Файл: Педагогическая практика тип практики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
ситуацию, в которой осуществляется диагностика уровня развития таких сфер как: эмоциональная, социальная, коммуникативная, познавательная и тд.
Тест. Тест- это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Для каждой возрастной группы определяются возрастные нормы выполнения каждого задания. Стоит отметить, что в данном ОУ используется анкетирование или опрос в работе с родителями. По результатам анкетирования организуются тематические встречи или он-лайн вебинары.
Метод беседы проводится с детьми средней группы, которые уже могут выражать свои мысли и владеют речью. Тема беседы чаще всего выбирается фантастической, для создания игровой ситуации. Беседа проводится индивидуально и в группе.
Метод рисунка позволяет педагогу-психологу определить уровень развития, интересы, страхи и проблемы ребенка. Однако, точных результатов этот метод дать не может из-за высокой степени субъективизма специалиста.
который производит диагностику.
4. Программа диагностики уровня общительности и взаимоотношений
дошкольников
Описание группы по результатам диагностики уровня общительности и
взаимоотношений
Для диагностики уровня общительности и взаимоотношений воспитанников подготовительной группы использовалась методика по И.М. Лисиной.Данная методика исследует три формы общения:
ситуативно-деловую,
внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста
(до 6 месяцев).
1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в

13
чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.
2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. С целью изучения этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту детей и имеют познавательный характер
(о зверях, машинах). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.

3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки,
старается быть равноправным и активным участником беседы.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
1 ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
2 ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;
3 ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.
Процедура обследования:
Диагностика форм общения проводилась следующим образом.
Студент-практикант приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками (1
ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем практикант организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить).
Каждая ситуация длится не более 15 минут.
В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора

14
ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.
Формы общения и их основные параметры таблица 1
Формы обще-н ия
Параметры форм общения
Время проявл ения
С кем и где общается ребенок
Вид потребн ости
Ведущий мотив общения
Средство общения
Продукты общения
1.
Сит уати вно- личн остн ая
(неп осре дств енно
-эмо цион альн ая)
2 мес.
(от 2
до 6
мес.)
Мать, родные,
которые обес-печиваю т вы-живание ре-бенка и удов-летворя ют его первичные потребности
Потребн ость в доброже латель-н ом вни-ман ии взрослог о
Личностный:
взрослый –
это ласковый доброжелател ьный человек
Экспресс ивно-ми- мические реакции:
улыбка,
взгляд,
мимика
Неспецифиче ская общая активность.
Подготовка к акту хватания
2.Си туат ивно
-дел овая
(пре дмет но-д ейст венн ая)
6 мес.
(от 6
мес. До
3 лет)
Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности
Потребн ость в доброже латель-н ом внимани
,
сотрудн ичестве
Деловой:
взрослый –
образец для подражания,
эксперт,
помощник
Предмет- но-дейст- венные операции
Развитие предметной деятельности.
Подготовка к овладению речью
3.
Внес итуа тивн о-по знав ател ьная
3 – 4
года (с
3 лет до 5
лет)
Совместная деятельность со взрослыми и
самостоя-тель ная деятельность ребенка
Потребн ость в доб-рож елательн ом внимани
,
сотруд-н ичеств,
уваже-н ии
Познаватель-н ый: взрослый
– источник познания.
Партнер по обсуждению причин и связей
Речевые операции
Развитие наглядно-обра зного мышления и воображения


15 4.
Внес итуа тивн о-ли чнос тная
5 – 6
лет (с 5
до 7
лет)
Общение разворачивает ся на фоне самостоятель ной деятельности ребенка
Потреб- ность в доброже
-латель- ном вни-ман ии,
сотрудн ичестве,
уважени.
Ведущая роль –
стремле- ние к взаимоп омощи и сопереж иванию
Личностный:
взрослый как целостная личность,
обладающая знаниями и умениями
Речь
Накопление морально-нра вственных ценностей.
Развитие логического мышления.
Готовность к обучению.
Система мотивов,
произвольнос ть поведения
Обработка результатов
Показатели действий детей оценивались в баллах. При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оценивались в баллах.
Особое внимание уделялось тематике и содержанию речевых высказываний.
Наибольшее количество баллов выставлялось за внеситуативные,
социально-значимые,
оценочные высказывания,
свидетельствующие о
способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.
Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со
взрослыми
ФИО ребенка
Возраст
№ п/п
Показатели поведения
Кол-во бал.
I
Порядок выбора ситуации:
игры-занятия чтение книги беседа на личностные темы
1 2
3
II
Основной объект внимания в первые минуты опыта:
игрушки книги взрослый
1 2
3
III
Характер активности по отношению к объекту внимания:
не смотрит беглый взгляд приближение прикосновение речевые высказывания
0 1
2 3
4
IV
Уровень комфортности во время эксперимента:

