Файл: Безопасные дороги Кубани Пояснительная записка Актуальность программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 4. Организация работы с родителями (законными
представителями) (далее – родители) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Цель: сформированная культура безопасного поведения на дороге родителей, способна создать условия для гармоничного развития личности ребенка на примере активной жизненной позиции в деле соблюдения ПДД и их пропаганды.
Задачи: формирование у родителей неравнодушной гражданской позиции, формирование навыков и способностей, которые могут помочь ребенку в освоении ПДД, основ первой помощи, воспитание активного, ответственного участника безопасного дорожного движения, способного подавать только положительный пример.
Прогнозируемый результат: активное участие родителей в культурно-просветительских мероприятиях образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в качестве участников и кураторов, проявление заинтересованного отношения к результатам работы, сознательное соблюдение ПДД.
Советы для педагогических работников:
- родители – это помощники и союзники педагогов в Системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- родители первые учителя детей в таком сложном предмете, как ПДД, их опыт – это основа детской модели поведения на дороге;
- родители это самостоятельные, состоявшиеся личности, очень болезненно относящиеся к тому, что им указывают на ошибки;
- родителей нельзя открыто переучивать, критиковать, иначе они превратятся из союзников в оппонентов, лучше это делать на примере ошибок детей, но вместе с взрослыми;
- родителей хорошо привлекать к проведению внеклассных мероприятий, учебных занятий, подготовке к родительским собраниям.
При организации взаимодействия с родителями педагогам нужно обращать внимание на особенности изучения ПДД детьми разного возраста, и объяснять, в том числе физиологические и психологические особенности. Например, что с младшими школьниками необходимо изучать вместе правила передвижения по дорогам, ходить по улицам, объяснять, играть вместе, принимать участие в мероприятиях.
Родителям детей среднего звена рекомендуется вместе ходить на внеклассные мероприятия, заниматься пропагандистской деятельностью, тестированием, ходить вместе с детьми на патрулирование.
Родителям старшего звена лучше выступать волонтерами вместе с детьми, заниматься всеми видами пропаганды.
Хорошо работает памятка родителям, которая вариативно подходит любому возрасту, в которую включены следующие советы:
- подавайте детям только положительный пример на дороге;
- чаще ходите вместе с ребенком, объясняя ему поведение участников дорожного движения;
- делитесь опытом со своим ребенком;
- изучайте ПДД вместе;
- научите ребенка не паниковать, и сами не поддавайтесь панике в экстремальных ситуациях;
- купите ребенку яркую и светоотражающую одежду, это гарантия безопасности, а не дань моде;
- чаще ходите в школу на собрания, на совместные классные часы, на внеклассные мероприятия, на учебные занятия по изучению ПДД;
- изучите вместе и попрактикуйте правила оказания доврачебной помощи;
- составьте памятки безопасности на дороге вместе с ребенком и маршрут движения «дом-школа-дом»;
- каждый день разговаривайте со своими детьми на тему безопасности дорожного движения;
- повторяйте с детьми основные правила, незнание которых приведет их к «ловушкам»: переход перекрестков, «безопасные островки», сигналы светофора и регулировщика, выход из транспорта, нерегулируемые перекрестки;
- предупредите ребенка о машинах со спец. сигналами, их скорость не оценивается адекватно детьми;
- научите детей обращать внимание на сигналы автомобиля;
- научите детей не спешить, уходить из дома заблаговременно;
- развивайте у ребенка наблюдательность, научите его не только видеть, но и слышать улицу и дорогу.
4.1. План работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Раздел 5. Работа с педагогическими работниками и организация работы кабинета «Светофор»
Цель: создание работоспособного коллектива, умеющего самостоятельно ориентироваться в вопросах ПДД и способного донести знания до детей, учитывая психовозрастные особенности последних.
Задачи: создать систему педагогического инструментария, направленного на обретение знаний, умений и выработку навыков безопасного поведения на дороге; создать информационно-методическую площадку для реализации программы безопасности; максимально помочь в работе по безопасности дорожного движения всем участникам образовательного пространства.
Прогнозируемый результат: грамотный педагогический коллектив, умеющий ориентироваться в целостной системе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, имеющий для этого все необходимые условия, пособия, информационную и материально-техническую базу.
Рекомендуется задействовать все педагогические структуры, например: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (предметные школьные методические объединения, элементы ПДД на уроках, проведение «Минуток БДД»); заместитель директора по воспитательной работе (школьные методические объединения классных руководителей, классные часы, система занятий по изучению ПДД, тестирование, анкетирование, «Минутки БДД», родительские собрания, знакомство с информационным материалом, работа с информационными стендами, инструктивные совещания, обучающие семинары, круглые столы); классные руководители (проведение «минуток БДД», внеклассные мероприятия, смотры – конкурсы, концерты, конкурсы – соревнования, игры, творческие конкурсы и другое) .
