Файл: Лекция 1 Общие сведения о машинах и машиностроительных материалах. Общие сведения о машинах и машиностроительных материалах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 371

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


   Портальные краны получили название по конструкции ходовой рамы – порталу. Установленный на рельсовый путь портал обеспечивает свободный проезд под ним железнодорожного или автомобильного транспорта. Все портальные краны – полноповоротные с большими вылетами. Привод – электрический многомоторный. Портальные краны обладают большой производительностью. Это достигается специальной кинематической схемой и конструкцией рабочего оборудования, которые допускают широкое совмещение рабочих операций: подъем груза, подъем стрелы, поворота и передвижения крана. Формы укосины, которую огибает стрелоподъемный канат, и ее поворот относительно стрелы так подобраны, что при подъеме и опускании стрелы груз остается на той же высоте, перемещаясь лишь в горизонтальном направлении. Еще одна отличительная черта портальных кранов – способность поднимать номинальный груз на любом вылете. Устойчивость обеспечивается подвижным противовесом. Одновременно с увеличением вылета груза увеличивается и вылет противовеса.

   Козловые и мостовые краны при одной и той же металлоемкости имеют большую зону действия, чем башенные и стреловые. Конструктивная схема рассматриваемых кранов позволяет применять их для подъема тяжелых грузов – с массой 200 –400 т, а в отдельных случаях и более.

   На перегрузочных площадках и прирельсовых складах, на полигонах промышленности строительных материалов, при монтаже крупных машин и оборудования основным средством механизации стали козловые краны.

   На открытых площадках целесообразно устанавливать козловые краны. Поскольку они не требуют специальных подкрановых эстакад, подготовка площади для их работы связана с минимальными затратами. В помещениях заводских цехов, закрытых складах, ремонтных боксах и т.п. более удобно применять мостовые краны.

   Конструктивные схемы козловых и мостовых кранов сходны. Мостовые краны также обладают высокой производительностью, однако, перемещаясь по путям, расположенным над землей, они не занимают полезной площади цеха.

   Кабельные краны состоят из двух опор (чаще всего в виде башен), между которыми натянут канат, называемый несущим. По канату передвигается тележка (подвеска) с крюком. При большой грузоподъемности крана несущих канатов может быть два и более. Передвижение тележки по несущему канату в пределах пролета осуществляется тяговым канатом. Подъемную и тяговую лебедки располагают возле одной из башен. Там же находится пульт управления. В большинстве случаев башни устанавливают неподвижно. Их расчаливают или закрепляют подпорками. Однако применяют и передвижные башни, на рельсовом ходу. Основное преимущество кабельных кранов – большая длина пролета. В гидротехническом строительстве используют краны с пролетом до 1000 м. Грузоподъемность кабельных кранов составляет 3 – 25 тс. Имеются конструкции с грузоподъемностью до 150 тс.


   Подъемники применяют для подъема и опускания грузов при строительстве и ремонте зданий. Грузы поднимают на платформе, в ковше или кабине, причем грузоподъемное устройство движется по вертикали. Подъемники можно условно разделить на две группы: с высотой подъема 10 – 25 м и до 50 – 80 м.

   Широкое распространение подъемников объясняется не только простотой конструкции и низкой стоимостью. Хотя подъемники и могут самостоятельно обеспечить технологический процесс, особенно при строительстве малоэтажных зданий небольшого объема, их все же следует рассматривать как дополнительное грузоподъемное средство. Подъемники уступают стреловым и башенным кранам в производительности и не обеспечивают перемещение грузов в горизонтальном направлении. Грузоподъемность подъемников обычно не превышает 0,5 – 0,8 тс. Весьма эффективно применение на одном объекте стреловых или башенных кранов совместно с подъемниками.

   По конструкции различают подъемники мачтовые, скиповые и шахтные. Самые распространенные – мачтовые подъемники. Они подразделяются на одностоечные и двухстоечные. Скиповые подъемники применяют для подачи сыпучих материалов в бункера, смесительные машины и грохоты. Ковш скипового подъемника при разгрузке опрокидывается. Нижнее положение ковша должно обеспечить свободную загрузку его автомобилем-самосвалом или другими средствами. Для подъема сыпучих материалов, раствора или бетонной смеси на большую высоту используют шахтные подъемники, в которых ковш или платформа перемещается по направляющим внутри фермы – шахты.