16
напряжен, скован озабочен смущен спокоен раскован весел
0 1
2 3
4 5
V
1.
2.
3.
4.
Анализ речевых высказываний детей:
По форме:
ситуативные внеситуативные
По теме:
несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.)
социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.)
По функции:
просьбы о помощи вопросы высказывания
По содержанию:
констатирующие высказывания высказывания о принадлежности оценка мнения
1 2
1 2
1 2
3 1
2 3
VI
Продолжительность деятельности:
минимальная - до 3 мин средняя - до 5 мин максимальная - до 10 мин и более
1 2
3
Во всех ситуациях подсчитывалось общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается норма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

п/п
Ф.И ребёнка
Порядок выбора ситуации
:
Основной объект внимания в первые:
Характер активности по отношению к объекту внимания:
Уров ень комф ортн ости во врем я
эксп ерим ента:
Анализ речевых высказыв аний детей:
Продо лжител ьность деятел ьности
:
Кол-во баллов.
1.
Федорчук Алина чтение,
игра,
общение книга речевые высказыван ия спок оен ситуатив ные,
вопросы,
оценка мнения
3 мин
16 2.
Самошина Катя игра общение игра игрушки прикоснове ния и речевые высказыван ия сму щен ситуатив ные,
несоциал ьные,
вопросы,
3 мин
16


17
констати рующие высказыв ания
3.
Бейратова Алла общение,
игра,
чтение взрослый речевые высказыван ия весе ла внеситуа тивные,
социальн ые,
высказыв ания,
констати рующие высказыв ания
3 мин
22 4.
Савчук Максим игра,
общение,
чтение игрушки прикоснове ния весе л
ситуатив ные,
несоциал ьные,
просьбы о
помощи,
оценка мнения
3 мин
15 5.
Ризоева Мадина игра,
чтение,
общение игрушки прикоснове ния спок оен ситуатив ные,
несоциал ьные,
просьбы о
помощи,
оценка мнения
3 мин
14 6.
Мартаева Вика чтение,
игра,
общение книга речевые высказыван ия спок оен ситуатив ные,
несоциал ьные,
вопросы,
оценка мнения
3 мин
17 7.
Костюшин
Денис игра,
общение,
чтение игрушки прикоснове ния сму щен ситуатив ные,
несоциал ьные,
вопросы,
оценка мнения
3 мин
16 8
Привалов Семен общение,
игра,
чтение взрослый приближен ие сму щен ситуатив ные,
социальн ые,
вопросы,
оценка мнения
3 мин
15

18
Сравнительный анализ по образовательным областям
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Количество набранных у детей баллов колеблется от 14 до 22.
На основании проведенного исследования для дальнейшей работы по развитию навыков общения у дошкольников необходимо:
1) Учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоциональное состояние
(задавать ребенку вопросы типа «что ты чувствуешь?», «что ты думаешь по этому поводу?», «как бы ты поступил в этой ситуации?», «тебе было приятно,
когда?»);
2) Учить детей последовательному изложению мыслей, правильному построению фраз. Для этого можно использовать следующие приемы:
- пересказ прочитанного, составление рассказа по картинкам, по своему рисунку, использовать задания типа «Закончи фразу», «Продолжи сказку»,
«Придумай начало истории», «Нарисуй и расскажи», «Сказка по кругу»,
3) Учить детей внимательно слушать друг друга, не перебивать, понимать смысл сказанного, прочитанного, использовать вопросы по тексту;
4)
Воспитывать у
детей такие качества,
как взаимовыручка,
взаимопомощь, эмпатия, сочувствие, понимание, самоуважение, самоконтроль,
целеустремленность, самостоятельность, чувство собственного достоинства,
умение занять себя;
5) Содействовать сплочению детского коллектива, не выделять
«любимчиков» и «нелюбимых» детей, давать детям общие поручения,
проведение различных коммуникативных игр, например, «Море волнуется раз…», «Съедобное-несъедобное», «Молекула», «Радуга»;
6) Учить детей направлять свою агрессию в позитивное русло (нарисовать рисунок и отразить все свои чувства и эмоции в нем; поделать какие-нибудь спортивные упражнения – поприседать, попрыгать; убрать разбросанные игрушки и т.д.);
7) Устраивать конкурсы и соревнования для детей (самая красивая прическа, самый оригинальный, самый умелый…);
8) Содействовать совместной деятельности детей в группе (общий рисунок, общая постройка, сказка по кругу), организовывать совместные игры


