Файл: 1. Расскажите о методах исследования в языкознании. Разделы языкознания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Введение в профессию



Группа
Студент


МОСКВА 2020

Практическое занятие по теме 1.
1. Расскажите о методах исследования в языкознании. Разделы языкознания.

Основные методы исследования в языкознании делятся на общие и конкретные методы и методики. Общие методы делятся на описательный, сравнительно-исторический и системный. Конкретные методы и методики делятся на общенаучные и собственно лингвистические. Метод наблюдения, сопоставления, метод эксперимента, а также социологическое исследование, статистический (количественный) метод и лингвистическое конструирование входят в состав общенаучных методов. А метод интерпретации текста (раскрытие смысла словесного материала произведения), метод компонентного анализа (разложение конструкций с последующим анализом компонентов), трансформационный метод (перестроение одних компонентных конструкций в другие для подтверждения каких-то выводов) и метод субституции (замена одной языковой единицы другой) являются собственно лингвистическими.

Лингвистика включает в себя целый ряд самостоятельных наук, изучающих различные стороны языка.

Фонетика- раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

Фонология- раздел фонетики, изучающих смыслоразличительную сторону звуков.

Орфоэпия- раздел языкознания, изучающий правила литературного произношения.

Орфография-раздел языкознания, изучающий правила написания слов и их частей.

Графика- раздел языкознания, изучающий правила начертания и звуковые значения графических знаков (например, букв).

Лексикология- раздел языкознания, изучающий словарный состав языка и словарный запас человека.

Семасиология- раздел языкознания, изучающий лексические значения слов.


Лексикография- раздел языкознания, изучающий теорию и практику составления словарей.

Фразеология- раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов- фразеологизмы.

Морфемика -раздел языкознания, изучающий строение слова в языке, составные части слова-морфемы.

Словообразование- раздел языкознания, изучающий способы образования новых слов в языке.

Грамматика- учение о строе языка, включает в себя морфологию и синтаксис.

Морфология- раздел грамматики, который изучает изменение слов и объединение их в лексико-грамматические разряды-в части речи.

Синтаксис- раздел грамматики, который изучает значение и строение словосочетаний и предложений.

Стилистика- раздел языкознания, изучающий способы употребления языка в различных условиях и формах языкового общения, сферах общественной жизни.

Диалектология-раздел языкознания, изучающий территориальные разновидности языка.
2. Что такое лингвистика? Дайте несколько определений.

Лингвистика (от лат. lingua «язык»), языкознание, языковедение- наука, изучающая язык. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуализированных представителях. В широком смысле слова лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика. Лингвистика связана с семиотикой как наукой о знаковых системах.

«Универсальная интернет- энциклопедия Wikipedia»

Лингвистика (от лат. lingua «язык»)- наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях.

«Лингвистический энциклопедический словарь 1990г.»

Лингвистика (от лат. lingua «язык»)- наука о языке, как о естественно сложившейся на определённой стадии развития человеческого общества и закономерно развивающаяся знаковая система, служащая общению между людьми, его строении, общественной природе и функциях, о закономерностях его развитии и функционирования и о классификации языков.

«Крылова, М.Н. Введение в языкознание для бакалавров: учебное пособие. / М.Н. Крылова.- Саратов: Вузовское образование,2014.-275с.»
3. Какова связь языкознания с другими науками.
Языкознание издавна связано с историей, логикой, психологией, литературоведением. Межпредметные связи расширяются, возникают науки на стыке лингвистики и другой науки:

-математическая лингвистика занимается исследованием языка математическими методами;



-социолингвистика изучает воздействие социальных факторов, влияние общества на язык;

-психолингвистика (образовалась в 50-х годах 20 века) изучает психологические механизмы порождения и понимания высказывания;

-этнолингвистика изучает отношения языка и культуры народа;

-семиотика изучает все знаковые системы, передающие информацию, и в том числе язык. В БЭС «Языкознание» отмечается, что «язык-наиболее важная (и лучше всего изученная) знаковая система»;

-лингвистическая поэтика исследует языковые законы построения текстов (смежная дисциплина на стыке лингвистики и литературоведения).
4. Основные антиномии (дихотомии)- синхрония / диахрония как одна из предметных областей современного языкознания.

Как известно, познавательная деятельность человека строится на основе категоризации объектов действительности. Один из ключевых механизмов данной категории-дихотомическое деление, то есть распределение предметов, явлений на пары по наличию или отсутствию какого-либо признака.

Изначально понятие «дихотомия» возникло в философских учениях Древней Греции, потом перешло в логику и только в 20 веке – в лингвистику. Данный термин происходит от греческих слов-«деление на две части» и «сечение» и понимается как «деление объёма понятия на два соподчинённых (производных) класса по формуле исключенного третьего».

В отличие от дихотомии термин «антиномия», также имеющий древнегреческое происхождение (от греческих слов «противоречие» и «закон»), определяется как 1) сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование; 2) неустранимое противоречие, мыслимое в идее или законе при попытке их доказательного формулирования».

