ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Открытый урок на тему: « ВИТАМИНЫ».( муниципальный этап конкурса Учитель года-2015)
Цель: сформировать представление о витаминах и их значении в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о витаминах как о биологически активных органических веществах; познакомить учащихся с историей открытия витаминов; систематизировать знания о группах витаминов; познакомить учащихся с проявлениями гипо- и авитаминозов, последствиями гипервитаминозов; выяснить, в каких продуктах питания содержатся витамины; какова роль витаминов в жизни человека; познакомить с правилами сохранения витаминов при хранении и кулинарной обработке продуктов, рассмотреть совместимость витаминов в поливитаминных комплексах.
Развивающие - формировать:
- самообразовательную компетентность, используя опережающие задания; развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать изучаемый материал в виде таблиц, схем, страниц журнала, делать выводы;
- информационную компетентность - через развитие умений учащихся работать с учебником, дополнительной литературой, Интернет-ресурсом;
- поликультурную компетентность, познакомив учащихся с научной деятельностью ученых разных стран;
- компетентность продуктивной творческой деятельности, привлекая учащихся к подготовке презентаций, журналов и других творческих заданий; развивать творческое мышление, интеллектуальные способности и познавательные потребности учащихся.
Воспитательные: способствовать формированию социальной компетентности, воспитывая творческую личность с положительными нравственными качествами, продолжить формировать коммуникативную компетентность, воспитывая чувство взаимопомощи учащихся друг другу при подготовке к уроку и работая в группах, развивать творчество и сотрудничество; воспитывать чувство гордости и уважения к достижениям науки; способствовать формированию сознательного отношения учащихся к собственному здоровью; развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: биологический журнал – проект.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, экран, ноутбук, диск с презентацией, упаковки витаминных препаратов, овощи и фрукты, глобус, творческие работы учащихся на тему «Витамины» (предназначены для самостоятельного ознакомления учащихся с интересными фактами о витаминах).
Технологии, используемые на уроке: элементы технологии развивающего и интерактивного обучения, информационные технологии
Методы и методические приемы: беседа, объяснение, работа с учебником, выступления учащихся с сообщением и презентацией, приемы и упражнения: «Кроссворд», «Ассоциативный куст», «Отсроченный ответ», «Метод группового исследования», «Найди соответствие», «Сенкан».
Подготовка к уроку: за 2 недели до проведения урока класс объединяется в группы: историки, витаминологи, кулинары, фармацевты. Каждая группа получает индивидуальное задание: подготовить сообщение в виде презентации в среде Microsoft PowerPoint 2007 с визуализацией текстовых материалов урока и иллюстрациями. Задача учителя состоит в координации работы класса: необходимо дать ссылки на Интернет-ресурсы, порекомендовать дополнительную литературу, план выступления.
Структура урока
-
Организационный этап ………………………………………… 01 мин -
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся…………………………………………………………… 08 мин -
Изучение нового материала……………………………………… 25 мин -
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся…….. 05 мин -
Подведение итогов………………………………………………….03 мин -
Домашнее задание……………………………………………….... 03 мин
Ход урока
-
Организационный этап -
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся
Вступительное слово учителя (слайд 1)
Здравствуйте, дети, уважаемые коллеги, гости! Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть, желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
«Я люблю жизнь и хочу жить!» Эти слова выражают заветное желание каждого из нас. Чтобы жизнь человека была долгой и счастливой, необходимо быть здоровым. А для этого нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Поэтому девизом нашего урока будут слова Франческо Петрарка: « Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять свои знания к своим нуждам» (слайд 2).
Из предыдущих уроков вы уже знаете, какие вещества, содержащиеся в продуктах питания, необходимы для жизнедеятельности организма. Назовите их (слайд 3).
С хема «Вещества, необходимые для жизнедеятельности организма»
неорганические органические
вода минеральные соли белки углеводы жиры ?
На качество жизни влияет еще одна группа органических веществ, а какие, вы узнаете, разгадав кроссворд (слайд 4, 5). Перед вами перечень продуктов питания, выберите из них только полезные и по заглавным буквам вы получите правильный ответ.
Прием «Ассоциативный куст»
К акие ассоциации у вас связаны со словом «витамины»?
ВИТАМИНЫ
Анализ ассоциаций. Правильность ваших суждений мы проверим, когда дадим определение витаминам.
Прием «Отсроченный ответ».
Проблемный вопрос. Совершим путешествие в прошлое. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».
В конце урока вы должны определить, что же спасло моряков от гибели? Какой плод тропического растения, в большом изобилии произрастающий на острове Кюрасао, находится у меня в черном ящике? Но сначала вы узнаете, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Сегодня на уроке вы должны научиться: (слайд 6)
-
Давать определение понятию витамины; -
Уметь классифицировать витамины, распределять их по группам; -
Знать химические названия и буквенные обозначения, а также приводить примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов; -
Называть последствия нарушения сбалансированного поступлення витаминов в организм, приводить примеры; -
Характеризовать витамины, выяснять их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме; -
Научиться правильно сохранять и обрабатывать продукты питания; -
Обращать внимание на состав витаминных комплексов; -
Развивать умения работать с различными источниками информации, обобщать, систематизировать и выделять главное, четко и ясно излагать мысли, выступать перед аудиторией; -
Оценивать свои знания и умения, полученные на уроке.
Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.
Запишите тему урока: «Витамины» в рабочей тетради на стр. 45. (слайд 7).
ІІІ. Изучение нового материала
Предлагаю нам вместе написать страницы биологического журнала, который состоит из 5 рубрик (слайд 8). Для этого учащиеся предварительно объединились в группы «Историки», «Витаминологи», «Кулинары», «Фармацевты» и по страницам рубрик подготовили необходимую информацию. В конце урока вы сами оцените уровень своих учебных достижений по данной теме.
Содержание
І рубрика. Историческая справка.
ІІ рубрика. Витамины и их классификация.
ІІІ рубрика. Жирорастворимые витамины.
Страница 1. Витамин А – ретинол.
Страница 2. Витамин D – кальциферол.
Страница 3. Витамин К – филлохинон.
Страница 4. Витамин Е – токоферол.
ІVрубрика. Водорастворимые витамины.
Страница 1. Витамин С - аскорбиновая кислота.
Страница 2. Витамины группы В.
Страница 2.1. Витамин В1 – тиамин.
Страница 2.2. Витамин В2 – рибофлавин.
Страница 2.3. Витамин В6 – пиридоксин.
Страница 2.4. Витамин В12 – цианокобаламин.
V рубрика. Это интересно знать.
Страница 1. Советы кулинаров.
Страница 1. Не сошлись характерами.
Начнем знакомство с витаминами с рубрики «Историческая справка». Первую страницу презентуют историки.
І рубрика. Историческая справка (слайд 9).
Во второй половине XIX века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Меж тем за века человечество накопило немалый опыт длительных морских путешествий, когда при достаточных запасах продовольствия люди гибли от цинги. Почему?
На этот вопрос не было ответа до тех пор, пока в 1880 году русский ученый Николай Лунин, изучавший роль минеральных веществ в питании, не заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока (казеина, жира, сахара и солей), чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. "Из этого следует, что в молоке содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания", - сделал вывод ученый.
Еще через 16 лет нашли причину болезни "бери-бери", распространенной среди жителей Японии и Индонезии, питавшихся в основном очищенным рисом. Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове Ява, помогли... куры, сидящие в клетках. Их кормили очищенным зерном, и птицы страдали заболеванием, напоминавшим "бери-бери". Стоило заменить его на рис неочищенный - болезнь проходила.
В 1911 году польский ученый Казимир Функ первым выделил из рисовых отрубей кристаллы химически чистого вещества. Год спустя он же придумал и название витамин - (vitamine) от лат. vita – жизнь и англ. amine – амин, содержащий азот (поскольку в состав вещества входила аминогруппа – NH2). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат аминогруппу, но старое название этих веществ сохранилось (лишившись последней буквы: vitamin)
Теперь мы с вами можем дать наиболее полное определение понятию «витамины». «Витамины – от лат. vita – жизнь и англ. amine – амин - это органические соединения, которые в очень малых количествах ежедневно необходимы для нормальной жизнедеятельности организма». Запишите его (рабочая тетрадь, стр. 45, задание 1) (слайд 10).
Учитель. Итак, приступим к написанию следующей рубрики нашего журнала: «Витамины и их классификация».
ІІ рубрика. Витамины и их классификация.
В настоящее время ученые выделяют около 50 видов витаминов (вместе с витаминоподобными веществами – около 80) Давайте вспомним биологию растений или животных, когда, систематизируя организмы по группам (таксонам), биологи выделяли общие признаки исследуемых объектов. А на какие группы разделили бы витамины вы и по какому признаку?
(работа с учебником, стр.117, рабочая тетрадь, стр. 45, задание 2)
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота – соответственно, буквами латинского алфавита – это: А, В1, С. Привычные нам буквенные обозначения А, В, С, Д, Е и т.д. – это дань традиции (слайд 11).
Эта информация наглядно представлена в таблице:
Витамины
Водорастворимые
С - аскорбиновая кислота
В1 - тиамин
В2 - рибофлавин
В6 - пиридоксин
В12 - цианокобаламин
Жирорастворимые
А - ретинол
D - кальциферол
Е - токоферол
К - филлохинон
Большинство витаминов в организме не синтезируются в достаточном количестве и не откладываются про запас, а значит должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Какие последствия нарушения сбалансированного поступления витаминов в организм? (работа с учебником, стр. 117 и слайдами 12 и 13)
Гиповитаминоз - вызывает болезни в результате длительного недостатка в организме витаминов.
Авитаминоз - вызывает болезни в результате отсутствия витаминов.