Файл: Занятие для обучающихся спо по теме Языки и культура народов России единство в разнообразии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека и общества»

 Знакомство с порталом «Единое содержание образования» (https://razgovor.edsoo.ru/)

1. Изучение контента (информации), представленной на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном», к занятиям https://razgovor.edsoo.ru/ (далее – федеральный информационный ресурс), где представлены разработки конкретных занятий (далее – федеральные занятия).

На портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном» представлены основные темы, которые связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Комплект методических материалов для педагогов носит рекомендательный характер.

Материалы для проведения занятий в сентябре представлены по следующим темам: «День знаний», «Наша страна – Россия», «165-летие со дня рождения К.Э. Циолковского», «День пожилых людей».

Материалы для проведения занятий в октябре представлены по следующим темам: «День учителя», «День отца», «День музыки», «Россия – мировой лидер атомной отрасли».

Материалы для проведения занятий в ноябре представлены по следующим темам: «День народного единства», «Мы разные, мы вместе», «День матери», «Символы России».

2. Выбор пяти федеральных занятий для возрастной группы обучающихся СПО, где я являюсь классным руководителем. Анализ занятий.

Для возрастной группы обучающихся СПО, наиболее актуальными являются следующие занятия:

1)       Тема «Языки и культура народов России: единство в разнообразии»

В рамках этой темы на портале  предложено занятие для обучающихся СПО по теме «Языки и культура народов России: единство в разнообразии».

Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России, патриотизм, любовь к Родине.


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, интерактивных заданий, включает анализ визуальной и текстовой информации и групповую работу.

Комплект материалов: - сценарий; - методические рекомендации; - комплект интерактивных заданий; - презентационные материалы; - листы формата А1 или А0 для группового задания; - видеоролик.

Структура занятия

 Часть 1. Мотивационная Вступительное слово педагога, беседа с обучающимися о том, какое значение имеет государственный язык Российской Федерации, какие особенности имеют языки народов Российской Федерации, какую роль играет родной язык в жизни каждого человека; о некоторых особенностях культур народов Российской Федерации.

 Часть 2. Основная. Просмотр видеофильма, обсуждение. Выполнение интерактивных заданий и/или организация работы в группах (предложены варианты организации работы). Дискуссия.

Часть 3. Заключение. Варианты творческого задания.

2) Тема «День народного единства».

В рамках этой темы на портале  предложено занятие для обучающихся СПО по теме «Мы едины – мы одна страна!».

Цель: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание себя частью единой многонациональной страны. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к традиционным российским ценностям, осознание себя частью единой многонациональной страны.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к традиционным российским ценностям, осознание себя частью единой многонациональной страны.

Комплект материалов: − сценарий; − методические рекомендации; − видеоролик; − интерактивные задания; – презентационные материалы.

 

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово педагога начинается с показа обучающимся связи темы данного занятия с предыдущими. Предлагаются вопросы для актуализации знаний обучающихся о Дне народного единства. Организация групповой работы.



Часть 2. Основная часть занятия посвящена истории нашей страны и тем событиям, которые легли в основу государственного праздника – «День народного единства». Предлагается демонстрация видеоролика с 3 предваряющим заданием, диалог с обучающимися, беседа на основе выполнения группового задания, интерактивное задание в виде филворда.

Часть 3. Заключительная. Включает итоговую беседу и заключительное слово педагога.

3) Тема «Наша страна Россия».

В рамках этой темы на портале  предложено занятие для обучающихся СПО по теме: «Мы сами создаем свою Родину».

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация и развитие.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации, групповую работу с текстом, игру.

Структура занятия: занятие состоит из мотивационной части и блоков, педагог вправе определить полноту изложения материала, выбор содержательных блоков и приёмов организации деятельности в каждом конкретном классе. Для разных возрастных групп можно усложнить вопросы викторины с учетом пройденных тем по истории и географии.

