Файл: 2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Цели и задачи психологического консультирования.

2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии.

3. Основные принципы психологического консультирования.

4. Этика и ответственность консультанта.

5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.

6. Система ценностей консультанта.

7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций.

8. Способы подстройки к клиенту.

9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.

10. Профессиональная подготовка консультанта.

11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+)

12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода

13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода

14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами

15.Сущность экзистенциальной терапии

18. Экзистенциальный вакуум.

19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии

20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии

21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем

22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса

23. Микротехники эмпатического слушания.

24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психо­логии.

25. Базовые понятия гештальт-подхода.

26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии.

27. Некоторые техники гештальт-терапии.

28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода.

29. Сущность диалогического подхода Т. А. Флоренской.

30. Условия диалогического консультирования Т. А. Флоренской.

31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультиро­ вании.

32. Ошибки стихийного диалогического консультирования.

33. Принципы работы консультанта.

34. Уровни диалогического консультирования.

35. Основные положения трансактного анализа.

36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа.

37. Процесс коммуникации в трансактном анализе.

38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ).

39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ).

40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ).



Оглавление


1.Цели и задачи психологического консультирования. 3

2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии. 4

3. Основные принципы психологического консультирования. 5

4. Этика и ответственность консультанта. 6

5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта. 8

6. Система ценностей консультанта. 11

7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций. 12

8. Способы подстройки к клиенту. 14

9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. 14

10. Профессиональная подготовка консультанта. 16

11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+) 16

12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода 19

13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода 20

14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами 21

15.Сущность экзистенциальной терапии 22

16. Экзистенциальная психодинамика 23

17. Основные понятия логотерапии 23

18. Экзистенциальный вакуум. 26

19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии 26

20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии 26

21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем 26

22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса 27

23. Микротехники эмпатического слушания. 28

24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психо­логии. 29

25. Базовые понятия гештальт-подхода. 29

26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии. 29

27. Некоторые техники гештальт-терапии. 30

28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода. 30

29. Сущность диалогического подхода Т. А. Флоренской. 33

30. Условия диалогического консультирования Т. А. Флоренской. 33

31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультиро­ вании. 33

32. Ошибки стихийного диалогического консультирования. 33

33. Принципы работы консультанта. 33

34. Уровни диалогического консультирования. 33

35. Основные положения трансактного анализа. 33

36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа. 33

37. Процесс коммуникации в трансактном анализе. 33

38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ). 33

39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ). 33

40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ). 33


основные факторы эффективности консультативно­ го процесса.

Объективные улучшения (исчезновение симптомов, изменение межличностных взаимоотношений, социального статуса клиента и пр.) являются более надежными критериями изменений, но их трудно отслеживать достаточно длительное время.

А) Вера терапевта в действительность своего метода и веру клиента в помощь психотерапевта, т.к.1. устанавливается особый контакт как основа построения псих.работы, 2.расширение когнитивных схем за счет информации от психолога, 3.изменение поведение клиента за счет подкрепления со стороны психолога, 4.идентификация с психологом – приобретение социальных навыков, 5.внушение, 6.отработка некорректного поведение при помощи эоциональной поддержки психолога.

Б) Верования психолога в то, что: 1. У клиента есть всё для решения своей проблемы, 2.клиент имеет систему ценностей (культурные и общечеловеческие смысла), ради которых он может изменяться, 3.клиент способен к изменениям, развитию, позитивному мышлению (иначе активность клиента будет подменена активностью психолога).

В большинстве психологических теорий принимают тезис о том, что целями психологической помощи являются содействие в осознании клиентом эффективности своего сегодняшнего существования и установка на позитивное отношение к себе и окружающему миру.

неэффективной будет работа всякого психотерапевта, который всегда следует некоторой неизменной и заранее подготовленной схеме,

1.Цели и задачи психологического консультирования.


Психологическое консультирование – практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимися в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов

Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Основные положения, что делает консультирование?

-помогает человеку выбирать способы поведения и действовать по своему усмотрению,

-помогает обучиться новому поведению,

-способствует развитию личности,

-акцентирует внимание клиента на его ответственности – т.е.. индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а

консультант создает условия для этого, поощряет волевое поведение

Также цель консультирования зависит от потребностей клиентов, которые обращаются за психологической помощью

Универсальные цели консультирования:

1) способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения

2) развивать навыки преодоления трудностей при сталкивании с новыми жизненными обстоятельствами,

3) обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, оценка свойств личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и пр.

