Файл: Педагогическая практика тип практики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
Также содержание программы направлено на родителей с целью гармонизации детско-родительских отношений, на педагогов для создания психологических условий для улучшения взаимодействия педагогов с детьми.
1.5. Требования к материально-техническому оснащению
программы:

просторная и светлая комната для проведения занятий

мягкая мебель и
материалы для организации пространственно-временной среды (планер, расписание)

разнообразные ткани, игрушки с различным наполнением,
подушечки и мешочки с различным наполнением (песок, вата, крупа)

мячи разных размеров и гимнастический инвентарь

различные материалы для творчества (уголь, пастель,цветные карандаши, фломастеры и т.д.)

костюмы для организации сюжетно-ролевых игр (продавец,
повар, пожарный и т.д.)

игрушки для участия в кукольном театре (герои сказок)
1.6. Требования к специалистам: Реализацию данной программы могут осуществлять педагоги-психологи, владеющие знаниями средового подхода в работе с детьми с трудностями эмоциональной регуляции поведения и имеющими представление о методах и приемах детской психодрамы, структуры психодраматического действия.
1.7. Требования к научно-методическому оснащению программы:
Учебно-методический комплекс программы включает учебную,
учебно-методическую, методическую, научную литературу, в том числе публикации преподавателей по тематике программы
2. Методологические и теоретические основы программы
Содержание данной программы опирается на:

концепцию 4-х уровней эмоциональной регуляции,
разработанную В.В. Лебединским, О.С.Никольской. В ней описывается структура и дается анализ специфики системы эмоциональной регуляции;

методическую разработку Д.В. Ермолаева, в которой

22
описываются принципы организации коррекционно-развивающей среды для детей, испытывающих трудности с эмоциональной регуляцией, в условиях
ДОУ;

научные исследования А.Я. Варга, А. Черникова,
посвященные изучению роли и оказываемого влияния детско-родительских отношений на психоэмоциональное развитие ребенка.
Анализ вышеперечисленных работ и организация наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, позволили выделить 2 группы детей,
нуждающихся с специально организованной коррекционно-развивающей работе:
1.
Дети, имеющие низкий уровень эмоциональной регуляции, что обусловлено недостаточным развитием психоэмоциональной сферы дошкольника;
2.
Дети, имеющие низкий уровень эмоциональной регуляции, что вызвано тяжелой социальной ситуацией в коллективе,
проблемами в детско-родительских отношениях.
3.
Цели программы, содержание занятий, формы работы
3.1. Цели программы: Цели работы с дошкольниками: формирование адекватной,
здоровой психоэмоциональной регуляции как важнейшей составляющей гармоничного личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
Коррекционные: 1) работать над формированием у детей, имеющих трудности с
эмоциональной регуляцией,
умения анализировать и
контролировать свои негативные эмоциональные проявления; 2) формировать у детей,
имеющих трудности с
эмоциональной регуляцией,
умение самостоятельного договариваться в конфликтных и спорных ситуациях; 3)
формировать у детей, имеющих трудности с эмоциональной регуляцией,
умение принимать помощь со стороны родителей или педагога в стрессовой и эмоционально тяжелой ситуации.


23
Профилактические:
1)
работать над профилактикой снижения напряженности в детском коллективе; 2) работать над профилактикой конфликтов в детских и детско-родительских взаимоотношениях; 3)работать над профилактикой предотвращения дезадаптивного поведения дошкольников,
находящихся в сложной ситуации социальной напряженности.
Развивающие: 1) развивать навыки сотрудничества и взаимодействия дошкольников в ходе занятия совместной творческой деятельностью; 2)
развивать умение анализировать возникающие эмоциональные реакции и находить им позитивное применение; 3) развивать умение определять эмоциональное состояние другого человека и адекватно его воспринимать.
Цели работы с
родителями:
гармонизация детско-родительских отношений,
создание доверительных взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
Коррекционные: 1) вести коррекционную работу по просвещению родителей дошкольников, испытывающих трудности с эмоциональной регуляцией; 2) организовывать активное сотрудничество и обмен мнениями родителей дошкольников, испытывающих трудности с эмоциональной регуляцией; 3) корректировать детско-родительские отношения и стиль семейного воспитания, с целью нормализации эмоционального состояния ребенка.
Профилактические:
1)
вести профилактическую работу по предотвращению эмоционального насилия в семье дошкольника; 2) проводить психолого-педагогическое исследование и анализ микроклимата в семье, с целью разработки траектории личностного развития ребенка; 3) профилактика семейных конфликтов, негативно влияющих на психоэмоциональное состояние дошкольника.
Развивающие:
1)
развивать навыки осознанного родительства,
благоприятно влияющего на психоэмоциональное состояние дошкольника; 2)
работать над развитием навыков урегулирования спорных и проблемных ситуаций в общении с ребенком, испытывающим трудности с эмоциональной регуляцией; 3) работать над развитием заинтересованности родителей в

24
изучении литературы, подборе и апробировании методов эффективного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, испытывающим трудности с эмоциональной регуляцией.
Цели работы с
педагогами
ДОУ:
создание благоприятной коррекционно-развивающей среды для повышения качества эффективности общения и взаимодействия педагогов с воспитанниками.
Задачи:
Коррекционные:
1)
корректировать педагогические установки и принципы организации учебно-воспитательной работы в соответствии с потребностями детей, испытывающих трудности с эмоциональной регуляцией;
2) вести коррекционную работу по снижению уровня предвзятости и негативного отношения педагогов к ребенку, испытывающему трудности с эмоциональной регуляцией; 3) вести непрерывную коррекционную работу по изменению системы работы педагогов с детьми, имеющими трудности с эмоциональной регуляцией и
их родителями,
нуждающимися в
психолого-педагогической помощи.
Профилактические: 1) работать над профилактикой возникновения дезадаптивного поведения дошкольников; 2) проводить профилактическую работу в области предотвращения опасных для ребенка или окружающих эмоциональных проявлений; 3) вести профилактическую работу в ДОУ по предотвращению конфликтов в плоскости «ребенок-педагог».
Развивающие: 1) работать над расширением представлений у педагогов о причинах возникновения у дошкольников проблем с эмоциональной регуляцией; 2) развивать творческий потенциал педагогов, работающих с детьми, имеющими трудности с психоэмоциональным развитием, с целью поиска наиболее эффективных методов и приемов взаимодействия с таким ребенком; 3) развивать эмпатийное отношение педагогов к дошкольникам,
испытывающим трудности с эмоциональной регуляцией.
1   2   3

3.2. Формы работы: с детьми: Разогрев, драматизация, шеринг. С
родителями: тематические встречи по запросу родителей, творческая деятельность с элементами психодрамы, обсуждение видеофрагментов с деятельностью детей, игры-драматизации, игры совместно с дошкольниками.

25
4. План и содержание занятий
Тема занятия
Цель и задачи
Описание занятия
Время
Оборудование
1.Знакомство
Цель:
знакомство детей со специалистом
Задачи:
-знакомство с формами проведения занятий;
развитие навыков сотрудничества и
взаимодействия;
работа по коррекции эмоциональных трудностей в процессе общения и взаимодействия.
1.Приветствие детей
(Знакомимся с Зайчонком
Степой; «Здороваемся с помощью тела»)
2.Знакомство с Волшебной книгой эмоций( рассматривание иллюстраций)
3.Драматизация («Путешествие со Степой»)
4.Шеринг (Обмен «лучиками добра» в кругу).
35 мин
Иллюстрация или игрушка
Зайчонка Степы;
Волшебная книга с иллюстрациями и историями возникновения эмоций; бубен для контроля времени.
2.Чудесный мир вокруг меня и я чудесен
Цель:
расширение представлений об эмоциональных состояниях человека
Задачи:
-формирование представлений об адаптивных формах выражения данных эмоциональных состояний;
- развивать умение сообщить о данных эмоциональных состояниях
- воспитывать адекватное
1. Приветствие (Зайчонок Степа:
мое настроение, со мной произошла интересная история…, я об этом думаю…,
сегодня я хочу..)
«Примагничиваемся друг к другу».
2. Разогрев («Волшебный мешочек» (превращения в садовые инструменты»)
3. Драматизация («Сад чудес»)
4. Шеринг («Нежные слова и обнимашки»).
30 мин
Иллюстрация или игрушка
Зайчонка Степы;
Волшебный мешочек с названиями инструментов;
иллюстрация чудо-леса на слайде презентации.