На занятии учащимся могут быть предложены следующие варианты заданий:

Задание. Сравнить определения слова «патриотизм» в разных словарях и выявить в них общее. Записать получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Работа с интерактивным заданием «История моей страны» Задача: лента времени направлена на формирование представления учащихся об основных военных событиях в русской истории.

Прочитать отрывок из статьи Н.М. Карамзина. Привести примеры ситуаций, которые иллюстрируют идеи автора о патриотизме и патриотах.

Прочитать фрагмент рассказа А. Толстого «Русский характер». Можно ли считать героя рассказа патриотом? Обосновать свой вывод.


4) Тема «День отца».

В рамках этой темы на портале  предложено занятие для обучающихся СПО по теме: «Отчество – от слова Отец».

Цель занятия: развитие у обучающихся ценностного отношения к роли отца в семье, обществе и государстве на основе анализа и осмысления исторических фактов становления известных профессиональных династий, литературных портретов отцов в произведениях отечественных писателей, портретов отцов-киногероев в отечественном кинематографе.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.

Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: рассуждение.

Занятие ориентировано на обучающихся СПО. Предполагает возможность ознакомления обучающихся с видео и текстовой информацией, включает организацию групповой работы с текстом, интерактивных форм работы с информацией.

Содержательные блоки занятия:

Часть 1. Мотивационная. Вводное слово педагога, просмотр видеоролика. В нашей многонациональной стране существует много семейных традиций, в которых заложено почитание отца, признание его важной роли в жизни семьи. В чем заключается эта роль? На основе исторических примеров, примеров, представленных в отечественной литературе и кинематографе, постараемся ответить на поставленный вопрос.

Часть 2. Основная. Предъявление фактов, постановка проблемы, поиск самостоятельного решения. Работа с текстом, ответы на вопросы. Беседа. Предварительно педагог знакомит аудиторию с пословицами, поговорками, высказываниями известных людей, выясняет их понимание обучающимися. Педагог предлагает продолжить разговор: в чём видят обучающиеся роль отца в формировании личности ребенка. Далее беседа в свободной форме о единстве страны, о том, что необходимо защищать свой народ и сохранять свою культуру.

Часть 3. Заключение. Работа с интерактивными заданиями, подведение итогов занятия. Для закрепления темы педагог предлагает обучающимся работу в форме интерактивных заданий по осмыслению основных категорий.

5) День пожилых людей.

В рамках этой темы для обучающихся СПО рекомендовано внеурочное занятие по теме: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?».


Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать преемственности в семейном воспитании и признанию достоинств жизненного опыта.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

Содержательные блоки занятия:

Часть 1. Мотивационная Вступительное слово педагога, беседа по предварительным вопросам, просмотр видеоролика.

Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся Работа в группах. Общее обсуждение. Выполнение интерактивных заданий. Педагог предлагает учащимся поближе познакомиться с жизнью пожилых людей, вспомнить произведения русской классической литературы, в которых повествуется о них. Для этого в 4 группах организуется работа с 6 карточками, каждая из которых содержит 2 текста для обсуждения. Интерактивное задание. Задание на установление соответствия «С добром в сердце». Описание задания: на экране представлены карточки с краткой информацией об известных деятелях культуры России и зарубежья. Необходимо ознакомиться с информацией и соотнести с этими сведениями данные на экране справа высказывания, определив автора каждого из них.

Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия, рефлексия. В завершении занятия педагог предлагает учащимся подвести итог разговора с использованием следующих выражений: «Из услышанного сегодня больше всего мне понравилось / запомнилось / откликнулось в сердце...»; «После занятия я обязательно сделаю…»; «Меня побуждает к размышлениям то, что…».

3. Целостное представление о проанализированных занятиях с точки зрения формирования ценностных ориентаций.

Короткий план выступления:

1.                   Вступительное слово. Приоритетом в воспитательной деятельности являются: формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности человеческой жизни, толерантного отношения к людям и окружающему миру, внутреннего и внешнего непринятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью,