Файл: Федеральная основная общеобразовательная программа среднего общего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 657

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Цели реализации основной образовательной программы среднего общего образования


Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) среднее общее образование, как начальное и основное, является необходимым уровнем образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено ранее.

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности
на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС СОО;

обеспечение преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования;

обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

реализацию программы воспитания
, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия
всех участников образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации
при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ детей-инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
      1. Принципы формирования и механизмы реализации федеральной основной образовательной программы среднего общего образования


В основе разработки ФООП СОО лежат следующие принципы и подходы:

системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения,
на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование
его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; на проектирование
и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;



признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного
и социального развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ОВЗ;

преемственность основных образовательных программ, проявляющуюся во взаимосвязи
и согласованности в отборе содержания образования, а также в последовательности
его развертывания по уровням образования и этапам обучения в целях обеспечения системности знаний, повышения качества образования и обеспечения его непрерывности;

обеспечение фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых предметов;

принцип единства учебной и воспитательной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;

учет значимости данного уровня общего образования для продолжения обучения
в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации;

принцип здоровьесбережения, предусматривающий исключение образовательных технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий, приведение объема учебной нагрузки в соответствие с требованиями действующих санитарных правил и нормативов.

ФООП СОО формируется с учетом психолого- педагогических особенностей развития детей 15–18 лет. У обучающихся активно формируется система значимых социальных
и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные
и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях
и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности. Возросшие возможности
и запросы обучающихся в социальном самоопределении, гражданском становлении, учтенные
в комплексе требований к личностным результатам освоения образовательных программ, нашли реализацию в содержании федерльных рабочих программ.


Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. При этом в ряде случаев может проявляться избирательное отношение к учебным предметам, невнимание к значительной их части при сосредоточении усилий на изучении двух-трех дисциплин. Возникающая при этом ограниченность, фрагментарность общего образования снижает его качество. Предотвратить это негативное явление призван перевод 13 учебных предметов на уровне общего среднего образования в статус обязательных для изучения. Федеральные рабочие программы по данным предметам вошли в ФООП СОО.

У старшеклассников появляется интерес к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, формируется научный тип мышления, выражающийся в овладении научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Присущие данному возрасту развитие самоконтроля, способности к предварительному планированию, рациональной организации деятельности, слаженному взаимодействию в группе обеспечивают реализацию более высокого уровня требований к метапредметным результатам освоения образовательных программ.

Старший юношеский возраст благоприятен для овладения профессионально ориентированными знаниями, формирования соответствующих умений и навыков. Элементы предпрофессиональной подготовки широко представлены в рабочих программах предметов углубленного уровня.
      1. Общая характеристика федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования


ФООП СОО разрабатывается в соответствии с ФГОС СОО.

При разработке ООП СОО образовательная организация предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части ООП СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее – образовательная организация), разорабатывают ООП СОО в соответсвии с ФГОС СОО

и ФООП СОО. При этом содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией образовательной программы должны быть не ниже соответствующих содержания
и планируемых результатов ФООП СОО.

При разработке соответствующей общеобразовательной программы образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углублённого изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39