Файл: Доклад по дисциплине История Постсоветское пространство в 90е гг. Xx века..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса»
ДОКЛАД
по дисциплине: История
«Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века.»
Выполнил студент группы: Пс-1
Бондарева Ирина Витальевна
Проверила преподаватель:
Гадельшин Ринат Ишбульдинович
Оценка: ________
Новосибирск 2023
Содержание
Введение 2
Внешняя политика Советского Союза в 80-е годы 2
Внешняя политика СССР в 90-е годы 10
Демократизация жизни советского общества в конце 80-90-х годах XX века 12
Заключение 12
Внутриполитического и (или) внешнеполитического курса СССР на 1985 – 1990-е годы
Введение
В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу, что необходимо покончить с пятнадцатилетней “стагнацией” путем ускорения социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения была обоснована четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными проблемами (продовольствие, жилье, товары народного потребления, здравоохранение, экология); во-вторых, угрозой разрыва военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего по стратегическим поставкам; и, наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней политики. Впервые озвученная на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, она была утверждена XXVII съездом партии и воплощена в планах XII пятилетки.
Началась коренная перестройка экономической системы. Однако ее успех во многом зависел от политической системы. Она должна была быть преобразована таким образом, чтобы обеспечить необратимость социально-экономического переворота. По мнению экономических советников Горбачева, именно недемократический характер политической системы обрекал НЭП, экономические преобразования 1950-х годов и экономическую реформу 1965 года.
Внешняя политика Советского Союза в 80-е годы
Она отличалась непоследовательностью, приводила как к успеху, так и к серьезным проблемам в международных отношениях
Советское правительство поставило перед собой задачу добиться поворота от "холодной войны", от напряженности международной обстановки к разрядке и сотрудничеству. В 1969 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила проект договора о нераспространении ядерного оружия, предложенный Советским Союзом. В 1970 году договор вступил в силу.
Внешнеполитические цели нашли отражение в Мирной программе, принятой в 1971 году XXIV съездом КПСС.
Считая, что противостояние двух политических систем исторически неизбежно, КПСС считала своей целью направить эту борьбу в такое русло, которое не грозит опасными военными конфликтами, противостоянием социалистических и капиталистических государств.
Советский Союз в рамках Мирной программы внес более 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Однако многие из них не могли быть осуществлены и имели пропагандистский смысл.
Заключение Соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) между СССР и США в 1972 году стало началом политики “разрядки международной напряженности”.
В 1973 году между США и СССР было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны. Встреча по безопасности и сотрудничеству в Европе стала кульминацией процесса разрядки. Лидеры 33 государств Европы, США и Канады подписали Заключительный акт в Хельсинки в августе 1975 года.
В этом документе говорилось о необходимости соблюдения принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека в межгосударственных отношениях. Была признана нерушимость границ европейских государств.
Чуть ранее (1971) Советский Союз, США, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР и ЧССР были признаны неприкосновенными.
Первая половина 1970-х годов показала возможность смягчения международной обстановки, укрепления отношений мирного сосуществования государств с различными политическими системами, в том числе развития сотрудничества между ними.
Однако противостояние между СССР и США резко обострилось в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне тяжелое положение, которое принесло большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.
Участие СССР в афганской войне привело к падению его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать Договор о дальнейшем ограничении ядерного оружия (ОСВ-2), подписанный с СССР.
Последующий ход событий привел к осложнению международной обстановки. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении ракет средней дальности в ГДР и Чехословакии. Начался новый этап гонки вооружений, в результате которого Европа стала заложницей. В 1983 году Соединенные Штаты начали развертывание своих ракет в Западной Европе. Советский Союз предпринял аналогичные действия, требовавшие дополнительных материальных затрат, что не могло не сказаться на состоянии советской экономики, усилив рост кризисных явлений.
В середине 80-х годов кризисное состояние советского общества все больше ощущалось.
Были высказаны просчеты руководителей государства и партии:
-
В деформации системы планирования производства. Планы министерств и ведомств не учитывали реальных народнохозяйственных задач, региональных особенностей, а иногда и несбалансированности планов, что приводило к нестабильности в народном хозяйстве. -
В просчетах в экономической политике. Машиностроению, определяющему темпы роста экономики страны и научно-технического прогресса (НТП), не придавалось приоритетного значения. -
На производстве не было самоуправления, что затрудняло деятельность рабочих. -
Курс в области демократизации общественной жизни не был реализован. -
Снижение эффективности общественного труда, падение фондоотдачи, ухудшение качественных показателей в отрасли в целом. -
Просчет в области НТР - слабое проявление в производстве высокотехнологичных отраслей, слабое использование компьютерных технологий, низкая культура труда, значительное отставание от Запада - все это выражалось в одном понятии - “стагнация”. Определение: радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни Советского Союза, охватывающие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь.
1-й этап трансформации (1985-1987). Принятие мер, которые должны были укрепить порядок и дисциплину, активизировать "человеческий фактор". Стержнем экономических преобразований стало ускорение социально-экономического развития страны на основе достижений НТР. Предполагалось изменить инвестиционную и структурную политику, направить основные фонды на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий. Подкрепления были направлены на развитие машиностроительной промышленности. Были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократией и беззаконием. Верхний эшелон руководства омолодился. К концу 1986 года экономическая ситуация вновь начала ухудшаться, а в январе 87 -го произошел спад производства-начало экономического кризиса. Первые 3 года перестройки показали, что попытки преобразований при старом строе обречены на провал.
Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существующей политической и экономической системы СССР и попытками их исправления с помощью нескольких крупных административных кампаний (так называемое "Ускорение")-антиалкогольной кампании, "борьбы с незаработанными доходами", введения государственной акцептации, демонстрации борьбы с коррупцией. Никаких радикальных шагов в этот период еще не было предпринято, внешне почти все осталось по-прежнему.
