Файл: Наследственность и её влияние на здоровье человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Саморегуляция - целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих. Стиль жизни - поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пиши, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие, на личность.


Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием, так в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию поведения и деятельности.

Влияние наследственности на здоровье человека

Существует более 4000 заболеваний, вызываемых генетическими вариациями. Но обладание генетической мутацией, которая может вызвать заболевание, не означает, что у человека обязательно разовьется эта болезнь. Так как вы унаследовали ген от каждого из родителей, обладание одним геном болезни может и не причинить вам никакого вреда. Нормальный ген может дать вашему телу возможность изготавливать нормальный белок.

Вполне возможно, что многие люди обладают 5-10 вариациями генов (генами болезни). Проблемы возникают тогда, когда ген болезни является доминирующим или когда тот же самый рецессивный ген болезни присутствует на обеих хромосомах пары. Проблемы также возникают, когда несколько генетических вариаций взаимодействуют друг с другом или с окружающей средой. Это повышает восприимчивость к болезням.



Если человек является обладателем доминантного гена болезни, он, как правило, заболевает и каждый из его детей будет иметь 50% шанс унаследовать ген и получить заболевание. Болезни, вызванные доминантным геном, включают в себя ахондроплазию, синдром Марфана и болезнь Хантингтона.

Люди, которые имеют один рецессивный ген заболевания, называются носителями. У них, как правило, не развивается болезнь, потому что они имеют нормальный парный ген. Однако когда два носителя заводят совместного ребенка, он имеет 25% шанс получить ген болезни от обоих родителей и, соответственно, получить заболевание.

Муковисцидоз, серповидно-клеточная анемия и болезнь Тея-Сакса вызываются такими рецессивными генами болезни.

Некоторые рецессивные генетические вариации переносятся только на Х-хромосоме, а это значит, что болезнь может развиться только у наследника мужского пола, потому что он является обладателем всего одной Х-хромосомы. У женщин две Х-хромосомы, поэтому они должны наследовать две копии рецессивных генов, чтобы получить заболевание. Такие болезни включают в себя нарушение свертываемости крови, гемофилию и дальтонизм.

Иногда, когда яйцеклетка и сперматозоид объединяются, новая клетка может получить слишком много или слишком мало хромосом. Большинство детей, рожденных с синдромом Дауна, который связан с задержкой умственного развития, имеют дополнительную хромосому номер 21.

Люди, обеспокоенные тем, что они могут нести определенные вариации генов, могут пройти генетическое тестирование, чтобы узнать существует ли риск развития болезни у их детей. Беременные женщины могут также пройти тестирование, чтобы узнать, есть ли у плода генетические болезни или нет. Генетическое тестирование обычно включает в себя взятие образца крови, кожи или амниотической жидкости, и проверку его на наличие признаков генетических заболеваний или расстройств.

Вывод

Характер наследования признаков, таких как вес, рост, уровень артериального давления, устойчивость или предрасположенность к различным заболеваниям, определяется сложным взаимодействием генов, участвующих в их формировании. В то же время в значительной степени развитие указанных признаков зависит от влияния и воздействия окружающей среды. Проявление наследственности до возраста осознания самого себя протекает как бы автоматически, полностью под влиянием окружающей среды, которую обеспечивают родители. С момента осознания себя человек приобретает способность оказывать воздействие на ход собственного развития, умственную и двигательную деятельность. Наследственность человека невозможно рассматривать отдельно от целостности его физической сущности, поэтому использование
средств физкультуры в той или иной мере, несомненно, оказывает влияние на поддержание здоровья человека. Вопрос состоит лишь в том, как определить достаточность использования средств физической культуры, чтобы не нанести вреда. Вспомним основные средства физической культуры. Это гигиена, закаливающие процедуры и физические упражнения. Необходимо помнить, что гигиена -- не только залог здоровья и бодрости, а еще и необходимое условие предупреждения травм, получения от каждого тренировочного занятия максимальной пользы.

Если занятия физическими упражнениями построены разумно, нагрузки увеличиваются постепенно, интервалы отдыха обеспечивают нормальное и своевременное восстановление сил и энергии, то они не могут быть причиной возникновения болезней и травм. Только при неправильном режиме и методике тренировки, использовании чрезмерных нагрузок, тренировок в болезненном состоянии или других нарушениях режима могут возникнуть различные нарушения, сопровождающиеся снижением работоспособности, что отрицательно сказывается на здоровье человека.

Список используемой литературы

1. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. -- 448 с.

2. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика/Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. - Москва:Академия, 2006. - 528с. - (Высшее профессиональное образование)

3. Бой за будущее: физическая культура и спорт в профилактике наркомании среди молодёжи /П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.П. Моченов, Н.В. Паршикова. -Москва: Совет. спорт, 2003. - 184с. УДК 61 ББК 74.200.55 Кх-3

4. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта /Борис Романович Голощапов. - Москва: Academia, 2001. - 312с. - (Высшее образование) УДК

5. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической

6. культуре и спорте /Юрий Дмитриевич Железняк, Павел Карпович Петров. -Москва: Академия, 2005. - 272с.