Файл: 2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии. 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели и задачи психологического консультирования.
2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии.
3. Основные принципы психологического консультирования.
4. Этика и ответственность консультанта.
5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.
6. Система ценностей консультанта.
7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций.
8. Способы подстройки к клиенту.
9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
10. Профессиональная подготовка консультанта.
11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+)
12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода
13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода
14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами
15.Сущность экзистенциальной терапии
19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии
20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии
21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем
22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса
23. Микротехники эмпатического слушания.
24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психологии.
25. Базовые понятия гештальт-подхода.
26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии.
27. Некоторые техники гештальт-терапии.
28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода.
29. Сущность диалогического подхода Т. А. Флоренской.
30. Условия диалогического консультирования Т. А. Флоренской.
31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультиро вании.
32. Ошибки стихийного диалогического консультирования.
33. Принципы работы консультанта.
34. Уровни диалогического консультирования.
35. Основные положения трансактного анализа.
36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа.
37. Процесс коммуникации в трансактном анализе.
38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ).
39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ).
40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ).
Оглавление
1.Цели и задачи психологического консультирования. 3
2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии. 4
3. Основные принципы психологического консультирования. 5
4. Этика и ответственность консультанта. 6
5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта. 8
6. Система ценностей консультанта. 11
7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций. 12
8. Способы подстройки к клиенту. 14
9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. 14
10. Профессиональная подготовка консультанта. 16
11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+) 16
12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода 19
13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода 20
14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами 21
15.Сущность экзистенциальной терапии 22
16. Экзистенциальная психодинамика 23
17. Основные понятия логотерапии 23
18. Экзистенциальный вакуум. 26
19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии 26
20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии 26
21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем 26
22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса 27
23. Микротехники эмпатического слушания. 28
24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психологии. 29
25. Базовые понятия гештальт-подхода. 29
26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии. 29
27. Некоторые техники гештальт-терапии. 30
28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода. 30
29. Сущность диалогического подхода Т. А. Флоренской. 33
30. Условия диалогического консультирования Т. А. Флоренской. 33
31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультиро вании. 33
32. Ошибки стихийного диалогического консультирования. 33
33. Принципы работы консультанта. 33
34. Уровни диалогического консультирования. 33
35. Основные положения трансактного анализа. 33
36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа. 33
37. Процесс коммуникации в трансактном анализе. 33
38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ). 33
39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ). 33
40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ). 33
основные факторы эффективности консультативно го процесса.
Объективные улучшения (исчезновение симптомов, изменение межличностных взаимоотношений, социального статуса клиента и пр.) являются более надежными критериями изменений, но их трудно отслеживать достаточно длительное время.
А) Вера терапевта в действительность своего метода и веру клиента в помощь психотерапевта, т.к.1. устанавливается особый контакт как основа построения псих.работы, 2.расширение когнитивных схем за счет информации от психолога, 3.изменение поведение клиента за счет подкрепления со стороны психолога, 4.идентификация с психологом – приобретение социальных навыков, 5.внушение, 6.отработка некорректного поведение при помощи эоциональной поддержки психолога.
Б) Верования психолога в то, что: 1. У клиента есть всё для решения своей проблемы, 2.клиент имеет систему ценностей (культурные и общечеловеческие смысла), ради которых он может изменяться, 3.клиент способен к изменениям, развитию, позитивному мышлению (иначе активность клиента будет подменена активностью психолога).
В большинстве психологических теорий принимают тезис о том, что целями психологической помощи являются содействие в осознании клиентом эффективности своего сегодняшнего существования и установка на позитивное отношение к себе и окружающему миру.
неэффективной будет работа всякого психотерапевта, который всегда следует некоторой неизменной и заранее подготовленной схеме,
1.Цели и задачи психологического консультирования.
Психологическое консультирование – практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимися в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов
Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Основные положения, что делает консультирование?
-помогает человеку выбирать способы поведения и действовать по своему усмотрению,
-помогает обучиться новому поведению,
-способствует развитию личности,
-акцентирует внимание клиента на его ответственности – т.е.. индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а
консультант создает условия для этого, поощряет волевое поведение
Также цель консультирования зависит от потребностей клиентов, которые обращаются за психологической помощью
Универсальные цели консультирования:
1) способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения
2) развивать навыки преодоления трудностей при сталкивании с новыми жизненными обстоятельствами,
3) обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, оценка свойств личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и пр.