26
отношение к проявлениям различных эмоциональных состояний.
3.Я и мир
Цель:
формирование умения принимать эмоциональные проявления другого человека.
Задачи:
-развивать эмпатийное отношение к сверстникам;
-способствовать развитию творческих способностей дошкольников;
-корректировать негативные эмоциональные реакции через игровую деятельность.
1.Приветствие (Зайчонок Степа:
мое настроение, со мной произошла интересная история…, я об этом думаю…,
сегодня я хочу…)
2.Разогрев (Рассматривание картинок с различными эмоциональными состояниями.
Этюды («Котики», «Собачки»,
«Мышата», «Медвежата»,
«Лягушки», «Зайчики»,
«Волчата», «Лисички»).Игра:
«Хищники».
3.Драматизация(«Теремок”)
4. Шеринг («Волшебный подарок»).
30 мин
Иллюстрация или игрушка
Зайчонка Степы;
Иллюстрации с эмоциональными состояниями анимированных животных;
Костюмы животных
(медведь, лиса,
волк).
Дом из картона для инсценировки сказки
«Теремок»,
костюмы или маски персонажей;
Мешочек.
4.Я в этом мире
(с родителем)
Цель:
расширение позитивного опыта взаимодействия в семье.
Задачи:
-развитие у ребенка представления о себе как о ценности;
-развитие у родителя умения помогать ребенку проживать его чувства,
поддерживать его.
1.Приветствие ( Зайчонок Степа:
мое настроение, со мной произошла интересная история…, я об этом думаю…,
сегодня я хочу..)
2.Разогрев (Подготовка к народному обряду «Годовины»)
3.Драматизация
(Инсценирование народного обряда «Годовины»)
4.Шеринг («Мои ценности»)
30 мин
Иллюстрация или игрушка
Зайчонка Степы;
Презентация об истории народных обрядов и ритуалов;
народные костюмы;
народные игрушки;
предметы домашнего обихода славян или их изображения.
5.Я в этом мире
(заключительное занятие с
Цель:
завершить отношения в
Встреча с подведением итогов:
актуализация опыта занятий.
35-40
мин
Презентация с фотоотчетами с занятий.


27
родителями)
формате групповых занятий.

28
5.Организация, формы и методы работы
1. Приветственный круг. Цель: создание настроя друг на друга,
актуализация переживаний, впечатлений, сплочение группы.
2. Разогрев. Цель: создание настроя на предстоящую работу.
3. Ролевой выбор. Обустройство места. Игровое действие (обыгрывание сюжета игры, поиск более эффективного способа завершить игру, разбор декораций).
Цель:
актуализация эмоциональных состояний,
создание безопасного пространства для самовыражения и проигрывание различных способов поведения в
ситуациях,
вызывающих актуализированные эмоциональные состояния.
4. Шеринг. Цель: обсуждение нового игрового опыта переживания актуальных эмоциональных состояний и форм их проявления в связи с реальным жизненным опытом ребенка. Подготовка ребенка к привычной для него социальной среде.
Занятия с родителями в рамках родительского клуба проводятся в свободной форме, что способствует формированию собственной активной позиции у родителей и создает условия для проявления самовыражения и спонтанности.
В формате родительского клуба специалист создает и поддерживает такие формы взаимодействия,
которые способствует развитию близких,
доверительных и поддерживающих отношений у родителей со специалистом,
между собой, а затем и с детьми. Все это достигается посредством использования специалистом специальных техник: активное слушание,
дублирование, техники «Я-послания», предоставление выбора, установление и удерживание адекватных психологических границ между участниками группы и их регулирование.
Тема каждого занятия актуализируется исходя из потребностей родителей, но фокусируется и направляется специалистом. Работа с родителями реализуется в таких формах, как:
Обсуждение видео фрагментов занятий с детьми в детской группе;
Творческая деятельность с использованием психодраматических техник
(например, рисунок моего ребенка через 20 лет и проигрывание встречи с ним и

29
т.д.); Тематические встречи по запросу родителей (обычно касающиеся эмоций,
чувств ребенка, наказаний и поощрений, установлений границ в воспитании ребенка и т.д.);
Игры-драматизации,
касающихся детско-родительских отношений,
совместного с родителями поиска оптимальных способов взаимодействия с детьми (чаще всего это касается способов установления эмоционально близкий,
поддерживающих и доверительных отношений между родителями и детьми,
ответственности родителей и детей, самостоятельности детей и т.д.);
Совместные с детьми занятия (являются обязательными) для развития определенных навыков взаимодействия с детьми: поддержки, заботы, помощи в проживании эмоциональных состояний ребенка, осознавания индивидуальных особенностей детей и выработки эффективных способов взаимодействия с детьми и др.
Продолжительность цикла занятий в рамках родительского клуба: 20
групповых встреч по
1
академическому часу,
2 раза в неделю.
Продолжительность академического часа – 50 минут. Форма проведения –
групповые занятия.
При желании педагогов организуется работа с педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации, которая реализуется в таких формах, как:

Анализ трудностей взаимодействия педагогов с детьми,
имеющими поведенческие нарушения;

