Файл: 1. Ценность как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»
1. Изучение учебных материалов по теме
Конспект монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ»:
Введение.
Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики
Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений.
Глава 1.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
Существует множество определений понятия «ценность», имеющих, как общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели
В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Эти ценности постигаются сознанием в ходе освоения культуры. Также понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
1. Ценность как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.
2. Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.
3. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.
Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах.
Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. «Супер Эго» Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установок, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. Фрейд в своих работах указывает на три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения - оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей.
Многие неофрейдисты, в частности Э. Фромм, пытались социологизировать теорию Фрейда. Так, по мнению Э. Фромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Он делит их на две категории:
1. официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности;
2. действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).
Вторая группа является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, «... в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия».
Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности. Д. Рисмен как основные описывает исторически обусловленные "ориентированный изнутри" и "ориентированный извне" типы социального характера.
1. "Ориентированная изнутри" личность является более целеустремленной, динамичной, предприимчивой, более открытой к переменам и нововведениям, требующей или осуществляющей "позитивное лидерство".
2. Поведение "ориентированной извне" личности определяется не собственными принципами, а "другими", т.е. ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. При этом "ориентированный извне" человек характеризуется не только слабым "суперэго", представляющим собой интернализованую систему норм и ценностей, но и слабым самостоятельным "Я".
Совершенно иной подход к проблеме ценностных ориентаций в структуре личности сложился в "понимающей психологии".
По Шпрангеру, ценностная ориентация личности - продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности:
1) теоретический человек - основная ценность - это поиск истины;
2) экономический человек - основной акцент делается на полезных и практических ценностях;
3) эстетический человек - наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствия ситуации.
4) социальный человек - главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству;
5) политический человек - основная ценностная направленность - личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики.
6) религиозный человек - ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы.
Выделенные типы не представляют собой некую классификацию людей, они лишь показывают их различия не по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека. Эти типы трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий, т.е. абстрактно-метафизически.
Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация – стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По его мнению, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации «бытийных» ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности. А. Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку:
-
Б-ценности (ценности бытия) — высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность); -
Д-ценности (дефициентные ценности) — низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована.
Ценности у Маслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности.
Таким образом, ценностные ориентации, как предмет психологического исследования, занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания.
В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности.
В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн), в других центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев), в третьих личность исследуется в связи с общением (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) или в связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили).
Несмотря на различие трактовок личности в отечественной психологии, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному:
· «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев);
· «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн);
· «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев);
· «доминирующие отношения» (В.Н. Мясищев).
По мнению Б.Ф. Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Таким образом, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личности, В.П. Тугаринов использует понятие «ценностные ориентации», определяемые им как направленность личности на те или иные ценности. Он условно делит их на три категории:
1. Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.
2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.
3. Духовные ценности - образование, наука, искусство.
По мнению Б.Г. Ананьева, исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций, которые образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека.
С.Л. Рубинштейн также пишет, что ценности «производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека». По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром.
О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок. Предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются "знаками", опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде "значения" предметов, получивших социальную санкцию.
А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич под предметными ценностями понимают "любые материальные или идеальные явления ради получения, сохранения и обладания которыми индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, то есть ценности - это то, ради чего люди живут". Они выделяют две категории ценностей:
Сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности (трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, вера, милосердие и др.).
Фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности.
Субъективные ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности, такой формой, которая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности.
