Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие и виды трудового стажа.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 356
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В случае утери трудовых документов и невозможности их получения из-за небрежного хранения, преднамеренного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы определяются на основании показаний двух или более свидетелей, которые знают этого работника по сотрудничеству с работодателем и имеют документы об их работе тот период времени, на который они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об определении периода его работы по показаниям свидетеля должен быть приложен документ работодателя или другие документы, подтверждающие факт и причину утери Трудовых документов и невозможности их получения.
Установленный показаниями стаж работы в этом случае не может превышать половины страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии. При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:
- период работы, начинающийся с возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений;
- свидетельские показания только на период совместной работы, в течение которого свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Установление периодов работы на основании показаний осуществляется решением лица, предоставляющего пенсию, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Это решение принимается на основании показаний свидетелей, данных пенсионной организации по месту назначения пенсии или по месту жительства свидетеля. Если свидетель не может давать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
На основании заявления гражданина его стаж работы по показаниям свидетеля также может быть определен до наступления условий, дающих право на трудовую пенсию.
Если один из свидетелей дает показания о работе гражданина в течение более длительного периода, чем другой свидетель, срок, подтвержденный обоими свидетелями, считается установленным.
Периоды работы, предусмотренные подпунктом "А" пункта 2 настоящих правил, условием внесения которых в страховой стаж является подтверждение уплаты обязательных платежей, и периоды работы, предусмотренные подпунктом "Б" настоящего пункта, не подтверждаются свидетельскими показаниями.
Анализ судебной практики показал, что наиболее часто встречаются обращения сотрудников, занимающихся преподавательской деятельностью. Отклонения в основном связаны с отсутствием названия должности или названия учреждений, в которых учителя должны работать на этих должностях, чтобы иметь право на досрочный выход на пенсию. Периоды педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, исчисляются в соответствии с перечнем должностей и учреждений, работа в которых исчисляется за время службы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, которые осуществляли педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пунктом 10 статьи п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Так, гражданка Замуравкина Е.Р. обратилась в Верховный Суд РФ о признании недействующим п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 и не соответствующими требованиям Конституции РФ и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Она полагает, что положениями указанного Федерального закона гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских учреждениях. Не включение времени выполнения педагогической деятельности в должности педагога дополнительного образования в школе-интернате в специальный стаж создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии в сравнении с педагогами дополнительного образования, работающими во внешкольных учреждениях для детей, что является недопустимым.
В связи с тем, что занимаемая заявителем должность педагога дополнительного образования указана в пункте 2 раздела "наименование мест" списка, а учреждение (школа-интернат) не указано в пункте 2 раздела "наименование учреждений" списка, он был лишен кредита на период работы в этом.
В ходе судебного заседания Верховный Суд Российской Федерации установил, что положение пункта 3 норм от 29.10.2002 соответствует действующему законодательству[10]. Применение E. R. Замуравкина осталась без удовлетворения. Суд в своем решении также указал, что различный подход к решению вопроса об определении права на досрочную пенсию по старости применительно к педагогической деятельности обусловлен именно разным характером деятельности педагогов дополнительного образования в зависимости от их должности и работы в конкретном учреждении.
Белоусова И.В. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконными пунктов 4 и 5 Правил, предусматривающих, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими правилами (п.4); что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Заявление Белоусовой И.В. оставлено без удовлетворения. В Определении Верховного Суда достаточно подробно описаны мотивы отказа. Основными являются следующие. Разделом «Наименование должностей» Списка от 06.09.1991 должность «музыкальный руководитель» не была предусмотрена, т.е. работа в этой должности до 01.11.1999 право на досрочную трудовую пенсию по старости (пенсию за выслугу лет) не давала. Однако было принято решение о возможности предоставления музыкальным руководителям права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со Списком от 22.09.1999 и Правилами от 22.09.1999, сформированными с учетом предложений Министерства образования РФ.
Таким образом, периоды работы музыкальным руководителем включаются в трудовой стаж, что дает право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от того, когда выполнялась эта работа, при условии, что (суммарно по основному и другим местам работы) норма рабочего времени (педагогическая или образовательная нагрузка), определяемая для ставки заработной платы (должностного оклада). Таким образом, многие граждане, работавшие на этой должности, приобрели право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом того, что эта работа стала рассчитываться за все прошлое, а не только с 01.11.1999, как это предусмотрено нормами от 22.09.1999.
Также одним из аргументов было то, что работа музыкальным руководителем с точки зрения ее функциональных обязанностей, психоэмоциональной, педагогической нагрузки существенно отличается от должности воспитателя в том же детском саду.
Периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 1 настоящих правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выданными в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании основе информации об индивидуальном (персонифицированном) учете «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»
В заключение мы рекомендуем вам обратить внимание на то, что все периоды, рассчитанные в страховом периоде, рассчитываются в календарном порядке.
Можно документально подтвердить выслугу лет, а также на основании показаний свидетелей. Важным подтверждением трудового стажа после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" является наличие информации о трудовом стаже в индивидуальном лицевом счете.
Заключение
На правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов (международно-правовые акты, законодательные акты, подзаконные нормативные акты, акты министерств и ведомств). Но это больше недостаток, чем достоинство, так как чем больше актов - тем больше противоречий и «несостыковок», большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Таким образом, в законодательстве Российской Федерации было бы хорошо провести кодификацию нормативно - правовых актов для устранения данных недостатков.
Нами был проведен анализ нормативно-правовых и литературных источников по данной теме. Нормативные правовые акты России придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа не имеет самостоятельного юридического значения. Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других правовых институтов. Законодатель не придерживается строгой классификации видов стажа, предлагаемой пенсионными законами 2001 года.
Законодатель, помимо признания страхового стажа, в качестве правообразующего фактора новой пенсионной системы, предусматривает сохранение на определенный период (до 2013 года) и трудовой стаж, причем в его двух юридически значимых разновидностях: общего трудового стажа и специального трудового стажа.
Юридическое значение трудового стажа в пенсионном обеспечении можно охарактеризовать следующим образом: трудовой стаж, продолжая выступать основанием возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии (ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ») сохраняет свое прежнее правообразующее значения до 2013 года и, кроме того, он признается в качестве одного из условий определения расчетного размера трудовой пенсии (п.2 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
В совокупности виды трудового стажа и составляют соответствующий правовой институт особенной части права социального обеспечения.
Библиография
Нормативно-правовые акты
1. Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. Заключено в г. Москве 25.11.1998 // Российская газета. 1999. 6 февраля.
2. О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения: Соглашение от 13.03.1992// Содружество. 1992. №3.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации.
5. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009)//Российская газета.2001. 20 декабря; 2009. 30 декабря.