Файл: Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма 3 Список использованной литературы 12 Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма 3
Список использованной литературы 12
Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма.
Известно, что рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Другими словами, рынок немыслим без взаимосвязи таких понятий, как спрос и предложение.
Спрос - это потребность людей, их желание приобрести то или иное количество данного товара. Он предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам. Таким образом, можно сформулировать такое понятие, как платежеспособный спрос, т.е. количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
В современной экономической науке взаимосвязь цены и количества покупаемого товара выражается кривой спроса, которая определяет обратную связь спроса от цены. Изображается она в виде простого графика, имеющего отрицательный наклон .
Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. Изменение величины спроса - это движение по кривой спроса.
Рыночный спрос на какой-либо товар или услугу является косвенным отражением потребности людей в данном товаре или услуге.
Потребность в некотором благе отражает желание его иметь. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.
Механизм рынка позволяет удовлетворять лишь те потребности человека и общества, которые выражены в форме спроса.
Как правило, различают индивидуальный (одного - единственного потребителя) и рыночный (всех потребителей на товар) спрос. Перейти от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса можно посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах.
Если индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос является суммированным, или агрегированным, отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.
Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина и цена спроса. Величина спроса представляет собой количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги в данное время и в данном месте, называется ценой спроса.
Величина рыночного спроса не всегда совпадает с объемом рыночных продаж. Например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен в государственных магазинах) может вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам.
В зависимости от того, какие факторы побуждают человека к покупке, выделяют две специфические разновидности рыночного спроса:
1) функциональный спрос, обусловленный исключительно присущими данному благу потребительскими качествами;
2) нефункциональный спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов.
Основную часть нефункционального спроса представляет собой экзогенное воздействие на полезность. Это означает, что полезность товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли этот товар другие люди, либо вследствие того, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами.
Этот вид спроса, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара, который подразделяется на:
- Эффект массового потребления (или эффект вагона). Под эффектом массового потребления понимается та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар. Это происходит вследствие того, что расширяется рыночный спрос на товар, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар. Эффект отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться.
- Эффект сноба. Эффект сноба характеризует величину, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар, т.е. вследствие увеличения рыночного спроса. Этот эффект выражает стремление людей к исключительности, стремление отличаться друг от друга, выделяться из толпы.
- Эффект показательного потребления. Эффект показательного потребления отражает увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Эффект показательного потребления наблюдается только в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос.
- Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным.
- Нерациональный спрос. Данный спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти.
Измерения спроса и предложения выступают важным инструментом экономического анализа и имеют практический смысл, так как оказывают непосредственное влияние на торговую выручку от продаж товаров. Интенсивность такого влияния может быть неодинаковой, несоизмеримы и интервалы изменения каждой переменной, т.е. цен и объемов продаж.
При изучении спроса необходимо изучить понятие «эластичность спроса». Чувствительность спроса к изменению цены характеризуется показателем эластичности.
Эластичность спроса - это несоизмеримая реакция величины спроса на динамику.
Ценовую эластичность спроса можно рассчитать по формуле:
(1) где - эластичность спроса;
- начальное и конечное количество товара;
- изменение количества товара;
- начальная и конечная цены;
-
- изменение цены.
Существует понятие перекрестной эластичности спроса. Оно используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменение цены другого товара.
Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар Б:
(2)
- перекрестная эластичность спроса;-
- изменение количества товара А;
- начальная цена товара В;
Коэффициент перекрестной эластичности спроса больше единицы будет у товаров - субститутов, у товаров - комплементов - меньше единицы, а равный единице - у несопряженных товаров.
Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные, такие как эластичность по доходу.
Варианты эластичности спроса:
- спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;
- спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж; спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объемы продаж изменяются незначительно;
- спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (инсулин для больных диабетом);
- спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.
Каждый вариант, имеет свой коэффициент эластичности:
- коэффициент не эластичности спроса меньше единицы; при эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы;
- при единичной эластичности коэффициент равен единице.
В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж товара, что общая торговая выручка снижается.
Изучение рыночного механизма не представляется без еще одного понятия, как предложение, т.к. при этом анализ будет односторонним.
Предложение характеризует экономическую ситуацию на рынке уже не со стороны покупателя как спрос, а со стороны продавца. Данное понятие можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.
Величина предложения или другими словами количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющим место на рынке.
Если рыночная цена оценивается продавцами как недостаточно высокая для покрытия их издержек, величина предложения будет существенно меньше, чем объемы реального производства (особенно по товарам, подлежащим хранению). С другой стороны, назначение государством высоких цен на какую-либо продукцию может вызвать значительный интерес среди фирм-производительниц и рост величины предложения, однако объем продаж, определяемый как поведением продавцов, так и поведением покупателей, может быть при этом достаточно слабым. Цена предложения показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться в данное время и в данном месте.
Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже.
Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:
- эластичного предложения;
- предложения единичной эластичности;
- неэластичного предложения.
Ценовая эластичности предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены и вызываемое им то, или иное процентное изменение объема предлагаемых к продаже товаров.
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
В случае эластичного предложения, 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, значительно превышающее 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При эластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически можно предусмотреть и другой крайний случай: бесконечное эластичное предложение, которое на графике имеет вид абсолютно горизонтальной линии. Бесконечно эластичное предложение - это увеличение поставок товаров на рынок при крайне незначительном увеличении цен на эти товары.
Показатели эластичности предложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение длительного периода времени, когда спрос уже приспособился к возросшей цене