Файл: Сущность естественных монополии. Реформирование естественных монополий в рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра " Экономика и стратегическое развитие"
Контрольная работа
по дисциплине : «Основы рыночной экономики»
на тему : «Сущность естественных монополии. Реформирование естественных монополий в РФ»
Выполнил: А.А.Сайфутдинова
студент группы.БМТз-18-02
Проверил: А.В. Гайсина
старший преподаватель
УФА 2021
Содержание
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
1 Сущность естественных монополий……………………………………... | |
1.1 Сущность естественных монополий и их место в классификации монополий……………………………………………………………………. | 6 |
1.2 Естественные монополии в России…………………......……………… | 10 |
2 Проблемы реформирования естественных монополий в России………. | |
2.1 Регулирование естественных монополий……………………………… | 14 |
2.2 Теория и методология исследования проблем реформирования естественных монополий…………………………………………………… | 18 |
Заключение………………………………………………………………..…. | 22 |
Список использованных источников………………………………………. | 24 |
Введение
В сбалансированном развитии современной экономической системы отрасли инфраструктуры играют важную роль. Она служит звеном между производственной сферой, сферой услуг и потребителями, а также отдаленными территориями и экономическими центрами.
Основную часть отраслей инфраструктуры составляют естественные монополии. В настоящее время среди экономистов существуют разногласия относительно монополизма в целом и естественного в частности. До недавнего времени глубокий анализ функционирования монополий в отечественной экономике отсутствовал. Теоретические и практические исследования конкурентных и монопольных механизмов в современной российской экономике начали появляться с формированием рыночных отношений. В связи с этим существует потребность в дальнейшем теоретическом уточнении сущности монополий и монополизма, их отдельных типов и порядка их функционирования. Наличие данной потребности обусловлено необходимостью эффективного регулирования естественных монополий и развития конкуренции в данных отраслях.
Особенно актуальным в этом направлении является контроль над ценообразованием в этой сфере. Устанавливаемый размер тарифов на продукцию и услуги естественных монополий влияет на такие базовые экономические показатели, как уровень цен и инфляции, уровень и качество жизни населения. Актуальным является определение конкурентоспособности страны в условиях глобализации экономических отношений, а также значения монополий страны в данном процессе.
На сегодняшний день мировая экономика характеризуется обострением конкурентной борьбы. Субъекты естественных монополий, обеспечивая необходимую устойчивость и целостность экономики, создают объективные условия для равноправного участия в международных экономических отношениях.
Таким образом, работа обусловлена целым рядом причин:
-недостаточным теоретическим обоснованием причин существования естественных монополий в современных условиях, порядка их функционирования в отечественной экономике;
-необходимостью определения значения естественных монополий в условиях глобализации экономических процессов;
-необходимостью обоснования механизмов регулирования естественных монополий, направленного на повышение эффективности экономики в целом.
Степень разработанности проблемы. Научная разработанность проблемы недостаточна. Основная масса отечественной литературы по теме относится к последнему десятилетию XX в. Работы и публикации, посвященные проблемам естественных монополий в современной отечественной экономике, принадлежат таким авторам, как Авдашева СБ., Аронин В.А., Барышева А.В., Городецкий А., и др. Более ранние исследования этого явления в России 19-20 вв. принадлежат Бубнову И.Л., Вяткину М.П., Лаверычеву В.Я., Наумовой Г.Р., Шишкину М.В., и др. Пристальное внимание данным проблемам уделено иностранными авторами (Э. Гелхорн, В. Ковачич, Р. Питтман, М. Портер, и др.), что обусловлено длительным существованием рыночных отношений и возникших в их среде конкуренции и монополизма. Безусловно, разработки западных исследователей важны и для нашей экономики. Однако они не в состоянии в полной мере отразить особенности генезиса и развития монополизма в российской экономике и предложить эффективный вариант взаимодействия субъектов естественных монополий с другими экономическими и политическими институтами.
Цель работы состоит в исследовании естественных монополий как экономической категории и теоретическом обосновании тенденций их развития и регулирования в рыночной экономике. В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
-уточнение научного аппарата - разграничение понятий «монополия», «монополист», «монополизм»;
-исследование сущности и причин возникновения естественных монополий и определение их места среди монополий в целом;
-обоснование роли и места естественных монополий в экономике страны в условиях глобализации и укрупнения экономических процессов;
-обоснование методов и инструментов регулирования естественных монополий на современном этапе;
-анализ процесса внедрения конкурентных механизмов в сферу деятельности естественных монополий.
Объект исследования: хозяйствующие субъекты естественных монополий.