19
детей в
группе:
настольно-печатные,
подвижные,
сюжетно-ролевые,
режиссёрские, со строительным материалом, кукольный и другие виды театра;
9) Учить детей позитивному разрешению конфликтов, учить их видеть разные выходы из ситуации (например, объяснить, что выбрать водящего в игре можно считалкой, а не через слезы);
10) Организовывать совместные с родителями мероприятия, приобщать родителей к сотрудничеству с учреждением: целевые экскурсии, участие в конкурсах «Самая дружная семья», «Один за всех, и все за одного», совместное изготовление костюмов к праздникам и др., организовывать праздники в группе, например, «День рождения»;
11) Учитывать в работе индивидуальные особенности детей, вовлекать в разные игры пассивных, малоактивных детей (но не заставлять);
12) Уметь заметить и похвалить каждого ребенка в течение дня («ты сегодня аккуратнее всех покушал», «ты быстрее всех оделся на прогулку», «ты сегодня никому не мешал спать»). Главное, чтобы ваша положительная оценка была значимой для ребенка, чтобы ему хотелось повторить это снова, стать лучше.
5. Коррекционно-развивающая программа «Я спокоен»
1.Общая характеристика программы
1.1. Актуальность: Трудности формирования произвольной регуляции деятельности играют существенную роль в возникновении дезадаптивных форм поведения детей,
отклонений в
поведении,
проявляющихся в трудностях адекватного эмоционального реагирования и поведенческих проблемах,
невозможности реализовывать сложные,
целенаправленные виды деятельности, что значительно затрудняет оптимальное развитие личности ребенка, создает риск формирования дисгармонии личности,
нарушений взаимосвязей с окружающими, снижает мотивацию к деятельности,
и, как следствие, проявление способностей в деятельности.
За последние три года к педагогу-психологу ДОУ стали все чаще обращаться родители и педагоги с запросом относительно коррекции поведения

20
детей старшего дошкольного возраста. Дети демонстрируют социально неодобряемое поведение, не умеют адекватно реагировать даже на незначительные замечания со стороны взрослых, у них затруднена коммуникация с детьми.
1.2. Описание коррекционно-развивающего ресурса в ДОУ:
Педагог-психолог применяет комплексный подход, который позволяет создать и корригировать комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер с целью развития личности ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями, способствует эффективному решению задач, направленных на замену ригидных моделей поведения у детей на более продуктивные,
адекватные.
1.3. Назначение программы: С целью профилактики возможности проявления признаков неодобряемого или дезадаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста,
нами была разработана коррекционно-развивающая программа «Я спокоен»
1.4. Характеристика контингента: Данная программа направлена на старших дошкольников с целью формирования адекватной эмоциональной регуляции поведения как субъективного звена эмоциональной регуляции детей дошкольного возраста.
В дошкольном детстве формируются базовые свойства личности:
самооценка и образ «Я», эмоционально-потребностная сфера, нравственные ценности, а также социально-психологические особенности в системе отношений с
другими людьми,
усложняется эмоциональная жизнь дошкольника, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Среди причин,
вызывающих дезадаптивные эмоциональные поведенческие проявления дошкольников, педагоги выделяют следующие:
- высокая эмоциональная нагрузка на ребенка, вызванная жесткими семейными установками;
- особенности психики ребенка;
- невротические проявления у родителей;
- низкая познавательная мотивация и интерес.