4) развивать умение завязывать и поддерживать межличностные эмоциональные контакты.
5) облегчить реализацию и повешение потенциала личности. Стремление к максимальной свободе и развитию способностей клиента контролировать своё окружение и собственные реакции, вызванные этим окружением
Реализация целей консультанта зависит от ожиданий и потребностей клиента
Что решает консультирование? Какие задачи?
1) уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент,
2)информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени её серьезности (проблемное информирование)
3) изучение ПК личности клиента, его потенциальных способностей, возможностей (ресурсов), чтобы понять, сможет ли клиент самостоятельно справиться с проблемой,
4)четкое формулирование советов и рекомендаций по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему,
5) оказание текущей помощи в видео дополнительных практических советов,
6) обучение К. тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (психопрофилактика),
7) передача ПК. – К. элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом.
2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии.
Психотерапия представляет собой многообразие теорий и практик, которые нелегко сложить в единую картину: границы ПТ размыты, понимание роли и функций психотерапевта разнообразно.
Основные моменты:
1. Медицинский психотерапевт выступает в качестве «врача» и лечит «больных».
2. ПТ могут видеть суть совей деятельности в коррекции дефектов развития личности клиента (психоанализ, адлеровская индивидуальная психология)
3. ПТ могут стремиться формировать у клиентов желательные поведенческие навыки в поведенческой терапии
4. ПТ могут выступать в качестве практических философов-антропологов (экзистенциальная ПТ)
Исследование и анализ различных направлений в области ПК дают возможность выбора теории идей, которые в лучшей степени позволят психологу создать продуктивную схему работы с клиентов, а так изучить новые мировозрения, концепции, методы и техники оказания психологической помощи.
Консультирование | Психотерапия |
Ориентация на здоровую личность | Ориентация на психические нарушения и проблемы |
Ориентация на настоящее и будущее клиентов | Ориентация на прошлое клиента |
Краткосрочная помощь (до 15-ти встреч) | Долгосрочная помощь (может длиться годами) |
Ориентация на проблемы, возникшие в ходе взаимодействия личности и среды | Ориентация на психические травмы, полученные в ходе взаимодействия личности и среды |
Ценности консультанта не навязываются клиентам | При отсутствии ценностей у клиента он может их приобрести с помощью консультанта |
Направлено на изменение поведения и развитие личности клиента | Направлено на приобретение неразвитых установок и форм поведения |
3. Основные принципы психологического консультирования.
(Клиентцентрированная терапия Роджерса)
Основоположник КЦТ – психотерапевт К. Роджерс, определили три основных принципа направления:
А)каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая,
Б) Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя,
В) Каждая личность имеет право выбирать цели и ценности, принимать самостоятельные решения
Уточнения:
Б*Говорить об ответственности в случаях травматического опыта личности, или при отсутствии ресурсов (не сформированы, исчезли и пр.), очень нереалистично
В*Отказываться от целей и ценностей в результате психотравмы – одно, отказывать от этого в результате осознанного выбора - другое
4. Этика и ответственность консультанта.
Профессиональная этика – это совокупность определенных правил, которыми должен руководствоваться специалист при осуществлении своей деятельности
Источниками морально-этических норм для психолога-консультанта в общем плане выступают философия, религия, культура, идеология и политика, обычаи, традиции. Эти ценности, выработанные человечеством, являются основной для разработки морально-этических норм в соответствии с принципами диагностики:
1. научная обоснованность,
2. обеспечение суверенных прав личности консультируемых,
3. объективностью выводов,
4. эффективность предлагаемых рекомендаций,
5. конфиденциальность.
«Ширина» этических принципов формулируется авторами по разному,так, Красиво и Новгородцев относят к важнейшим этическим принципам:
1. Принцип специальной подготовки и аттестации
2. Принцип личной и профессиональной ответственности
3. Принцип безопасности
4. Принцип компетентности
5. Принцип сотрудничества
6. Принцип профессионализма
7. Принцип беспристрастности
8. Принцип конфиденциальности
К этическим принципам относят:
1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.
2. Компетентность. Консультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.