Файл: Безопасные дороги Кубани Пояснительная записка Актуальность программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стандартная ситуация – типична для обучающегося, носит повседневный характер, систематически повторяется при схожих обстоятельствах, имеет одинаковые причины, может носить как положительный, так и отрицательный характер (например, переход дороги );
критическая ситуация – нетипична, неожиданна, нарушает первоначальные планы людей, установленные нормы, наносит материальный и моральный ущерб, вредна для здоровья, требует радикального вмешательства (например, дорожно-транспортное происшествие).
В начальной школе не менее важно при реализации Программы исходить из позиционного деятельностного подхода в подаче материала (я-пешеход, я-пассажир, я-водитель). Деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей младшего школьного возраста в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности – проверенные факторы эффективности личностного развития обучающихся.
Место программы в плане развития школы.
Программу внеурочной деятельности для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» следует рассматривать как составную часть программы воспитания, которая осуществляется классным руководителем.
Контроль за реализацией программы возлагается на заместителя директора по воспитательной работе. Усиленная деятельность по предупреждению ДТТ проводится в начале учебного года в рамках «Месячника безопасности», а также перед уходом школьников на каникулы. Обучение осуществляется классными руководителями с привлечением учителей-предметников, сотрудников Госавтоинспекции, медицинских работников, инструкторов по вождению автотранспорта, родительской общественности.
Функции классного руководителя по профилактике ДДТТ и привитию навыков безопасного поведения на дорогах:
- инструктирование обучающихся класса в целях формирования алгоритма безопасного участия в дорожном движении;
- проведение тематических классных часов по основам БДД, в том числе с участием сотрудников Госавтоинспекции;
- индивидуальная работа с обучающимися класса, допускающими (допустившими) нарушениями ПДД, направленная на коррекцию их поведения, с использованием частных бесед, в том числе бесед с их родителями, психологических тренингов;
- работа с родителями по профилактике ДДТТ, в том числе совместно с сотрудниками Госавтоинспекции (тематические классные родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные профилактические мероприятия и т.д.);
- организация интерактивных форм воспитательной работы с классом, направленной на привитие обучающимся навыков безопасного поведения на дорогах, профилактику ДДТ (коллективные творческие дела, социальные проекты и т.д.).
Сроки реализации программы.
Программа реализуется 1 раз в месяц в каждом классе в течение учебного года, т.е. на протяжении 11 лет. При этом следует учитывать еженедельное проведение данных мероприятий в течение сентября «Месячника безопасности», а также ежемесячных инструктажей по ПДД.
Особенности тематического содержания программы.
Формулировка тематики классных часов находится в единой логике с уже реализующими программами по ПДД, как например, «Безопасность дорожного движения». 1-4 классы» (под общей редакцией П.В. Ижевского), «Безопасность дорожного движения. 5-9 классы» (под общей редакцией А.Т. Смирнова), «Безопасность дорожного движения. 10-11 классы (под общей редакцией А.Т. Смирнова).
Не исключена корректировка или дополнение тематики классных часов по данной программе с учетом места жительства (городская/сельская местность), особенностей условий (наличие различных видов транспорта, пешеходных зон, велосипедных дорожек, близость автотрассы, ж/д пути и т.д.) учебно-материальной базы.
Основные методы воспитательного воздействия.
Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На обучающихся наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее понятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Обсуждаются нарушения ПДД водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание. Важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у обучающихся заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у обучающихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности ребенка. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Основные формы реализации.
Образовательный квест, конкурсы, тематические недели, акции, проектная деятельность, исследовательская деятельность, тренинги, дискуссии.
Классный час по программе рекомендуется проводить в специально оборудованном кабинете, мобильном автогородке, специально оборудованной автоплощадке с использованием немеханических транспортных средств (велосипед, гидроскутер, самокат и т.д.), интерактивных электронных образовательных ресурсов, портала «Дорога безопасности», видео и аудио материалов.
Планируемые результаты реализации Программы.
Полученные знания позволят обучающимся прогнозировать опасные ситуации на дорогах, ориентироваться в них, оценивать влияние их последствий на жизнь и здоровье человека. Обучающиеся смогут оценивать свое поведение на улице и дороге с точки зрения соответствия требованиям ПДД и здорового образа жизни. Научатся разрабатывать пошаговые действия безопасного поведения (пешехода, пассажира) с учетом особенностей реальных дорожных ситуаций.
Основные разработчики программы.