Консультирование с учетом интересов администрации ДОО,
педагогов;
Семинары-практикумы («Почему ребенок агрессивно себя ведет», «Эмоциональная регуляция детей дошкольного возраста» и т.д.);

Совместные с детьми занятия с использованием элементов психодрамы,
способствующие формированию умений понимать эмоциональные трудности детей и развивать конструктивные формы их выражения.
6.Основные этапы работы по программе:
1.
Подготовительный этап


30
Данный этап необходим для 18 создания безопасного игрового пространства, установления доверительных отношений со специалистом и другими участниками занятия. На данном этапе дети осваивают структуру,
правила занятия, формы работы на занятии, и знакомятся с основными понятиями психодраматической игры («сцена», «роль», «дублирование»).
Содержательно данный этап наполнен простыми ролевыми,
сюжетно-ролевыми играми и направлен на осознание себя в различных эмоциональных состояниях и связанных с ними телесных ощущениях, а также на простые формы взаимодействия с другими участниками игры для знакомства друг с другом и установления отношений взаимодействия: «Меня зовут…»,
«Здороваемся телом»; знакомство с книгой эмоций и ее иллюстрациями
«Цирк», «Морское царство», «Комплимент».
2.
Основной этап
Направлен на актуализацию трудностей взаимоотношений в семье, со сверстниками в детском саду и взрослыми в пространстве сказочных историй и прорабатывает эмоциональные переживания специалиста и
детей.
Пространственно-временная структура занятия перестает играть решающее значение,
а эмоциональные отношения разворачиваются в процессе разыгрывания сказочных историй. Отношения между персонажами специалист выстраивает в
соответствии с
выявленными эмоциональными и
поведенческими трудностями каждого ребенка. Специалист поддерживает ребенка (в качестве дубля, персонажа-друга и т.д.) и дает ему возможность проявить безопасным способом эмоциональные переживания в трудной для него ситуации (например, страх перед вербальной агрессией, выражением собственной злости) из роли в сказочных историях (например, колобок не убегает от угрожающего ему волка, а нападает на него).
Содержательно на данном этапе включены следующие виды работ:«Котики»,
«Собачки»,
«Мышата»,
«Медвежатки»,
«Лягушки»,
«Зайчики», «Волчата», «Лисички»), игры «Хищники», «Толкалки», «Пчелки и медведь», драматизация («Годовины», «Путешествие с Зайчонком Степой»,
«Теремок»; «Миллионы лет до нашей эры»; «Волшебный подарок»)
3.
Этап ассимиляции

31
На данном этапе, как и на предыдущем, усложняются только эмоциональные отношения и смысловая часть занятий: проигрываются сцены из жизни детей, когда ситуации актуализируются и выбираются для проигрывания самими детьми в соответствии с их эмоциональными и поведенческими трудностями. Этот этап помогает детям понять и назвать словами актуальные эмоциональные состояния и их причины, получить новый позитивный опыт отношений (принятия, доверия) и по-другому, более эффективно, выстраивать отношения в среде сверстников и семьи, освоить другие формы адаптации к повседневным сложным для ребенка жизненным ситуациям (например, включиться в игру сверстников, мама отказала ребенку в просмотре мультфильмов, страх опоздать, критика взрослого и т.д.). Развитие и тренировка слабых функций проводится в психодраматической игре, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует детей прилагать усилия по самоконтролю
Вывод:
по завершению программы выявляется устойчивая положительная самооценка уровня родительских знаний и умений. Для родителей очень важной оказалась психологическая поддержка специалиста и участников клуба,
возможность поделиться своими проблемами,
эмоциональными переживаниями. По словам родителей знания, полученные в процессе занятий, помогли им «увидеть своего ребенка, а не того, которого они придумали себе», «разглядеть уникальность ребенка», «понять его потребности,
желания», «принять ребенка», «не впадать в детскую беспомощность, а оставаться взрослым, любящим родителем», «в ситуациях трудного поведения стали более мудро вести себя с ребенком и это помогает более спокойному урегулированию конфликтов», «дети стали какими-то взрослыми: говорят, что им не нравится, а не кричат, как раньше», «появились 29 друзья», «ребенок перестал бояться выступать на утренниках в детском саду» и т.д.
Вывод:
по завершению программы выявляется положительная самооценка уровня педагогических знаний и умений. Педагоги отметили, что приобретенные умения в работе с детьми с трудностями эмоциональной регуляции поведения, оказалась полезными и помогают в практической деятельности: «понимание причин эмоциональных срывов у детей», «стали не