случае длина стрелы достигает 25 – 50 м, а в отдельных случаях и более 100 м. Особенность стреловых кранов – изменение их грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы. При наибольшем угле наклона к горизонту и минимальном вылете, то есть при минимальном расстоянии от груза до оси вращения платформы кран поднимает наибольший груз. По мере опускания стрелы вылет увеличивается, а грузоподъемность крана уменьшается, так как снижается его устойчивость.
Наибольшее распространение в строительстве получили стреловые краны на пневмоколесном и гусеничном ходу. Пневмоколесный ход придает крану мобильные качества. Гусеничный ход обеспечивает большую грузоподъемность. Стреловые краны устанавливают на серийно выпускаемые грузовые автомобили и тракторы. Для повышения мобильности кранов с удлиненными стрелами применяют конструкции стрел, складывающихся во время транспортировки. Это особенно важно при использовании стреловых самоходных кранов в условиях городского и мелиоративного строительства.