Этап 2 (январь 1987 - июнь 1989). Объявление новой стратегии реформ в январе 1987 года. Ее основное направление-демократизация всех слоев общества. Создание новой модели социализма "с человеческим лицом". Неудача попыток реформировать советскую экономику заключается в том, что они не сопровождались политическими реформами, поэтому Горбачев идет на демократизацию политических структур. Объявляется гуманность - открытое обсуждение экономических и политических вопросов. Весна-лето 1988 — года-это критический момент в развитии "революции сверху". Обострение социально-экономических противоречий, неверие народа в успех преобразований поставили страну перед выбором: либо повернуть вспять, либо сделать преобразования необратимыми. В 1990 году Советский Союз изменился до неузнаваемости. Процесс суверенизации республики набрал обороты. После выборов в республиканские и местные советы в стране сложилась новая ситуация.
Попытка реформировать социализм в духе демократического социализма. Она характеризуется началом масштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности - ослабление цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считалось табу. В экономике легализуется частное предпринимательство в форме кооперативов, активно создаются совместные предприятия с иностранными компаниями. В международной политике главной доктриной является "Новое мышление" - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом.
Начался 3-й (июнь 1989-1991) и последний этап "революции сверху". Символ перемен-избрание Ельцина председателем Верховного Совета России-5 декабря президент СССР Горбачев подал в отставку. 1991 год оказался поворотным в истории страны. За 6 лет перестройки ни одна из ее целей не была полностью достигнута. К лету ситуация характеризовалась как кризисная. Произошел распад СССР.25 августа 1991 года-провозглашение независимости Украины. 8 декабря 1991 года - образование СНГ.
На заключительном этапе, в этот период, происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после съезда коммунистический режим начинает противостоять новым политическим силам, возникшим в результате демократизации общества. Трудности в экономике переходят в полномасштабный кризис. Хронический товарный дефицит достигает своего апогея: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х годов. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями.
С приходом к власти Михаила Горбачева в середине 80-х-начале 90-х годов в СССР начались перемены. Они затрагивали все стороны общественно-политического и экономического развития советского общества, жизни советских людей. Они прошли очень быстро, были противоречивы и имели серьезные последствия для нашей страны. Решения горбачевской администрации очень часто не опережали объективные социальные процессы, а просто следовали им с нулевым эффектом. В качестве средства была выбрана осторожная реформа экономики, но не было разработано ни одного хорошо продуманного плана. Эти изменения обычно называли "перестройкой". Главной задачей перестройки было остановить развал системы "государственного социализма".
Началом перестроечных реформ стала реформа экономики. В апреле 1985 года был провозглашен курс на ускоренное социально-экономическое развитие страны. Ее рычагами были: научно-техническая революция, технологический прорыв в машиностроении и активизация сознания масс. Но ставка на энтузиазм не удалась, потому что без технической поддержки и квалификации это привело не к ускорению, а к большому количеству аварий (например, Чернобыль в 1986 году). Провалились также две компании - борьба с нетрудовыми доходами и борьба с пьянством. Это привело к появлению "теневой экономики" и самогоноварения.
В аграрном секторе предполагалось развивать фермерские хозяйства. Это предусматривало передачу гражданам земель сельскохозяйственного назначения и техники для ведения сельского хозяйства. Но в действительности колхозы не были заинтересованы в передаче хороших пахотных земель и техники частным владельцам. К концу 1991 года фермерские хозяйства составляли всего 3% от общего пахотного клина.
В июне 1990 года. Верховный Совет принимает концепцию перехода народного хозяйства на рельсы рыночной экономики. Это предусматривало разгосударствление государства. Собственность, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и т. д. Однако механизм и сроки были сформулированы очень грубо, что в целом отличало политику администрации Горбачева и привело к тому, что кризис народного хозяйства еще более обострился. Кроме того, большинство принятых законов просто не работали. В результате отсутствия продуманных реформ уровень жизни населения продолжал падать, резко возросла инфляция, началось общее сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Резко возросли темпы роста инфляции. Кроме того, попытка реформирования политической системы привела к тому, что в самой КПСС начались различные общественно-политические движения - социал-демократические, центристские и православно-традиционные. Это привело к массовому оттоку ее членов из рядов КПСС. А в 1989-90гг. Коммунистические партии Прибалтийских государств (Литвы, Эстонии и Латвии) объявили о выходе из состава СССР. Начался процесс региональной раздробленности страны и формирования новых местных органов власти в лице республиканских съездов, которые стали реализовывать свою национальную политику, зачастую идущую вразрез с политикой центра. Весной и летом 1990 года. Латвия, Эстония, Литва, РСФСР и другие союзные республики СССР приняли декларацию о государственном бюджете. Суверенитет, который стал началом распада СССР. Горбачев пытался сохранить целостность СССР и для этого в марте 1991 г. проводит первый всесоюзный референдум о сохранении СССР. Несмотря на волю народа (76,4% населения проголосовало за сохранение СССР), представители только 9 республик согласились вести переговоры с Горбачевым по этому вопросу. Обсуждение было назначено на 22.08.91, но в ночь с 18 на 19.08.91 Государственная Дума захватила власть в стране. Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Путч был подавлен Президентом РСФСР Ельциным, потому что Горбачев был заблокирован в Крыму сторонниками ГКЧП. Сразу после переворота Ельцин своим указом приостанавливает деятельность КПСС, фактически своей властью он ликвидировал КПСС как политическую структуру. После этого распад СССР стал необратимым. В конце августа Горбачев был вынужден подписать акт о признании выхода прибалтийских стран из состава СССР.