Антиномии (дихотомии)-противопоставленное положение языковых единиц, фактов, законов, отношений. Антиномии играют большую роль в развитии языка, являются его движущей силой. Благодаря взаимодействию противоположных понятий, явлений, составляющих антиномии, во многом и происходит развитие языка. Это явление является частью общего философского закона единства и борьбы противоположностей.

Основные антиномии, существующие в языке это синхрония и диахрония.

Синхрония ( от греч. Synchronous- одновременный)- состояние языка в определённый момент его развития как системы одновременно существующих, взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Синхронию рассматривает в языке синхронная (описательная) лингвистика- раздел языкознания, изучающий язык в определённый момент его развития.


Понятие синхронии было введено Фердинандом де Соссюром вместе с понятием диахронии в составе единой антиномии.

Диахрония (от греч. dia- через, сквозь и chronos-время)- историческое развитие языковой системы как предмет лингвистического исследования. Соответственно диахроническое языкознание изучает изменение языка во времени, процессы его развития.

Синхрония и диахрония- два аспекта, подхода к анализу языка. Можно, к примеру, изучать значение и употребление форм прошедшего времени в современном русском языке (синхронный аспект) и становление, историю прошедшего времени русского языка (диахронический аспект).

Синхронный анализ языка легче изучать практически- в силу большой полноты фактических данных и их доступности; он проше подвергается проверке (чтобы изучить прошедшее время современного языка, необходимо рассмотреть тексты- художественные, научные, СМИ и др.). Однако лишь диахронический подход помогает понять, как сложилась данная языковая система, почему сейчас она именно такова. Оба подхода дополняют и обогащают друг друга.

5. Семантика, как одна из предметных областей современного языкознания.

Семасиология (семантика)-раздел лексикологии, изучающий лексические значения слов и причины изменения этих значений.

Семантика, в широком смысле слова- анализ отношения между языковыми отношениями и миром, реальным или воображаемым, а также само это отношение и совокупность таких отношений. Данное отношение состоит в том, что языковые выражения (слова, словосочетания, предложения, тексты) обозначают то, что есть в мире, -предметы, качества или свойства, действия, способы совершения действий, отношения, ситуации и их последовательности. Термин «семантика» образован от греческого корня, связанного с идеей «обозначения» (semantikos «обозначающий». Отношения между выражениями естественного языка и действительным или воображаемым миром исследует лингвистическая семантика, являющаяся разделом лингвистики.

Семантика как раздел лингвистики отвечает на вопрос, каким образом человек, зная слова и грамматические правила какого-либо естественного языка, оказывается способным передать с их помощью самую разнообразную информацию о мире (в том числе и о собственном внутреннем мире), даже если он впервые сталкивается с такой задачей, и понимать, какую информацию о мире заключает любое к себе высказывание
, даже если он впервые слышит его.

Семантический компонент обязательно включает в себя словарь (лексикон), в котором о каждом слове сообщается, что оно обозначает, то есть каждому слову сопоставляется его значение в данном языке, и правила комбинирования (взаимодействия)значений слов, по котором из них формируется смысл более сложных конструкций, прежде всего предложений.

Значение слова в словаре описывается с помощью словарной дефиниции, или толкования, которая представляет собой выражение на том же самом естественном языке или же на специально разрабатываемом с этой целью искусственном семантическом языке, в котором значение толкуемого слова представлено более развёрнуто (эксплицитно) и, в идеале, строго.

Семантический компонент полного описания языка представляет собой модель той части знания языка, которая связана с отношением между словами и миром. В этой модели должны получать объяснение такие явления, устанавливаемые эмпирическим путём, как равнозначность (синонимия) и неоднозначность (полисемия), семантическая аномальность ( в том числе противоречивость и тавтологичность) языковых выражений. Так, легко проверить, что для всех носителей русского языка предложение «Посещение родственников может быть утомительным» обозначает две разные возможности: возможность утомиться, посещая родственников, и возможность утомиться, принимая родственников, которые посетили вас. Значит, в семантическом компоненте данному предложению должны быть сопоставлены два отличающиеся друг от друга семантических представления, иначе оно не будет адекватным отражением семантических знаний о русском языке.

Семантика возникла в конце 19 века как дисциплина историческая, наука о семантических законах, одновременно в России (М. М. Покровский) и во Франции ( М. Бреаль). Соответственно тому, какой аспект семантики языка кладётся в основу построения этой дисциплины, в ней выделяются различные научные течения, например: анализ лексико-семантического варьирования, компонентный анализ, метод полей и тезаурусов, анализ ключевых терминов культуры и т.д.

Практическое занятие по теме 2.

1. Что такое методика обучения иностранным языкам?

Методика обучения иностранным языкам:

-наука, исследующая цели, задачи, содержание, средства, приёмы, методы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания на материале иностранного языка;

-совокупность методов, способов, приёмов обучения, направленных на овладение иностранным языком.