Файл: Практическая работа 6 Фрагмент занятия по модулю Государственная символика Российской Федерации. Внеурочная деятельность. Класс 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №6
Фрагмент занятия по модулю Государственная символика Российской Федерации.
Внеурочная деятельность. Класс: 5
Доминирующая образовательная цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.
Материал: презентация, 3 ноутбука, карточки.
Виды государственной символики: флаг России, гимн.
Форма работы: работа в группах: выбор государственных символов. Организация 3 групп.
1. Вводное слово. Учитель: Символов России много – это (презентация) и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Интересный факт: туристы при упоминании родины Пушкина и Толстого первым делом вспоминают мишку, матрёшку, валенки.... Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции.
-Скажите, какие символы мы называем государственными? (прослушать ответы учащихся)
-Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы.
2. Самостоятельная работа по группам (время на подготовку до 7 минут)
-
Начнем мы с герба (группа №1). Прежде чем говорить о гербе нашей страны, я предлагаю вам найти значение слова «герб» в электронном толковом словаре по ссылке на ноутбуке https://slovarozhegova.ru/ и подготовить ответ. -
Группа №2: Когда возникли гербы? В помощь сайт https://ru.wikipedia. -
Группа №3:Для чего возникли гербы? В помощь сайт http://www.rfembassy
Прослушать ответы учащихся. Предположительные ответы: понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. В каком году появились гербы? Первые территориальные эмблемы, прообразы будущих гербов, зафиксированы впервые при Иване Грозном на его большой печати конца 1570-х годов. Первые личные и родовые гербы появляются во
второй половине — конце XVII века под европейским влиянием. Для чего возникли гербы? Гербы, как и любые другие опознавательные знаки, выполняют функцию обозначения своих владельцев визуальными (то есть, воспринимаемыми посредством зрения) средствами: цветами и фигурами. Назначение гербов аналогично назначению названий (определять владельца, отличать его от других). Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
3. Самостоятельная работа по группам. Следующее интересное задание: (в течение 7 минут учащиеся выполняют задание): у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны. Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.
-Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено (прослушивание ответов учащихся)
-Проверим: верны ли наши предположения? Обратите внимание на слайд. Наш герб –золотой двуглавый орел, размещенный на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.
4. Мы знаем, что у каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотрим изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного. Самостоятельная работа по группам. Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага, предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
Из опыта работы: Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например:
Группа 1.
…. снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле за….ло,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен —
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
Группа 2.
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик
За …. платочек,
Что был на плечах дорогих!"
Из песни "….платочек"
Группа3:
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко..
-Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага (прослушивание ответов учащихся)
-Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота. Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
5. Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах, на линейке в школе мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.
-Кто из вас знает, что такое государственный гимн?
-Кто быстрее найдет в том же электронном словаре, что означает слово «Гимн». Прослушивание ответов: это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
-Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
-Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России. (прослушивание гимна в сопровождении слайдов)
6.Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. В начале урока мы задались вопросом: для чего нужно знать государственные символы. Какой сейчас вы бы дали ответ….