Файл: Практическая работа 1 Тема урока Соли Цели урока формирование представления о новом классе веществ солях Тип урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 1

 

Тема урока: Соли

Цели урока: формирование представления о новом классе веществ - солях
Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный урок

Задачи и планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «сложное вещество», используя знаковую систему химии;

  • называть химические элементы;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;


Познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.


Личностные:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

сформированность ответственного отношения к учению.


Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Основные понятия, изучаемые на уроке: соли


Организация деятельности на уроке: на каждом этапе урока целенаправленно формируются разные универсальные учебные действия.
Мотивация к учебной деятельности. 

Создание внутренней мотивации к обучению формирует такие личностные УУД, как способность к самоопределению и смыслообразованию; целеполагание (регулятивное УУД), а также планирование сотрудничества с педагогом и одноклассниками (коммуникативное УУД).

Задание 1. Третий лишний:

1) SO2; NaCl; K2S

2) Al2(SO4)3; Al(OН)3; Al(NO3)3

3) Na2SO4; K2S; HF 

Учитель: вычеркните лишние формулы и объясните своё решение.

Ученики: 1) лишняя формула SO2, т.к. это оксид, а остальные нет.

2) лишняя формула Al(OН)3, т.к. это основание, а остальные нет.

3) лишняя формула HF, т.к. это кислота, а остальные нет.

Создание проблемной ситуации. 

На этом этапе формируются познавательные логические учебные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, а также умение извлекать необходимую информацию из различных источников, строить речевое высказывание. Регулятивные действия формируются, когда учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии. В процессе коммуникации учащимся необходимо с достаточной полнотой и точностью выразить свое мнение, аргументировать его, учесть другие мнения, если таковые имеются – это коммуникативные УУД.

Учитель: посмотрите на оставшиеся формулы. Что в них общего?

Ученики: ничего общего нет

Выявление причины затруднения.

 

На этом этапе формируются следующие УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы (познавательные); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, разрешение конфликтов (коммуникативные).

Учитель: давайте посмотрим, из чего состоят основания?

Ученики: из металлов и групп ОН

Учитель: а из чего состоят кислоты?

Ученики: из водорода и кислотного остатка

Учитель: есть ли в оставшихся формулах остатки оснований или кислот?

Ученики: да, на первом месте стоят металлы, как в основаниях, а на втором – кислотные остатки, как в кислотах.

Учитель: это новый класс соединений. Называются такие вещества СОЛИ.

Поиски способов разрешения возникшего затруднения. 

Этот этап – важнейший для формирования универсальных учебных действий: происходит самоопределение и смыслообразование (личностные УУД). Наряду с уже перечисленными познавательными и регулятивными действиями, формируются такие, как поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование, структурирование знаний. Продолжается формирование коммуникативных УУД, связанных с умением работать в группе.

Учитель: каковы тогда наши задачи на этот урок?

Ученики: выяснить, что такое соли, как отличать их от других классов веществ, научиться составлять формулы солей и называть их.

Задачи урока фиксируются на доске.

Учитель: попробуем сформулировать определение понятия «соли», опираясь на определения предыдущих классов веществ

В ходе диалога появляется формулировка, которую дети записывают в тетрадь.

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов кислотных остатков

Реализация плана разрешения возникшего затруднения. 

Эта деятельность формирует способность осознавать ответственность за общее дело, волевую саморегуляцию, познавательную инициативу.


Учитель: поскольку в состав солей входят кислотные остатки, то, чтобы научиться составлять формулы солей, нужно знать и видеть эти кислотные остатки. Как лучше оформить наши записи?

Ученики: для этого лучше составить таблицу.

Учитель: предложите названия колонок.

Ученики предлагают несколько вариантов. В ходе обсуждения останавливаются на следующем.

Таблица. Формулы и названия кислот и солей

Название и формула

кислоты

Формула и название кислотного остатка (название соли)

Соли (формулы и названия)

Соляная кислота










Азотная кислота










Азотистая кислота










Сероводородная кислота










Серная кислота










Сернистая кислота










Угольная кислота









Фосфорная кислота









Кремниевая кислота










Проверка эффективности найденного способа деятельности.
 

Учащиеся решают типовые задания, используя новый способ действий. Помимо вышеперечисленных УУД, на этом этапе формируется способность действовать по алгоритму, моделирование и использование моделей разных типов.

Ученики заполняют таблицу формулами солей азотной, угольной и фосфорной кислот. К доске выходит по очереди 9 учеников.

При этом каждый проговаривает алгоритм составления формул веществ по зарядам ионов.
Самостоятельная работа и самопроверка.

На этом этапе учащиеся работают самостоятельно: выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют собственные ошибки. На этом этапе, помимо прочих, формируются регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Задание 2. Перед вами текст. Выпишите названия и формулы солей.

Многие минералы, входящие в состав литосферы, являются солями. Только геологи дали этим минералам свои геологические названия.

Минерал чилийская селитра представляет собой нитрат натрия. Свое название он получил по названию страны, имеющей большие запасы чилийской селитры

Кольский полуостров богат фосфорными рудами, в частности, апатитом. Это не что иное, как фосфат кальция. Вблизи огромного месторождения построен город, который так и называется Апатиты.

В городе Белгород проводится единственный фестиваль в России, основу которого составляет тема мела и белого цвета. Организаторы фестиваля стремятся раскрыть уникальность ценного полезного ископаемого – мела - карбоната кальция. Мел по достоинству считают настоящим белым золотом.
У доски один из учеников записывает верное решение. Остальные ученики сравнивают свой вариант ответа с эталоном, записанным на доске, корректируя свои записи в случае обнаружения ошибок. Те, кто допустил ошибки в составлении формул солей, по просьбе учителя проговаривают алгоритм составления формул по зарядам ионов.
Рефлексия и самооценка. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Это значит, что учащиеся должны соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе