Файл: Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В течение двух недель после подписания приказа об утверждении, закреплении тем ВКР за студентами и назначении научных руководителей и научных консультантов (при необходимости) каждому студенту выдается письменное задание на выполнение ВКР. Задание выдается (в обязательном порядке до начала преддипломной практики) научным руководителем на бланке установленного образца5 (см. приложение).
На основании полученного задания на выполнение ВКР студентом совместно с научным руководителем в течение первой недели составляется план ВКР.
В процессе подготовки ВКР студент периодически в соответствии с графиком в задании отчитывается перед научным руководителем. Студент, своевременно не выполняющий график, (по заявлению научного руководителя) заслушивается на заседании ПЦК, курирующей данную тему. Выписка из протокола заседания ПЦК по результатам заслушивания и оценки выполненной студентом работы направляется в учебный отдел.
Сроки выполнения ВКР определяются в соответствии с графиком учебного процесса на учебный год.
Предварительная защита ВКР проводится по плану ПЦК, отвечающей за выпуск по специализациям не позднее, чем пять дней до защиты ВКР на заседании аттестационной комиссии. По результатам предзащиты ВКР дорабатывается (при необходимости).
В том случае, если ВКР к защите не допускается, ПЦК представляет в учебный отдел выписку из протокола заседания кафедры с указанием причин.
Время, отводимое на рецензирование, не должно превышать 3 дней. Рецензии, подготовленные специалистами из внешних организаций, заверяются печатью организаций.
ВКР рецензенту представляет студент. Выбор рецензента производится с учетом рекомендаций научного руководителя.
Решение о направлении ВКР на повторное рецензирование (в случае необходимости) принимается заведующим выпускающей кафедрой и согласовывается с учебным отделом.
Расписание государственной аттестационной комиссии (проведение обзорных лекций и консультаций и защита ВКР) составляется учебным отделом и утверждается начальником колледжа не позднее, чем за 15 дней до начала государственной итоговой аттестации.
1.1.2. Основные этапы подготовки выпускных квалификационных работ
ВКР выполняются на основе изучения и анализа материалов учебной и научной литературы (учебников, учебных пособий, монографий, периодических изданий, в том числе и на иностранных языках, нормативной литературы и т.д.), документальных материалов по избранной теме, а также фактов и статистических материалов, полученных из личного опыта работы, проведенных экспериментов, наблюдений и т.п.
Первым этапом подготовки ВКР является выбор ее темы. При выборе темы необходимо учитывать:
– актуальность;
– личный опыт практической деятельности (особенно для студентов заочной формы обучения), интерес к той или иной проблеме, необходимость расширения диапазона своих знаний с учетом будущей профессиональной деятельности;
– возможность подбора необходимого фактического материала, наличие статистических данных;
– возможность последующего более глубокого исследования проблемы, например, при подготовке кандидатской диссертации.
После выбора темы и уяснения (с помощью научного руководителя) целевой установки ВКР определяются объект, предмет и границы исследования.
На втором этапе производится сбор, накопление и изучение научной и учебной литературы, нормативных документов, материалов, опубликованных в периодической печати, и т.п. Главной целью этого этапа является научно-информационная деятельность студента, то есть составление библиографии, целенаправленный подбор соответствующего материала и его глубокое изучение. Для этого необходимо владеть знаниями современной библиографии и иметь навыки:
– работы с указателями, каталогами, обзорами и т.д.;
– использования справочных систем типа «Гарант», «Консультант Плюс» и др.;
– поиска информации в сети Интернет;
– работы с научной и учебной литературой.
Поиск необходимой информации целесообразно вести по нескольким направлениям путем ознакомления:
– с нормативно-правовыми документами;
– со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками, словарями и т.п.);
– с монографиями по теме ВКР, реферативными и периодическими научными изданиями, учебниками и т.д.;
– с каталогами-указателями источников, имеющихся в библиотеке колледжа и других библиотеках.
Для сбора фактического материала необходимо максимально эффективно использовать все виды проводимых практик. Во время преддипломной практики следует активно вести подбор статистических данных, характеризующих современное состояние рассматриваемой (исследуемой) в ВКР проблемы.
При изучении источников информации используются разные формы записи, а иногда одновременно две-три.
Цитирование используется, когда необходимо точно воспроизвести определение какого-то понятия, процесса или явления, подкрепить или обосновать собственное утверждение, а также выразить критическое замечание в адрес автора.
Тезисыдают возможность лаконично изложить главные положения публикации в той последовательности, в которой они представлены в подлиннике. Требования лаконичности и точности изложения авторской мысли делают эту форму записи довольно сложной.
Конспектпредставляет собой изложение публикации с описанием фактического материала, с его аргументацией, доказательствами, с анализом, обобщениями, выводами и подразделением текста на пункты и подпункты под их названиями. Такой конспект включает в себя цитаты и тезисы, а также может иметь таблицы, графики и рисунки.
После изучения научной и учебной литературы, других источников информации необходимо обобщить и систематизировать собранный фактический материал, дать ему объективную оценку и интерпретацию, сформулировать рабочую гипотезу по теме исследования.