4) развивать умение завязывать и поддерживать межличностные эмоциональные контакты.

5) облегчить реализацию и повешение потенциала личности. Стремление к максимальной свободе и развитию способностей клиента контролировать своё окружение и собственные реакции, вызванные этим окружением

Реализация целей консультанта зависит от ожиданий и потребностей клиента

Что решает консультирование? Какие задачи?

1) уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент,

2)информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени её серьезности (проблемное информирование)

3) изучение ПК личности клиента, его потенциальных способностей, возможностей (ресурсов), чтобы понять, сможет ли клиент самостоятельно справиться с проблемой,

4)четкое формулирование советов и рекомендаций по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему,

5) оказание текущей помощи в видео дополнительных практических советов,

6) обучение К. тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (психопрофилактика),

7) передача ПК. – К. элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом.

2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии.


Психотерапия представляет собой многообразие теорий и практик, которые нелегко сложить в единую картину: границы ПТ размыты, понимание роли и функций психотерапевта разнообразно.

Основные моменты:

1. Медицинский психотерапевт выступает в качестве «врача» и лечит «больных».

2. ПТ могут видеть суть совей деятельности в коррекции дефектов развития личности клиента (психоанализ, адлеровская индивидуальная психология)

3. ПТ могут стремиться формировать у клиентов желательные поведенческие навыки в поведенческой терапии

4. ПТ могут выступать в качестве практических философов-антропологов (экзистенциальная ПТ)

Исследование и анализ различных направлений в области ПК дают возможность выбора теории идей, которые в лучшей степени позволят психологу создать продуктивную схему работы с клиентов, а так изучить новые мировозрения, концепции, методы и техники оказания психологической помощи.

Консультирование

Психотерапия

Ориентация на здоровую личность

Ориентация на психические нарушения и проблемы

Ориентация на настоящее и будущее клиентов

Ориентация на прошлое клиента

Краткосрочная помощь (до 15-ти встреч)

Долгосрочная помощь (может длиться годами)

Ориентация на проблемы, возникшие в ходе взаимодействия личности и среды

Ориентация на психические травмы, полученные в ходе взаимодействия личности и среды

Ценности консультанта не навязываются клиентам

При отсутствии ценностей у клиента он может их приобрести с помощью консультанта

Направлено на изменение поведения и раз­витие личности клиента

Направлено на приобретение неразвитых установок и форм поведения


3. Основные принципы психологического консультирования.


(Клиентцентрированная терапия Роджерса)

Основоположник КЦТ – психотерапевт К. Роджерс, определили три основных принципа направления:


А)каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая,

Б) Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя,

В) Каждая личность имеет право выбирать цели и ценности, принимать самостоятельные решения

Уточнения:

Б*Говорить об ответственности в случаях травматического опыта личности, или при отсутствии ресурсов (не сформированы, исчезли и пр.), очень нереалистично

В*Отказываться от целей и ценностей в результате психотравмы – одно, отказывать от этого в результате осознанного выбора - другое

4. Этика и ответственность консультанта.


Профессиональная этика – это совокупность определенных правил, которыми должен руководствоваться специалист при осуществлении своей деятельности

Источниками морально-этических норм для психолога-консультанта в общем плане выступают философия, религия, культура, идеология и политика, обычаи, традиции. Эти ценности, выработанные человечеством, являются основной для разработки морально-этических норм в соответствии с принципами диагностики:

1. научная обоснованность,

2. обеспечение суверенных прав личности консультируемых,

3. объективностью выводов,

4. эффективность предла­гаемых рекомендаций,

5. конфиденциальность.

«Ширина» этических принципов формулируется авторами по разному,так, Красиво и Новгородцев относят к важнейшим этическим принципам:

1. Принцип специальной подготовки и аттестации

2. Принцип личной и профессиональной ответственности

3. Принцип безопасности

4. Принцип компетентности

5. Принцип сотрудничества

6. Принцип профессионализма

7. Принцип беспристрастности

8. Принцип конфиденциальности

К этическим принципам относят:

1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Компетентность. Консультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной си­туации консультирования.