Файл: Игровые технологии на уроках математики как один из способов познавательной деятельности обучающихся 5 9 классов в условиях введения фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игровые технологии на уроках математики как один из способов познавательной деятельности обучающихся 5- 9 классов» в условиях введения ФГОС.

«Игра –это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире .

Игра –это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.»

(В.А.Сухомлинский.)

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Игровые технологии в воспитании и oбучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся oчень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на обычный урок, способствует возникновению у обучающихся интереса к изучаемому предмету, значит, процесс jбучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке математики является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Использование игровых технологий на уроках математики помогает снять ряд трудностей, cвязанных с запоминанием материала, веcти изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к математике как учебному предмету.

Игра несёт в cебе огромный эмоциональный заряд, решает не только общешкольные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.


Cледует заметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков математики. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

Находясь в постоянном поиске, я стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я хочу видеть в каждом ученике будущего инженера, учёного, конструктора или просто ответственного, профессионально подготовленного рабочего. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания творчески, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых распространённых была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию. Рассмотрим виды игры:

I. Имитационные, деловые игры на уроках математики

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила системы оценок хода и результатов игры.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение её имитационной модели;

- постановка главной задачи командам (группам), уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;

- разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого решения;


- анализ итогов работы (рефлексия);

- оценка результатов работы.

Некоторые примеры деловых (имитационных) игр:

Задачи из банка ЕГЭ когда обучающиеся должны приобрести тот или иной товар:

1.Сырок стоит 13 рублей. Какое наибольшее число сырков можно купить на 175 рублей?

2. На день рождения полагается дарить букет из нечётного числа цветов. Ромашки стоят 25 рублей за штуку. У Вани есть 120 рублей. Из какого наибольшего числа ромашек он может купить букет Маше на день рождения?

(разыгрывается ситуация продавец- покупатель)

II. Ролевые игры.

Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

  1. имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;

  2. ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

  3. условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.


Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс – конференции, уроки – суды и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счёту, так и к урокам вообще. Для того чтобы возбудить интерес к счёту, можно применить следующие ролевые игры:

 - Посчитай,  на какие товары, продукты и услуги тратит деньги семья за месяц.

 

Кол-во членов семьи - 3 человека

Расход на продукты питания 3 000 рублей

Расход на одежду 2 000 рублей

Расход на хозяйственные товары 1 000 рублей

Расход на оплату коммунальных услуг 4 000 рублей

Оплата кружка «Умелые ручки» 500 рублей

Расход на транспорт 200 рублей


 

Расход: __________ рублей

И предложить дома посчитать бюджет своей семьи

  1. Познавательные игры и обучающие игры

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.. Ценность обучающих игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

Например:

Игра «Равный счет» - на доске записываю упражнение с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом

4. Комплексные игры.

1) Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

Например : решение примеров на время. Кто решит за более короткое время

2) Игра «Математический поединок»

Можно использовать в 7 классе в процессе усвоения и закрепления формул сокращенного умножения. Основой игры является соревнование между командами (или рядами) при ответах на проблемные вопросы, решении практических заданий и доказательстве математических формул, предложенных учителем. При оценке учитывается правильность и скорость выполнения заданий. Идея состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревнований команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности.

Итак, содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивированно. Но не с помощью создания сиюминутных скоро проходящих интересов или ссылок на
практическую значимость в будущей жизни, а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у школьников будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

Знаменитый польский педагог Януш Корчак писал, что нам нужно «тянуться, вставать на цыпочки» для общения с ребёнком. Большинство наших педагогических просчётов происходит от того, что, во-первых, мы заведомо уверены, что ребёнок знает гораздо меньше нас, во-вторых, что мы хотим сотворить его по образу и подобию своему. Но творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания. Задача, казалось бы, очень простая: играя, учить и учиться, играя… А так ли уж проста?

Литература:

  1. Барышникова Н. В. Математика 5-11 классы: игровые технологии на уроках. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

  2. Козина М. Е., Фадеева О. М. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля. – Волгоград: Учитель, 2008. – 136 с.

  3. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

  4. Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой. – М.: Просвещение, 1981.