Министерство образования науки и молодежной политики Краснодарского края;
ГБОУ ИРО Краснодарского края;
Управление ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
2. Тематический план занятий (классных часов)
2.1. Программы для обучащихся 1–11 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани»
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1-й класс | ||
1 | Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу | 1 |
2 | Кто такие пассажиры, пешеходы, водители | 1 |
3 | Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку» | 1 |
4 | Права и обязанности пассажиров | 1 |
5 | Права и обязанности пешеходов | 1 |
6 | Где можно и где нельзя играть | 1 |
7 | Как помочь себе и товарищу при получении травмы | 1 |
8 | Практическое занятие «Переходим улицу с велосипедом, самокатом и др.» | 1 |
9 | Контрольный тест по ПДД «Программа года» | 1 |
2-й класс | ||
1 | Вводное занятие. Что такое безопасность | 1 |
2 | Где можно переходить проезжую часть | 1 |
3 | Как перейти улицу на регулируемом перекрестке | 1 |
4 | Практическое занятие «Переходим регулируемый перекресток» | 1 |
5 | Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке | 1 |
6 | Практическое занятие «Переходим нерегулируемый перекресток» | 1 |
7 | Первая помощь при травмах | 1 |
8 | Поездка в общественном транспорте | 1 |
9 | Закрепление знаний и умений | 1 |
3-й класс | ||
1 | Что такое безопасность дорожного движения | 1 |
2 | Где можно переходить проезжую часть | 1 |
3 | Практическое занятие «Переходим улицу правильно» | 1 |
4 | Правила поведения на железнодорожном переезде, на трамвайных путях | 1 |
5 | Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки | 1 |
6 | Как помочь себе и товарищу при получении травмы | 1 |
7 | Я – велосипедист | 1 |
8 | Как правильно обходить стоящий транспорт | 1 |
9 | Урок-тест «Правила дорожного движения» | 1 |
4-й класс | ||
1 | Кто должен знать и соблюдать ПДД | 1 |
2 | Почему случаются дорожно-транспортные происшествия | 1 |
3 | Почему случаются дорожно-транспортные происшествия | 1 |
4 | Практическое занятие «Где и как можно переходить улицу безопасно» | 1 |
5 | Практическое занятие «Выработка умений по оказанию первой помощи» | 1 |
6 | Когда не работает светофор | 1 |
7 | Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте (поезд, трамвай, метро) | 1 |
8 | Игры по правилам дорожного движения | 1 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
5-й класс | ||
1 | Виды транспортных средств | 1 |
2 | Обязанности пассажира | 1 |
3 | Сигналы транспортных светофоров с дополнительной секцией и пешеходных светофоров | 1 |
4 | Дорожные знаки и дополнительные средства информации | 1 |
5 | Назначение, роль дорожной разметки в организации дорожного движения | 1 |
6 | Понятие об организованной пешей колонне | 1 |
7 | Обязанности водителя велосипеда | 1 |
8 | Железнодорожный переезд | 1 |
9 | Первая помощь при кровотечениях | 1 |
6-й класс | ||
1 | Правила дорожного движения – единый нормативный край | 1 |
2 | Дополнительные требования к движению велосипедистов | 1 |
3 | Технические требования, предъявляемые к велосипеду, и уход за ним | 1 |
4 | Движение велосипедистов в колонне | 1 |
5 | Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах | 1 |
6 | Тормозной остановочный путь | 1 |
7 | Общие правила проезда перекрестков | 1 |
8 | Пользование осветительными приборами и звуковыми сигналами | 1 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
7-й класс | ||
1 | Повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов | 2 |
2 | Правила перевозки пассажиров | 1 |
3 | Движение пешеходов и транспорта вне населенного пункта | 1 |
4 | Проезд железнодорожных путей | 1 |
5 | Практические занятия по обучению езде на велосипеде | 2 |
6 | Способы регулирования движения | 1 |
7 | Итоговое занятие | 1 |
8-й класс | ||
1 | Правила движения — закон улиц и дорог | 1 |
2 | Дорога, элементы дороги | 1 |
3 | Способы регулирования движения | 1 |
4 | Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения | 1 |
5 | Автомобиль и его классификация | 1 |
6 | Правила пользования транспортом | 1 |
7 | Мопед и велосипед с подвесным устройством | 1 |
8 | Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств | 1 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
9-й класс | ||
1 | Назначение правил дорожного движения, история их возникновения и развития | 1 |
2 | Элементы улиц и дорог | 1 |
3 | Способы регулирования дорожного движения | 1 |
4 | Тормозной и остановочный путь автомобиля | 1 |
5 | Назначение и виды транспортных средств | 1 |
6 | Назначение и группы дорожных знаков | 1 |
7 | Правила движения для велосипедиста, мотоциклиста | 1 |
8 | Железнодорожный переезд | 1 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
10-й класс | ||
1 | Правила поведения участников дорожного движения | 1 |
2 | ПДД и дорожные знаки | 1 |
3 | Способы регулирования движения | 1 |
4 | Сигналы светофора с дополнительной секцией | 1 |
5 | Ответственность за приведение в негодность транспортных средств и нарушение ПДД | 1 |
6 | Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах | 1 |
7 | Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда | 1 |
8 | Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах | 1 |
9 | Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | 1 |
11-й класс | ||
1 | История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения | 1 |
2 | Движение по загородным (сельским) дорогам | 1 |
3 | Правила перевозки пассажиров | 1 |
4 | Правила перевозки грузов | 1 |
5 | Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях | 1 |
6 | Движение транспортных средств | 1 |
7 | Остановочный и тормозной путь автомобиля | 1 |
8 | Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца | 1 |
9 | История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения | 1 |
3. Содержание занятий (классных часов)
по программе для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани»
1-й класс
Тема 1. Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу.
Что такое «дорога». Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Понятие об одностороннем, двустороннем движении.
Тема 2. Кто такие пассажиры, пешеходы, водители.
Транспорт наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС?
Тема 3. Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку».
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Зачем нужны дорожные знаки и дорожная разметка? Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Тема 4. Права и обязанности пассажиров.
Части (элементы) дороги: разделительная полоса. Правостороннее движение. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. В легковом автомобиле пристёгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье ребёнок может ехать только в детском автокресле. Правила поездки в школьном автобусе. Примеры правильного поведения детей – пассажиров.
Тема 5. Права и обязанности пешеходов.
Знаки «пешеходный переход», «надземный переход», «подземный переход» Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Примеры правильного поведения детей – пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Тема 6. Где можно и где нельзя играть.
Микрорайон школы или дома. Наиболее опасные перекрёстки. Правила игр на улице. Места для игр и езды на самокатных средствах. Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено». Знаки дорожного движения для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».