Глава 1 Сущность естественных монополий
1.1. Сущность естественных монополий и их место в классификации монополий
Сложность исследования проблем естественных монополий обусловлена наличием различных подходов к определению «естественная монополия», отсутствием полного перечня признаков естественных монополий и критериев их определения. Во многом это связано с разноплановостью экономического толкования общего понятия «монополия», рассматриваемого как явление, рыночная структура и форма поведения хозяйствующего субъекта.
В исследованиях разных лет представлен широкий диапазон взглядов на сущность монополий. Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара, однако в настоящее время употребление этого термина вышло за рамки прямого понимания, и он используется для обозначения различных экономических и неэкономических ситуаций.
В связи с этим можно выделить два подхода к трактовке термина «монополия»:
1) расширительная трактовка определения «монополия» предполагает существование субъектов, обладающих особо высокой степенью влияния на различные сферы жизни общества (экономика, политика, идеология) и на другие хозяйствующие субъекты. Монополия в данном случае служит базой для формирования конкретных ее видов, возникающих в различных сферах;
2) монополия в узком смысле слова чаще всего рассматривается как монополия в сфере экономики.
Сущность монополии в экономической сфере также рассматривается в различных значениях, сводимых к трем позициям: Во-первых, монополией называется такое состояние рынка, при котором на рынке действует лишь один продавец, предлагающий товар, не имеющий заменителей. «Рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других» «монополия -рыночные условия, когда одна-единственная фирма является продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей»
Доступ на такой рынок ограничен, появление других фирм невозможно, поэтому единственный продавец осуществляет контроль над сделками. Наряду с такими признаками, как единственность предложения и наличие ограничительных барьеров, существует еще один — отсутствие близких заменителей товара, производимого фирмой-монополистом. Крайняя форма подобной экономической ситуации представляет собой естественную монополию. Во-вторых, под монополией также понимают монопольную (рыночную) власть, возникшую в результате наличия исключительного права производства, торговли или других действий, принадлежащих какому-либо субъекту. «Власть на рынке представляет собой возможность в целях извлечения прибыли устанавливать цены выше конкурентного уровня на протяжении длительного периода времени».
Существование монопольной власти можно определить по особому монополистическому поведению (ограничение производства или сбыта, завышение цен, ухудшение качества изделий и т.д.).1 «Монополист наделен властью над установленной ценой; он сам определяет эту цену, а не принимает ее как данную». Монополия «обычно означает контроль над предложением и тем самым над ценой».
Большинство экономистов отмечают нетождественность монополии и монопольной власти - для обладания монопольной властью фирме не требуется быть монополией и наоборот, монополист не всегда использует монопольную власть. В-третьих, монополию часто отождествляют с определенным положением и размерами фирмы, подразумевая под этим понятием субъект рынка - крупное предприятие, объединение предприятий, сосредоточившее в своих руках подавляющую долю производства и реализации товаров, услуг и полностью контролирующим данную сферу деятельности. По мнению некоторых исследователей, «впервые подошел к пониманию монополии как предприятия крупного размера» английский экономист У. Джевонс.
Целесообразно будет определить два значения термина «монополия». Во-первых, это состояние рынка (рыночная структура), обусловленное развитием производства, при котором на рынке действует лишь один продавец, во-вторых, это рыночная власть, возникшая в результате наличия исключительного права производства, торговли. В дальнейшем необходимо осуществить разграничение терминов «монополия», «монополист» и «монополизм».
Хозяйствующий субъект, являющийся единственным продавцом на рынке, следует определять как «монополист». Под термином «монополизм» следует понимать реальное проявление монопольных качеств хозяйствующего субъекта, использование монополистом рыночной власти и своего положения для извлечения выгоды. Некоторые специалисты под термином «монополизм» понимают «злоупотребление монопольным положением».
Монополия - это явление, относящееся к рыночной экономике, хотя рынок и объективно присущая ему конкуренция выступают как диалектическая противоположность монополизму. Борьба сил монополии и конкуренции может происходить исключительно в условиях рынка, поэтому монополизация выступает как совершенно естественная тенденция. Таким образом, условием существования монополии может быть рыночная экономика и существующая конкурентная борьба. Монополия противостоит конкуренции и непосредственно сосуществует с ней, образуя органическое диалектическое единство. К. Маркс: «Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу». Ф. Энгельс: «...монополия не может остановить поток конкуренции; более того, она сама порождает конкуренцию». С одной стороны, монополия даже в самой развитой своей форме не в состоянии полностью преодолеть конкуренцию, с другой стороны, и в ситуации чистой конкуренции возможно существование монополии. Более того, конкурирующая фирма стремится к монопольному положению на рынке.
1.4 Естественные монополии в России
В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.
Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:
вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены
электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии; предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками; намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей; расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.