Для организации цикличной и взаимозаменяемой деятельности рекомендуется создать методическую базу («Копилку БДД»), которая будет работать на все звенья программы ПДД. Для этого нужно подобрать имеющиеся методические материалы, оценить их актуальность, эффективность и целесообразность использования, при необходимости обновить «Копилку БДД». Следующим шагом будет организация рабочего пространства, чтобы оно по максимуму было информативным и привлекательным для обучающихся в первую очередь и составление расписания (графика) работы, в котором будет определено время для педагогов, для обучающихся, для ЮИДовцев, для родителей.
В результате организации структурированной деятельности всеми ее участниками будут отработаны определенные навыки и умения:
- у обучающихся будут сформированы прочные навыки безопасного поведения на дороге, наблюдения, реакции;
- у родителей – прочные навыки по безаварийному движению автотранспорта, навыки ответственного пешехода, навыки оказания первой помощи;
- у педагогов – навыки оказания первой помощи, умение видеть целостность проблемы и своевременно находить быстрые и действенные пути ее решения;
- у членов отрядов ЮИД – навыки самоконтроля и принятия верных решений в реальной ситуации на дороге, готовность к предотвращению и преодолению опасных ситуаций.
Все участники программы профилактики ДТТ будут знать основы безопасного поведения на дорогах, классификацию дорожных знаков, права и обязанности пешеходов, пассажиров, водителей, велосипедистов, лиц, использующих средства индивидуальной мобильности, способы оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, способы анализа и прогноза экстремальных дорожных ситуаций, необходимость проведения профилактической работы с целью сохранения жизни и здоровья всех участников дорожного движения, влияние методов агитации и пропаганды на состояние детского дорожно-транспортного травматизма.
Также все участники программы получат навыки владения специальной дорожной терминологией, формами и методами пропаганды ПДД и безопасного поведения на дороге, овладеют методами актерского мастерства и оказания первой помощи, информацией о состоянии ДДТТ в микрорайоне, городе, области, реализации в пропагандистской деятельности по профилактике ДДТТ своих творческих способностей, изготовления наглядной продукции, материалов и оборудования для урочных и внеклассных мероприятий по профилактике ДДТТ, научатся проводить игры, беседы, программы, конкурсы, контролировать себя на дороге, наблюдать, оценивать, предвидеть дорожную ситуацию.
6. Список литературы:
7. Дидактическое обеспечение программы
1. Плакат «Безопасность на дороге», Производитель: Сима-ленд, 2017
2. Комплект плакатов «Безопасность в образовательной организации»: 4 плаката, Издательство» Учитель, 2017.
3. Электронное учебно-методическое пособие «Город дорог», https://pdd.fcp-pbdd.ru/.
4. Электронное учебное пособие «Дорога без опасности», https:/bdd-eor.edu.ru.
представителями) (далее – родители) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Цель: сформированная культура безопасного поведения на дороге родителей, способна создать условия для гармоничного развития личности ребенка на примере активной жизненной позиции в деле соблюдения ПДД и их пропаганды.
Задачи: формирование у родителей неравнодушной гражданской позиции, формирование навыков и способностей, которые могут помочь ребенку в освоении ПДД, основ первой помощи, воспитание активного, ответственного участника безопасного дорожного движения, способного подавать только положительный пример.
Прогнозируемый результат: активное участие родителей в культурно-просветительских мероприятиях образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в качестве участников и кураторов, проявление заинтересованного отношения к результатам работы, сознательное соблюдение ПДД.
Советы для педагогических работников:
- родители – это помощники и союзники педагогов в Системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- родители первые учителя детей в таком сложном предмете, как ПДД, их опыт – это основа детской модели поведения на дороге;
- родители это самостоятельные, состоявшиеся личности, очень болезненно относящиеся к тому, что им указывают на ошибки;
- родителей нельзя открыто переучивать, критиковать, иначе они превратятся из союзников в оппонентов, лучше это делать на примере ошибок детей, но вместе с взрослыми;
- родителей хорошо привлекать к проведению внеклассных мероприятий, учебных занятий, подготовке к родительским собраниям.
При организации взаимодействия с родителями педагогам нужно обращать внимание на особенности изучения ПДД детьми разного возраста, и объяснять, в том числе физиологические и психологические особенности. Например, что с младшими школьниками необходимо изучать вместе правила передвижения по дорогам, ходить по улицам, объяснять, играть вместе, принимать участие в мероприятиях.
