Файл: Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма 3 Список использованной литературы 12 Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, эластичность предложения способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия (в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия).
Теория эластичности имеет большое значение при планировании предпринимательской деятельности. Чтобы увеличить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффициент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий.
Законы спроса и предложения
Итак, из вышесказанного следует вывод, что спрос формируют потребители, которые определяют структуру и объем покупаемых товаров по некоторой цене в течение определенного времени. Поэтому для правильного определения спроса на тот или иной товар, следует знать закон спроса.
Закон спроса можно представить следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.
Значение закона спроса заключается в следующем. Он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, что позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены. Закон спроса показывает достижение экономикой любой страны высокого уровня развития, так как спрос может «нормально» себя проявлять либо уменьшаться приросте цены, либо увеличиваться при снижении цены, но только при отсутствии дефицита.
В дефицитной экономике все диктует производитель, игнорируя мнение покупателя. Отсюда неудовлетворительное количество и качество товаров, низкий жизненный уровень населения и другие известные негативные последствия.
Закон спроса порождается различными условиями и факторами. Например, такими:
- Для потребителей цена - это некоторый барьер, за рамками которого он не сможет купить запланированный объем товаров. Низкая цена стимулирует покупки, а высокая наоборот сдерживает.
- Существует эффект дохода и реального его использования, когда высокая цена на один товар может быть компенсирована покупкой другого товара, способного заменить первый товар, но по более низкой цене.
Эффект дохода при этом указывает на то, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.
Теоретически при определенных обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которой закон спроса не действует. Данный парадокс впервые был описан в монографии английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910).
Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века рост цен на картофель вызвал не сокращение, а, напротив, увеличение спроса на картофель. Исследователь связал это с двумя обстоятельствами: со значительной долей расходов на данный продукт в бюджете наиболее бедных семей, что обуславливало сильный эффект дохода на картофель, и с принадлежностью данного продукта к относительно худшим товарам, спрос на которые обычно возрастает с падением доходов населения (отрицательный характер эффекта дохода). Повышение цен на картофель привело к значительному падению реальных доходов населения, сокращению покупок прочих товаров и к еще большему увеличению спроса на картофель, чтобы выжить и не умереть от голода.
В нормально функционирующей рыночной экономике парадокс Гиффена (как называется подобная ситуация) встречается крайне редко в силу того, что на большинство отдельных товаров покупатель тратит относительно небольшую долю своего бюджета. Большие же эффекты дохода чаще бывают у нормальных (например, жилье), а не у относительно худших товаров. Параллельно закону спроса существует закон предложения.
Как мы уже выяснили, предложением представляет собой количество товара или услуги, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
Закон предложения можно сформулировать следующим образом:
- что предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены;
- это прямая зависимость между ценой и величиной предложения.
Закон предложения звучит так: если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предложения данного товара увеличивается.
Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.
Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако, если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства.
Во-первых, высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. Во-вторых, если речь идет о рынке несовершенной конкуренции, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Теория эластичности имеет большое значение при планировании предпринимательской деятельности. Чтобы увеличить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффициент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий.
Законы спроса и предложения
Итак, из вышесказанного следует вывод, что спрос формируют потребители, которые определяют структуру и объем покупаемых товаров по некоторой цене в течение определенного времени. Поэтому для правильного определения спроса на тот или иной товар, следует знать закон спроса.
Закон спроса можно представить следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.
Значение закона спроса заключается в следующем. Он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, что позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены. Закон спроса показывает достижение экономикой любой страны высокого уровня развития, так как спрос может «нормально» себя проявлять либо уменьшаться приросте цены, либо увеличиваться при снижении цены, но только при отсутствии дефицита.
В дефицитной экономике все диктует производитель, игнорируя мнение покупателя. Отсюда неудовлетворительное количество и качество товаров, низкий жизненный уровень населения и другие известные негативные последствия.
Закон спроса порождается различными условиями и факторами. Например, такими:
- Для потребителей цена - это некоторый барьер, за рамками которого он не сможет купить запланированный объем товаров. Низкая цена стимулирует покупки, а высокая наоборот сдерживает.
- Существует эффект дохода и реального его использования, когда высокая цена на один товар может быть компенсирована покупкой другого товара, способного заменить первый товар, но по более низкой цене.
Эффект дохода при этом указывает на то, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.
Теоретически при определенных обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которой закон спроса не действует. Данный парадокс впервые был описан в монографии английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910).
Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века рост цен на картофель вызвал не сокращение, а, напротив, увеличение спроса на картофель. Исследователь связал это с двумя обстоятельствами: со значительной долей расходов на данный продукт в бюджете наиболее бедных семей, что обуславливало сильный эффект дохода на картофель, и с принадлежностью данного продукта к относительно худшим товарам, спрос на которые обычно возрастает с падением доходов населения (отрицательный характер эффекта дохода). Повышение цен на картофель привело к значительному падению реальных доходов населения, сокращению покупок прочих товаров и к еще большему увеличению спроса на картофель, чтобы выжить и не умереть от голода.
В нормально функционирующей рыночной экономике парадокс Гиффена (как называется подобная ситуация) встречается крайне редко в силу того, что на большинство отдельных товаров покупатель тратит относительно небольшую долю своего бюджета. Большие же эффекты дохода чаще бывают у нормальных (например, жилье), а не у относительно худших товаров. Параллельно закону спроса существует закон предложения.
Как мы уже выяснили, предложением представляет собой количество товара или услуги, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
Закон предложения можно сформулировать следующим образом:
- что предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены;
- это прямая зависимость между ценой и величиной предложения.
Закон предложения звучит так: если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предложения данного товара увеличивается.
Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.
Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако, если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства.
Во-первых, высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. Во-вторых, если речь идет о рынке несовершенной конкуренции, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах: Учебное пособие / Е.Г. Ефимова. - 4-e изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 156 с. -
Экономическая теория: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 375 с. -
Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 440 с. -
Микроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 224 с. -
Микроэкономика: Учебник / С.Г. Серяков; Всероссийская академия внешней торговли. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 416 с. -
Микроэкономика: Учебник / М.Ю. Малкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 395 с. -
Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 608 с. -
Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 202 с. -
Макроэкономика: Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е. Бродский; Московская школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова (МШЭ). - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 336 с. -
Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин, И.А. Киршин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 110 с.