Файл: Доклад по дисциплине История Постсоветское пространство в 90е гг. Xx века..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последняя попытка центра во главе с Горбачевым предотвратить распад СССР была предпринята в сентябре 1991 года. когда была выдвинута идея сформировать вместо СССР ряд суверенных государств, которые представляли бы собой федерацию с единым институтом президентской власти. Но эта попытка не удалась. 08.12.91 лидеры России (Ельцин), Белоруссии (Шушкевич) и Украины (Кравчук) объявили о роспуске СССР. И создание СНГ (Содружества Независимых государств), к которому позже присоединились Молдова, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан и Таджикистан. Это был конец СССР как единого государства. 25.12.91 г. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.
Глядя на политику Горбачева, мы видим его вялую реакцию на межнациональные конфликты, постоянное маневрирование в решении острых вопросов, имевших решающее значение для СССР. Горбачев всем своим политическим существованием и сознательным бездействием обеспечил постепенный распад великой державы. В одном из западных изданий его политика была сформулирована следующим образом: "Поглощенный политической борьбой, Горбачев совершил роковую ошибку, полагая, что экономические проблемы будут решены сами собой. Результатом стал катастрофический экономический спад и крах одной из самых могущественных держав." Горбачев фактически сдал СССР на милость США в октябре 1986 г. в Рейкьявике, на встрече с президентом США Рональдом Рейганом. Сам Горбачев, похоже, не испытывал угрызений совести за то, что за недолгие 6 лет своего правления он стер с политической карты планеты великую державу мира, наследницу тысячелетней России.
В годы "перестройки" на удивление мало было сделано для реального реформирования экономического механизма. Принятые профсоюзным руководством законы расширяли права предприятий, допускали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали фундаментальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля над народным хозяйством, прогрессирующая дезинтеграция производственных отношений между предприятиями различных союзных республик, усиление самодержавия директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительных денежных эмиссий, роста доходов населения, а также другие популистские меры в экономике-все это привело к нарастанию экономического кризиса в стране в 1990-1991 годах. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу должна была решить новая Россия. Необходимо было продолжать процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый Перестройкой. В стране уже существовала реальная свобода слова, выросшая из политики "гласности", формировалась многопартийная система, выборы проводились на альтернативной (от нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но преобладающее положение оставалось за одной партией-КПСС, которая фактически слилась с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не предусматривала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Необходимо было реформировать государственную и политическую систему страны, на что оказалось вполне способно новое российское руководство. К концу 1991 года советская экономика оказалась в катастрофическом положении. Спад производства ускорился. Национальный доход сократился на 20% по сравнению с 1990 годом. Дефицит государственного бюджета, то есть превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП) . Рост денежной массы в стране грозил потерей государственного контроля над финансовой системой и гиперинфляцией, то есть инфляцией более 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Ускоренный рост заработной платы и пособий, начавшийся в 1989 году, увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большая часть
товаров исчезла из государственной торговли, но продавалась по тройным ценам в коммерческих магазинах и на "черном рынке". За период с 1985 по 1991 год розничные цены выросли почти втрое, а государственный контроль цен не смог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали "кризисы" (табак, сахар, водка) и огромные очереди. Было введено нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди боялись возможной голодной смерти. У западных кредиторов возникли серьезные сомнения в платежеспособности СССР. Общий внешний долг Советского Союза к концу 1991 года составлял более 100 миллиардов рублей. С учетом взаимных долгов чистый долг СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивался примерно в 60 миллиардов долларов. До 1989 года 25-30% объема советского экспорта в конвертируемой валюте расходовалось на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и т. д.), но затем, в связи с резким падением экспорта нефти, Советскому Союзу пришлось продать свои золотые резервы для покупки недостающей валюты. К концу 1991 года СССР уже не мог выполнять свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно важной.
Внешняя политика СССР в 90-е годы
С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В его основе лежит философско-политическая концепция, называемая новым политическим мышлением. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологического противостояния, основанного на тезисе о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерное разоружение, экология, медицина и т. д. могли решаться только совместно, на основе признания:
-
приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми; -
переход от конфронтации к диалогу как основной форме международных отношений; -
деидеологизация международных отношений; -
неукоснительное соблюдение права каждого народа свободно выбирать свою судьбу; -
понимание невозможности военного решения межгосударственных споров и нахождение баланса интересов.
В заявлении М. С. Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в его выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.
Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, окончание войны и вывод советских войск из Афганистана. Советско-американские отношения продолжали оставаться центральной опорой советской внешней политики. За эти годы президент Михаил Горбачев провел несколько встреч с президентами США. Рейган и Дж. Р. Р. Толкин. Буш. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.
В марте 1989 года, во время визита Михаила Горбачева в Китайскую Народную Республику, советско-китайские отношения были нормализованы. В начале 1991 года, во время войны в Персидском заливе, СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР встал на сторону ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принимал участия в военных действиях. Летом 1991 года Президент СССР впервые был приглашен на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран. На совещании обсуждались меры по оказанию помощи СССР в преодолении экономического кризиса и переходе к рыночной экономике. Ухудшение внутренней экономической ситуации вынудило советское руководство пойти на большие, зачастую односторонние уступки Западу в надежде получить экономическую помощь и политическую поддержку.
С ликвидацией Совета экономической взаимопомощи объем внешней торговли значительно сократился. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности из европейских социалистических стран, составлявших значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продовольствием и медикаментами, которая к январю 1991 года составила 26 тысяч тонн, спасти ситуацию не смогла. Наряду с позитивными процессами "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освобожденных стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более усилило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса. Окончание холодной войны вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Варшавского договора не привело к желаемому всеобъемлющему миру, основанному на "новом политическом мышлении". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не распался, но даже еще более усилился. Внутри страны вспыхнули вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.
Демократизация жизни советского общества в конце 80-90-х годах XX века
К середине 1980-х годов возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была безнадежно утрачена.
В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной демократии и свободы личности.
Большинство рабочих и служащих связывали необходимость перемен с улучшением организации и оплаты труда, а также с более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать настоящими хозяевами своей земли и своего труда.
Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система была фактически лишена поддержки в обществе и перестала быть легитимной. Его крах становится вопросом времени.
Однако избрание Михаила Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в марте 1985 года возродило надежду на возможность реальных перемен в жизни общества. Энергичные речи нового Генерального секретаря свидетельствовали о его решимости приступить к обновлению страны.
В условиях монопольного господства в обществе одной партии — КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата, перемены не могли начаться "снизу", народ ждал перемен "сверху" и был готов их поддержать.
Горбачев был убежден, что после реформы, проведенной "сверху", страна получит второе дыхание. Стержнем экономических преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны за счет использования новейших достижений научно-технического прогресса. Провозглашая курс на ускорение, М. С. Горбачев надеялся добиться восстановления экономики в короткие сроки с минимальными затратами за счет "скрытых резервов". Однако все попытки при старой системе преобразовать экономику были обречены на провал. Первые три года перестройки, в течение которых были опробованы почти все известные методы ускорения развития общества, показали, что тоталитарная система не может быть реформирована. Неудачи первого этапа перестройки заставили нас искать новые пути.
Заключение
В период перестройки (1985-1991) в советском обществе окончательно была разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым для внешнего мира. На волне демократизации в СССР сформировались политический плюрализм и многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы горбачевской эпохи провалились, и к концу 80-х годов коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.
В 1990-1991 годах у нас, безусловно, была глобальная геополитическая катастрофа. Это было неожиданно для большинства советских людей. Так, в середине 80-х годов известные историки А. Некрич и М. Геллер писали:
"приближаясь к своему 70-летию, государство, родившееся в октябре 1917 года, завершает восьмое десятилетие XX века как последняя мировая империя. Над советской зоной - от Кубы до Вьетнама, от Чехословакии до Анголы-солнце никогда не заходит... Успех системы хорошо виден." Таково было мировоззрение Запада, который боялся советской агрессии.
Несмотря на такие настроения, крах коммунистической системы все же произошел. 1985-1991 - конец коммунизма. Начинается открытая номенклатурная приватизация, узаконивается частная собственность, и о реальном государстве (тоталитарной собственности) уже не может быть и речи. Номенклатура открыто превращается в капиталистическую. К концу этого периода система уже не похожа на "империализм" в классико - ленинском описании, а скорее на нечто переходящее к "западной" модели, к рыночной экономике, к открытому обществу и свободному капитализму. Политически все это происходит на фоне тотального развала государства, которое полностью проиграло психологическую и холодную войну как во внешнем мире, так и внутри страны. Поражение завершается распадом, исчезновением бывшего могущественного государства СССР.
В бывших республиках создавались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств было много бывших партийных и советских работников. Каждая из бывших советских республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи должны были решать президент Борис Ельцин и поддерживающие его демократические силы.