Родителям детей среднего звена рекомендуется вместе ходить на внеклассные мероприятия, заниматься пропагандистской деятельностью, тестированием, ходить вместе с детьми на патрулирование.
Родителям старшего звена лучше выступать волонтерами вместе с детьми, заниматься всеми видами пропаганды.
Хорошо работает памятка родителям, которая вариативно подходит любому возрасту, в которую включены следующие советы:
- подавайте детям только положительный пример на дороге;
- чаще ходите вместе с ребенком, объясняя ему поведение участников дорожного движения;
- делитесь опытом со своим ребенком;
- изучайте ПДД вместе;
- научите ребенка не паниковать, и сами не поддавайтесь панике в экстремальных ситуациях;
- купите ребенку яркую и светоотражающую одежду, это гарантия безопасности, а не дань моде;
- чаще ходите в школу на собрания, на совместные классные часы, на внеклассные мероприятия, на учебные занятия по изучению ПДД;
- изучите вместе и попрактикуйте правила оказания доврачебной помощи;
- составьте памятки безопасности на дороге вместе с ребенком и маршрут движения «дом-школа-дом»;
- каждый день разговаривайте со своими детьми на тему безопасности дорожного движения;
- повторяйте с детьми основные правила, незнание которых приведет их к «ловушкам»: переход перекрестков, «безопасные островки», сигналы светофора и регулировщика, выход из транспорта, нерегулируемые перекрестки;
- предупредите ребенка о машинах со спец. сигналами, их скорость не оценивается адекватно детьми;
- научите детей обращать внимание на сигналы автомобиля;
- научите детей не спешить, уходить из дома заблаговременно;
- развивайте у ребенка наблюдательность, научите его не только видеть, но и слышать улицу и дорогу.
4.1. План работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Месяц | Название мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | Общее родительское собрание, классные родительские собрания «Дети и дорога». Ознакомление с Паспортом дорожной безопасности, рекомендации по составлению схем безопасных маршрутов «дом-школа-дом», единых требований. | Администрация школы, заместитель директора, классные руководители инспектор ГИБДД, отряд ЮИД |
Октябрь | Разработка памяток и рекомендаций по ПДД для родителей «Возрастные особенности поведения на дороге детей разного возраста». | Заместитель директора, отряд ЮИД |
Ноябрь | Привлечение родителей для организации и проведения конкурсов по пропаганде ПДД | Классные руководители, отряд ЮИД |
Декабрь | Встреча с инспектором службы ДПС. Виды детских удерживающих устройств, ответственность родителей-водителей. | Администрация школы, инспектор ГИБДД |
Январь | Совместная деятельность учителей, обучающихся и их родителей по изготовлению наглядных пособий. | Классные руководители |
Февраль | Привлечение родителей – медицинских работников для организации родительских собраний по оказанию первой помощи при ДТП. | Руководитель отряда ЮИД |
Март | Участие родителей в подготовке к конкурсам световозвращающих элементов. | Классные руководители, руководитель отряда ЮИД |
Апрель | Общешкольное родительское собрание «Ваш ребенок – велосипедист». Участие родителей в подготовке и проведении внутришкольного конкурса «Безопасное колесо». | Классные руководители, руководитель отряда ЮИД |
Май | Общешкольное родительское собрание. Подведение итогов года по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. | Инспектор ГИБДД, Администрация, заместитель директора |
Раздел 5. Работа с педагогическими работниками и организация работы кабинета «Светофор»
Цель: создание работоспособного коллектива, умеющего самостоятельно ориентироваться в вопросах ПДД и способного донести знания до детей, учитывая психовозрастные особенности последних.
Задачи: создать систему педагогического инструментария, направленного на обретение знаний, умений и выработку навыков безопасного поведения на дороге; создать информационно-методическую площадку для реализации программы безопасности; максимально помочь в работе по безопасности дорожного движения всем участникам образовательного пространства.
Прогнозируемый результат: грамотный педагогический коллектив, умеющий ориентироваться в целостной системе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, имеющий для этого все необходимые условия, пособия, информационную и материально-техническую базу.
Рекомендуется задействовать все педагогические структуры, например: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (предметные школьные методические объединения, элементы ПДД на уроках, проведение «Минуток БДД»); заместитель директора по воспитательной работе (школьные методические объединения классных руководителей, классные часы, система занятий по изучению ПДД, тестирование, анкетирование, «Минутки БДД», родительские собрания, знакомство с информационным материалом, работа с информационными стендами, инструктивные совещания, обучающие семинары, круглые столы); классные руководители (проведение «минуток БДД», внеклассные мероприятия, смотры – конкурсы, концерты, конкурсы – соревнования, игры, творческие конкурсы и другое) .