   Особенности эксплуатации грузоподъемных машин (техника безопасности) выражается в следующем. Подъемные машины относятся к машинам повышенной опасности. Поэтому их эксплуатация находится под надзором государственной инспекции и регламентирована специальными правилами. Вновь устанавливаемые грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяются правила, подвергают до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Частичное освидетельствование проводят не реже 1 раза в 12 месяцев, полное – не реже 1 раза в три года. Редко используемые краны подвергают полному техническому освидетельствованию не реже чем через каждые 5 лет.

   В случае реконструкции грузоподъемной машины, перестановки ее на новое место, капитального ремонта или ремонта металлических конструкций, а также смены механизма подъема или крюковой подвески проводят внеочередное техническое освидетельствование.



   Техническое освидетельствование входит в обязанность заводов-изготовителей или ремонтных заводов; в период эксплуатации его выполняют на рабочем месте машины. Во время освидетельствования кранов, кроме тщательной проверки состояния всех основных узлов и деталей крана, проводят статические и динамические испытания грузоподъемных машин.

   Во время статических испытаний нагрузка на 25% превышает грузоподъемность крана. Груз поднимают на высоту 200 – 300 мм и держат в таком положении в течение 10 мин. Если поднятый груз не опустился, а в металлоконструкциях крана и механизме подъема не обнаружены трещины, деформации и другие повреждения, статические испытания пройдены.

   При динамическом испытании многократно поднимают и опускают груз, а также проверяют действие всех других механизмов грузоподъемной машины. При динамическом испытании груз на 10% превышает грузоподъемность крана.

   Техническому освидетельствованию подвергают также съемные грузозахватные приспособления. Испытания проводят под нагрузкой, в 1,25 раза превышающий номинальную. Периодический осмотр траверс выполняют каждые 6 месяцев, клещей и других захватов – каждый месяц, стальных строп – каждые 10 дней.

   Особого внимания требует осмотр стальных канатов. Качество канатов оценивают по числу оборванных проволочек на одном шаге свивки. Выбраковывают канат при превышении допустимого износа, который также регламентирован правилами.

Лекция.3.Машины и оборудование для земляных работ.

Машины и оборудование для земляных работ.

     Машины и оборудование для земляных работ.

   Земляные работы, выполняемые в гидротехническом и мелиоративном строительстве, существенно отличаются от таких же работ в дорожном, промышленном и гражданском строительстве. Эти отличия выражаются в следующем:

   большие объемы работ;

   необходима высокая плотность укладки грунта в сооружения (дамбы, плотины, каналы);

   высокая трудоемкость и большая стоимость работ, составляющая до 50 – 60% общей стоимости строительства;

   производство земляных работ преимущественно при высоком уровне грунтовых вод;

   повышенные требования к качеству земляных работ, к точности выдерживания заданных проектных уклонов;


   большая рассредоточенность объектов.

   По технологическому признаку и назначению различают следующие машины для земляных работ:

   общестроительные землеройные и землеройно-транспортные (экскаваторы, бульдозеры, скреперы, рыхлители, грейдер-элеваторы, автогрейдеры);

   грунтоуплотняющие;

   мелиоративные ( длиннобазовые планировщики, каналокопатели, дренажные и каналоочистительные);

   специальные для буровзрывных работ, для гидромеханизации, водоотлива и понижения уровня грунтовых вод.

   Для повышения эффективности работы машины используются в комплексе.

   Водохозяйственное строительство отличается большим разнообразием операций. При выполнении больших объемов земляных работ ( насосные станции, плотины, гидроэлектростанции, водозаборы, паводковые водосбросы, крупные каналы и т.д.) применение мощных общестроительных машин, выпускаемых обычно большими сериями, экономически обосновано.