Гипотеза – это система предположений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении.
Формулируя гипотезу, студент должен выявить противоречия в исследуемой проблеме и определить основное направление исследования.
Правильно сформулированная гипотеза, как правило, предположительно указывает пути решения проблемы, определяет методы исследования, характер и объем необходимого и достаточного фактического материала и устанавливает определенный аспект в разработке проблемы. Гипотеза, направляя ход исследования, может уточняться (совершенствоваться) в процессе его проведения. Она проверяется в ходе выполнения моделирования и проведения эксперимента, сопоставляется с имеющимся практическим опытом, статистическими материалами и данными науки и либо подтверждается как верная, либо опровергается как несостоятельная.
Приступая к изложению материалов исследования, студенту необходимо помнить, что ВКР должна иметь четкую структуру, которая включает в себя титульный лист, задание на выполнение ВКР, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения. Объем ВКР должен составлять 60–70 страниц (без учета иллюстраций и приложений).
Во введенииВКР (1–3 страницы) излагается решаемая проблема и обосновывается актуальность темы, раскрываются ее научная и практическая значимость для исследуемого вопроса, наличие законодательной базы, степень научной разработки и освещения в литературе, дается краткий перечень предшествующих работ, излагаются цели, задачи и замысел исследования, формулируются объект и предмет исследования, приводится перечень организаций и предприятий, на базе которых было проведено исследование.
В основной части, состоящей из двух-трех глав, излагаются главные аспекты содержания ВКР. В первой главе, как правило, приводится обзор отечественной и зарубежной литературы по разрабатываемой проблеме, раскрываются основные понятия и сущность изучаемого вопроса, дается характеристика исследуемого объекта и проводится анализ реального состояния проблемы на конкретных примерах, обосновываются цели и задачи ВКР, предлагаются современные подходы и пути решения исследуемой проблемы. Объем первой главы не должен быть более 30% всей работы.
Вторая и последующие главы содержат описание и результаты самостоятельного теоретического и экспериментального исследования. В них приводятся исходные данные, последовательность проводимых расчетов, в том числе с использованием ПК, излагаются результаты решения всей поставленной задачи. Широко представляется табличный и графический материал, характеризующий соответствие теоретических и экспериментальных данных результатам практики. Объем этой части, как правило, составляет около 60% от общего объема работы.
Если в работе расчеты и моделирование выполнялись с использованием ПК, то в тексте приводятся их основные результаты и анализ, а в приложения включаются формульные зависимости, блок-схема алгоритмов, идентификаторы и распечатка программы ПК.
Необходимо, чтобы все главы и параграфы были соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. В конце каждой главы целесообразно сделать краткие выводы из предшествующего изложения.
Заключение(1–3 страницы) представляет собой изложение основных результатов работы в виде выводов и рекомендаций. В нем автор подводит итоги исследования в соответствии с выдвинутыми во введении целями и задачами работы, делает теоретические обобщения, выводы и дает практические рекомендации по использованию полученных результатов в производственной деятельности перевозок внутренним водным транспортом, морским транспортом. Прикладное значение ВКР может подтверждаться справкой о внедрении результатов исследований, проведенных студентом. Данная справка является одним из приложений к ВКР.
Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.
Процесс написания ВКР может быть различным. В одном случае подготавливается черновой вариант всей работы, а затем редактируется каждая ее глава, в другом – ВКР может готовиться последовательно по главам: после того, как одна глава полностью отработана и отредактирована, переходят к следующей.
Положительной стороной первого варианта является возможность оперативного внесения необходимых изменений в структуру отдельных частей и содержание ВКР в целом до ее тщательного редактирования, без дополнительных затрат на исправление материала, который впоследствии может оказаться ненужным.
При подготовке ВКР рекомендуется использовать различные методы моделирования, постановку и проведение экспериментов, широкое применение средств вычислительной техники. Необходимо, чтобы работа носила творческий, исследовательский характер, в обязательном порядке содержала ссылки на использованные источники информации. Освещение опыта практической деятельности в области перевозок на внутренних водных путях должно быть выполнено в органичном единстве с анализом общественно-политических и социально-экономических процессов российского общества.
Все содержание ВКР должны быть связано единой логикой и продуманной последовательностью изложения рассматриваемой проблемы. Материал работы не следует излишне перегружать иностранными словами и сложно построенными предложениями, в то же время нужно избегать чрезмерно кратких, слабо связанных между собой фраз, допускающих двойное толкование, и т.п. Необходимо добиться лаконичности и четкости формулировок, точности определений, литературной формы изложения. В то же время работа не должна носить характер справки или доклада.
Не рекомендуется вести изложение материала работы от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (выпускной квалификационной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы структурных подразделений судоходной компании свидетельствует о том, что», «на основе выполненного анализа можно утверждать ...», «проведенные исследования подтвердили ... » и т.п.
Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «показаны», «изображены», «построены». Например: «Динамика оснащения подразделений судоходных компаний современными вычислительными средствами (ПК) приведена ...»