Для организации цикличной и взаимозаменяемой деятельности рекомендуется создать методическую базу («Копилку БДД»), которая будет работать на все звенья программы ПДД. Для этого нужно подобрать имеющиеся методические материалы, оценить их актуальность, эффективность и целесообразность использования, при необходимости обновить «Копилку БДД». Следующим шагом будет организация рабочего пространства, чтобы оно по максимуму было информативным и привлекательным для обучающихся в первую очередь и составление расписания (графика) работы, в котором будет определено время для педагогов, для обучающихся, для ЮИДовцев, для родителей.
В результате организации структурированной деятельности всеми ее участниками будут отработаны определенные навыки и умения:
- у обучающихся будут сформированы прочные навыки безопасного поведения на дороге, наблюдения, реакции;
- у родителей – прочные навыки по безаварийному движению автотранспорта, навыки ответственного пешехода, навыки оказания первой помощи;
- у педагогов – навыки оказания первой помощи, умение видеть целостность проблемы и своевременно находить быстрые и действенные пути ее решения;
- у членов отрядов ЮИД – навыки самоконтроля и принятия верных решений в реальной ситуации на дороге, готовность к предотвращению и преодолению опасных ситуаций.
Все участники программы профилактики ДТТ будут знать основы безопасного поведения на дорогах, классификацию дорожных знаков, права и обязанности пешеходов, пассажиров, водителей, велосипедистов, лиц, использующих средства индивидуальной мобильности, способы оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, способы анализа и прогноза экстремальных дорожных ситуаций, необходимость проведения профилактической работы с целью сохранения жизни и здоровья всех участников дорожного движения, влияние методов агитации и пропаганды на состояние детского дорожно-транспортного травматизма.
Также все участники программы получат навыки владения специальной дорожной терминологией, формами и методами пропаганды ПДД и безопасного поведения на дороге, овладеют методами актерского мастерства и оказания первой помощи, информацией о состоянии ДДТТ в микрорайоне, городе, области, реализации в пропагандистской деятельности по профилактике ДДТТ своих творческих способностей, изготовления наглядной продукции, материалов и оборудования для урочных и внеклассных мероприятий по профилактике ДДТТ, научатся проводить игры, беседы, программы, конкурсы, контролировать себя на дороге, наблюдать, оценивать, предвидеть дорожную ситуацию.
6. Список литературы:
-
«Добрая дорога детства». Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. Подписной индекс 39578. -
«Дорожная безопасность»: обучение и воспитание младшего школьника». Москва. Издательство «Третий Рим», 2005. -
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. -
Воспитание личности в коллективе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -
Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений. Под ред. Кузнецовой. М.: Школьная пресса, 2002. -
Ижевский П.В. Учебно-методический комплект «Безопасность дорожного движения» 1-4 классы, - М.: Просвещение,2008. -
Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. – М.: Транспорт, 1990. -
Логинова Л. 365 уроков безопасности. – М.: Айрис-Пресс, 2000. -
Ляпина Е.Ю. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовые и информационно-образовательное обеспечение. - Волгоград: издательство «Учитель», 2015. -
Материалы по проведению бесед со школьниками по безопасности дорожного движения. Пермь, 1983. -
Методические рекомендации по проведению «минуток» по безопасности дорожного движения. Томск, 1986. -
Мурченко Н.А. Безопасность на улицах и дорогах: специальное издание для взаимодействия взрослых и детей, педагогов и родителей. - Волгоград: издательство «Учитель», 2017. -
Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность дорожного движения» 5-9 классы, - М.: Просвещение,2009. -
Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность дорожного движения» 10-11 классы, - М.: Просвещение,2009. -
Спасайкин. Детский журнал. Краснодар ИП Решульская Л.И. -
Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦСфера, 2008. -
Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования детей «Моя волшебная улица». Под.ред. Севрука Г.А. Москва. Издательство «Профтехнологии», 2004. -
Фролова Т.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге». – Волгоград: издательство «Учитель», 2017. -
Шипунова В.А. Беседы с ребенком. Безопасность на дороге. Сложные ситуации. М.: Издательство Карапуз, 2015. -
Юсин А.А. Я купил велосипед. – М.:Молодая гвардия, 1984. -
Яковлев Ю. Ваши права, дети. М.: Международные отношения, 1992.
7. Дидактическое обеспечение программы
1. Плакат «Безопасность на дороге», Производитель: Сима-ленд, 2017
2. Комплект плакатов «Безопасность в образовательной организации»: 4 плаката, Издательство» Учитель, 2017.
3. Электронное учебно-методическое пособие «Город дорог», https://pdd.fcp-pbdd.ru/.
4. Электронное учебное пособие «Дорога без опасности», https:/bdd-eor.edu.ru.