№ | Название мероприятия | Цель, задачи | Структура | Формы, методы |
1 | День народного единства | Цель: формирование у обучающихся исторической памяти, чувства причастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине. Главный вывод: 4 ноября отмечается День народного единства – праздник, способствующий объединению всех национальностей, народностей и этносов в один российский народ ради развития и процветания России. | Структура занятия Часть 1. Мотивационная Задача – нацелить обучающихся на восприятие темы. Мотивационная часть начинается с показа видеоролика (часть №1), который эмоционально готовит ребят к разговору о единстве страны, о восприятии себя частью большой России, тем самым предваряет вступительное слово учителя. Часть 2. Основная Задача – представить историческую основу празднования Дня народного единства 4 ноября, формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей страны. Часть 3. Заключительная В заключение разговора о Дне народного единства проводится этап рефлексии, учитель предлагает в свободное время подумать о полученной на занятии информации, поговорить о ней с близкими, совершить экскурсию в места, исторически связанные с событиями 1612 года. | Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеороликов, интерактивных заданий, анализ информации. |
2 | ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ | Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье. Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба Результаты занятия: осознание учащимися того, что преемственность поколений является гарантией развития современного государства, залогом сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей, поддержки младшим поколением старшего, а старшим поколением младшего. | 1.Общие рекомендации. Это занятие посвящено людям старшего поколения - бабушкам и дедушкам и их жизни. При отборе материалов учтена возможность использования (включения) регионального компонента: рассказ о традициях празднования Международного дня пожилых людей в разных регионах нашей страны. 2.Рекомендации по организации работы в группах. После мотивирующей части – видеоролика и интерактивного задания – учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с жизнью людей преклонного возраста, их заботами и проблемами и обратиться к малой прозе. Для выполнения задания в трех группах организуется работа с карточками, на каждой из которых предложены по 2 текста для обсуждения. Учителю необходимо заранее распечатать карточки. Ребятам в каждой группе предлагается прочесть текст, выполнить задание, а также выбрать докладчика, который позже будет представлять ответы группы всему классу. 3. Рекомендации по организации обсуждения итогов групповой работы Учитель организует общее обсуждение итогов групповой работы. Представители от каждой из трех групп передают основную идею прочитанного и освещают те проблемы, которые, на их взгляд, являются самыми значимыми и интересными. После завершения интерактивных заданий учитель может организовать беседу о том, как каждому можно сделать жизнь бабушек и дедушек / людей зрелого возраста счастливее и интереснее. 4. Заключение. Итоговая рефлексия В завершающей части занятия учитель предлагает школьникам подвести итог разговора с использованием следующих выражений: «Из услышанных сегодня историй отклик в моем сердце нашла …»; «Я думаю, что самое важное для бабушек и дедушек – это …»; «Прочитанное заставило меня задуматься о том, что…» | Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом. |
3 | Россия- мировой лидер атомной отросли | Цель занятия: знакомство с Северным морским путем и его значение, ролью атомного ледокольного флота в развитии российской арктики. Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, естественно-научные знания. | Часть 1. Мотивационная Занятие начинается с погружения в основную тему через обсуждение проблемных вопросов. Часть 2. Основная Беседа об особенностях Арктики, ее обитателях. Особенности транспортного сообщения, значение Северного морского пути. Знакомство с российским атомным ледокольным флотом. Часть 3. Заключительная Подведение итогов: рефлексия.Обучающиеся узнали о природе и значении российской Арктики, о расположени и использовании Северного морского пути. | Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование презентационных материалов, включает в себя анализ информации, работу с картинками. |
4 | 165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э. Циолковский) | Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники, через знакомство с фрагментами биографий исторических личностей. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну через осознание вклада российских деятелей в развитие мировой науки и техники. Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений. Результаты занятия: понимание учащимися того, что Россия является одной из ведущих космических держав, была ею и остается. Именно К.Э. Циолковский обосновал возможность покорения космоса, и без его открытий не было бы современной космонавтики – это повод для гордости. | Часть 1. Мотивационная. Мотивационная часть занятия предполагает мини-рассказ учителя о том, что такое мечта. Данный текст может быть адаптирован учителем как для самого себя, так и для класса, возможна актуализация текста с опорой на внутреннюю жизнь классного коллектива. Количество вопросов викторины, которая следует за вступительной беседой, определяется учителем. Часть 2. Основная. Рекомендации по организации работы в группах. После мотивирующей части и исторической справки учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с судьбами людей, внесших огромный вклад в освоение космоса. Учителю необходимо заранее распечатать карточки. Ребятам в каждой группе предлагается прочитать эту историю и постараться ответить на вопросы к ней, а также выбрать спикера, который позже будет представлять ответы группы всему классу. Часть 3. Заключение. Заключительная часть занятия – это завершение беседы, когда дети вновь возвращаются к теме занятия: «Невозможное сегодня станет возможным завтра (К.Э. Циолковский)». С помощью методики «Продолжи предложение» они подводят итоги беседы. Учитель может обратить внимание на то, что полные тексты работ будут размещены в классе и (или) в группе класса в социальной сети, где они и их родители могут оставлять свои комментарии. | Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофильма, презентации, включает в себя анализ информации и групповую работу с текстом. |
5 | НАША СТРАНА - РОССИЯ Что мы Родиной зовем? | Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну. Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация | 1. Мотивационный этап, вступительное слово учителя (используется видеоролик) Задача: настроить учащихся на восприятие темы, вызвать эмоциональный отклик. 2. Организация деятельности учащихся Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Задача: пополнение словарного запаса учащихся, развитие аналитических способностей, умения вычленять главную информацию. Задание. Сравнить определения слова «Родина» и выявить в них общее. Записать получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах). 3. Рефлексия. Вариант творческого задания Задача: пробудить у детей эмоциональный отклик на состоявшийся разговор, побудить их задуматься о личной ответственности за свою страну, о сопричастности к ее судьбе. | Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру. |