   При разбросанности объектов, большой протяженности их (например, при строительстве осушительной и оросительной сети), малых объемах работ применение общестроительных машин, не предназначенных специально для водохозяйственного строительства, либо невозможно, либо экономически невыгодно. Специализированные технологические процессы (капитальная планировка орошаемых земель, строительство закрытых дренажных систем, создание антифильтрационных экранов каналов, очистка каналов от наносов и растительности и др.) целесообразно выполнять мелиоративными машинами.

    Экскаваторы.

   Экскаваторы – наиболее распространенные землеройные машины. Их применяют во многих отраслях народного хозяйства. Широк диапазон их типоразмеров. Различают экскаваторы циклического (прерывного) и непрерывного действия.

   Рабочий процесс экскаватора циклического действия состоит из четырех основных операций: отделения грунта от массива (копания), транспортирования груза к месту разгрузки, разгрузки, установки рабочего органа в положение для нового копания. Эти операции выполняются последовательно. К таким машинам относятся одноковшовые экскаваторы, само название которых говорит, что рабочий орган их состоит из одного ковша.

   Достоинства одноковшовых экскаваторов – прежде всего это универсальность. Экскаватор может работать в самых различных грунтовых условиях. Более свободно подвешенный рабочий орган позволяет выполнять разнообразные работы. Одноковшовые экскаваторы – надежные машины. Это связано с их конструктивной схемой. Рабочее оборудование экскаваторов легко поддается усилению, а трансмиссия имеет ограниченное число быстроизнашивающихся деталей. Особенно большой надежностью отличаются экскаваторы с гидравлическим приводом. Главный параметр одноковшового экскаватора – емкость ковша, измеряемая в кубических метрах. Этот параметр во многом определяет типоразмер машины, ее мощность,массу, габариты, производительность, стоимость. От 0,1 до 170 м
3 – таков диапазон емкости ковша. Однако различия одноковшовых экскаваторов этим не ограничиваются. Полная классификация учитывает много признаков технологического и конструктивного порядка.

   По назначению одноковшовые экскаваторы подразделяются на следующие типы:

1.               Экскаваторы-краны для строительных и строительно-карьерных работ.

   Экскаваторы малой мощности имеют ковш емкостью от 0,1 до 1,75 м3 при массе 1,5 – 70 т. Грузоподъемность кранового оборудования этих моделей 0,75 – 45 тс.

   К экскаваторам средней мощности относятся машины с ковшами емкостью от 2 до 3 м3. Масса таких экскаваторов составляет 85 – 115 т, грузоподъемность крана – 60 – 80 тс.

   Экскаваторы большой мощности оборудованы ковшами объемом от 3,25 до 8 м3. Их масса составляет 125 – 350 т. Грузоподъемность кранового оборудования этих моделей достигает 200 тс. Экскаваторы этого типа, как правило, выпускаются с набором сменного рабочего оборудования. Это прямая лопата, обратная лопата, драглайн, кран, грейфер. Перечисленное сменное рабочее оборудование является основным; экскаваторы, конструкции которых позволяет навеску этого оборудования, называются универсальными. Если на экскаваторах не предусматривается установка обратной лопаты или драглайна, то такие машины принято считать полууниверсальными. Экскаватор с одним рабочим оборудованием относится к специальным машинам. Экскаваторы малой и средней мощности выпускаются универсальными, а большой мощности – полууниверсальными.

Экскаваторы карьерные средней и большой мощности.

1.               Экскаваторы карьерные средней и большой мощности.

Емкость ковша экскаваторов этого типа достигает 2 – 25 м3, а масса соответственно 76 – 1000 т. Экскаваторы выпускаются в виде специальных лопат со стандартным и удлиненным оборудованием.

3.                Вскрышные экскаваторы – лопаты большой мощности (ковш 6 – 150 м3, а масса 550 – 12500т) на четырех гусеничных тележках.

4.                Шагающие драглайны средней и большой мощности (ковш 4 – 150 м3, а масса 170 – 10000т) для открытых горных и крупных гидротехнических работ.

   По силовому оборудованию различают экскаваторы с дизельной, электрической или комбинированной (дизель-электрической, дизель-гидравлической или электрогидравлической) силовой установкой.