Файл: Курганский государственный университет (кгу) Кафедра физической культуры и спорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Курганский государственный университет (КГУ)



Кафедра физической культуры и спорта



Тема (Вариант): 10



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



Дисциплина: Возрастная физиология


Выполнил студент: Адилов Карим Каринбайевич

Группа: ПФЗ-43118

Направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура»

Проверил(а): Архипова О.А.

2022

Содержание

Введение

1. Понятие о здоровье.

2. Понятия «общая заболеваемость», «индивидуальное здоровье».

3. Группы здоровья.

4. Критерии оценки здоровья детей и подростков (по С.М. Громбаху).

5. Структура заболеваемости детей и подростков на 2019 г. (ранговое

распределение заболеваний по обращаемости).

Заключение

Список литературы

Введение

 

Целью данной контрольной работы является изучения состояния здоровья детей и подростков.

Для достижения поставленной цели мной были выявлены следующие задачи:

- изучение понятий здоровье, общая заболеваемость, индивидуальное здоровье;

- рассмотрение групп здоровья;

- рассмотрение критерий оценки здоровья детей и подростков (по С. М. Громбаху);

- определение структуры заболеваемости детей и подростков на 2019 г.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о здоровье

 

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

К наукам, изучающим здоровье, относятся:

- диетология;

- фармакология;

- биология;

- эпидемиология;

- психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология);

- психофизиология;

- психиатрия;

- педиатрия;

- медицинская социология и медицинская антропология;

-  психогигиена;

- дефектология и другие.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза.


Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой стороны - обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы  клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обусловливается потребностями биологического и социального характера и возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

4. Сексуальное здоровье - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. Основу сексуального здоровья составляют: способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики; свобода от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения; отсутствие органических расстройств, заболеваний и нарушений, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

5. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Этот компонент в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием.

 

 

 

2. Понятия «общая заболеваемость», «индивидуальное здоровье»

 

Общая заболеваемость - это совокупность первичных в данном году случаев обращений населения за медицинской помощью по поводу заболеваний, выявленных как в данном году, так и в предыдущие годы. Показатель общей заболеваемости по обращаемости рассчитывается по следующей формуле.



 



Таблица 10.2.1 – Формула заболевания

 

Уровень общей заболеваемости взрослого населения Российской Федерации составляет в среднем 1300 - 1400. Показатель общей заболеваемости детского населения также значительно превышает уровень заболеваемости взрослого населения и находится в пределах 2300 - 2400. Последнее десятилетие сохраняется тенденция роста первичной и общей заболеваемости, как взрослого, так и детского населения.

Индивидуальное здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется механизмами самоорганизации его систем (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным обеспечением процессов самоорганизации, а также является основой проявления биологических (выживаемость - сохранение особи, репродукция – продолжение рода) и социальных функций.

 

 

 

 

3. Группы здоровья

 

Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учетом здоровья ребенка, при наличии всех обследований.

Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.

Рассмотрим коротко каждую группу:

I - К первой группе относят практически здоровых детей. У них не обнаружено никаких физических и психических отклонений. Дети из этой группы болеют очень редко, отличаются отличным состоянием здоровья. К большому сожалению, первую группу выставляют очень редко.

II - Сюда относят детей с незначительными отклонениями в здоровье, небольшими функциональными или морфологическими отклонениями. У таких детей не имеется хронических заболеваний, однако, сопротивляемость организма несколько снижена. Частота острых заболеваний у детей из этой группы не должна превышать четырех раз за год.


Данная группа имеет две подгруппы:

• К подгруппе А относят вполне здоровых детей. Однако их наследственность либо отягощена, либо у мамы наблюдались осложнения во время беременности, родов.

• К подгруппе Б относятся дети с функциональными отклонениями, либо существует риск развития некоторых хронических заболеваний.

III - Сюда относят ребят, имеющих скрытые, не проявляющие себя хронические заболевания, либо врожденные патологии. Например, эту группу здоровья ставят при наличии хронического гастрита, хронического бронхита, анемии, аденоидов и т.д.

IV - Выставляют детям с низкой сопротивляемостью организма, с хроническими заболеваниями на стадии субкомпенсации. К этой группе относят ребят, имеющих врожденные патологии, хронические заболевания, сопровождающиеся частыми обострениями, ухудшающими общее состояние. С учетом диагноза детям III и IV групп могут быть рекомендованы сниженные нагрузки, а иногда и домашнее обучение.

V - Сюда входят дети с серьезной инвалидностью, тяжелыми пороками развития, а также страдающие онкологическими заболеваниями. Обычно такие ребята имеют определенную группу инвалидности, не посещают детские образовательные учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Критерии оценки здоровья детей и подростков (по С. М. Громбаху)

 

Комплексная оценка состояния здоровья школьников достигается использованием четырех критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С. М. Громбаху).

- Первый критерий - наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний. Определяется при врачебном осмотре с участием специалистов.

- Второй критерий - уровень функционального состояния основных систем организма. Выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

- Третий критерий - степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям. Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год.

- Четвертый критерий - уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Для детей и подростков этот критерий имеет особенно большое значение, так как организм их находится в процессе непрерывного роста и развития.


 

 

 

 

 

 

 

 

5. Структура заболеваемости детей и  подростков на 2019 г. (ранговое распределение заболеваний по обращаемости)

 

Заболеваемость детей в больших городах у детей от 0-14 лет.

Анализ показателей заболеваемости проведен в пяти больших городах – Иваново, Калуге, Казани, Екатеринбурге, Красноярске с численностью населения от 500 тыс. до 1300 тыс. человек.

Суммарные показатели первичной, общей, накопленной и исчерпанной заболеваемости в вышеуказанных городах (таблица 10.5.1). Следует подчеркнуть, что рассматриваемые виды заболеваемости претерпели эволюционные изменения суммарно и в большинстве классов. Если увеличение уровня накопленной заболеваемости (3912,0%) по отношению к общей (3770,6%) в среднем составило всего лишь 3,7 %, то исчерпанной (5541,3%) к накопленной – увеличивается на 41,6%. Еще выше степень такого изменения происходит между исчерпанной и общей заболеваемостью (47,0 %), фиксируемой в отчетной форме № 12.

Наивысшая кратность различия (1,8–2,4 раза) между исчерпанной и общей заболеваемостью отмечена среди болезней крови, эндокринной системы, отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, и болезнях мочеполовой системы. Примерно такие же соотношения, но на менее высоком уровне, отмечены между исчерпанной и накопленной заболеваемостью. Минимальные различия (1,1–1,2 раза) фигурируют между накопленной и общей заболеваемостью.

Отсутствие статистически достоверных различий между исчерпанной и накопленной заболеваемостью отмечено в пяти классах болезней (инфекционных, эндокринной системы, болезнях органов дыхания и мочеполовой системы, отравлениях и травмах). Практическое отсутствие кратности различий (1,1–1,2 раза) констатируется в 10 из 19 классов.

 





 

Таблица 1. Показатели заболеваемости детей 0-14 лет в больших городах (на 1000 соответствующего возраста)

 

Полученные результаты позволяют утверждать, что степень различий между накопленной и исчерпанной заболеваемостью определяется не только доступностью медицинской помощи, но и качеством диспансерного наблюдения детей с хроническими заболеваниями.