Файл: Теории происхождения Древнерусского государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение
Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с
839 г. упоминаются русские князья – хаканами.
Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы:
Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в
Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.
В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.
Теории происхождения Древнерусского государства.
Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение –
Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора,
где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев.
Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям.
Варяги и установили на Руси государственный строй.Представители этой теории-Карамзин,Байер
Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин.
Ряд других источников говорит о
том,
что государственность у восточных славян существовала еще до варягов.
Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того,
государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.Представители этой теории-Ломоносов
2.ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое
сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.


Рабы и холопы. Рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были причины. Содержание раба обходилось слишком дорого. Для обозначения рабского состояния использовались термины «раб», «челядин», «холоп». Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому
раб
не
мог
быть
субъектом
правоотношений. Он был собственностью господина, своей собственности он не имел.
Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья,
бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию.
Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные
штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.
Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание.
Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.
Городское население. Киевская Русь была страной городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами,
очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли.
Здесь существовала организация,
подобная гильдиям и
цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.
Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Смерды были полусвободным населением и жили общинами. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровно-родственный, а территориальный,

соседский
характер.
В
ней действовал принцип
круговой
поруки,
взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.
Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или
верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом, т. е. в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья,
обладавшие иммунитетными правами (право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов и т. п.).
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в руках которого была сосредоточена как законодательная, так и исполнительная власть.
В качестве законодателя князь издавал законы, обязательные для всей земли,
в качестве исполнителя занимался всеми вопросами внутренней и внешней жизни. В его руках была сосредоточена мощная военная власть.
Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путем, они заключали международные
договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме.
Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства. Выполняли князья и судебные функции. Власть князья передавали
по наследству, но не сыновьям, а старшему в роде. Особую функцию выполняли совет при князе или княжьи мужи. Иногда созывались феодальные
съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры.


Для управления в Киевской Руси применялась десятичная, или численная,
выросшая из военной организация: начальники воинских подразделений являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.
Система местного управления была проста. Кроме князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти —
наместники и волостели. Жалованья от казны они не получали, а
«кормились» за счет местного населения — такой порядок назывался
системой кормления.
Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу — великого князя.
4.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ПРАВДЫ
Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда», сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях — Пространной,
Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной.
«Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различают
две основные части гражданского права — право собственности и
обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю.
Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда.
Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу
Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви.
Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений.

Уголовное право было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления —
личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений,
хотя и имеющие целый список возможных нарушений.
5.ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ
Уголовное право и процесс достаточно подробно регулируются нормами РП.
Преступление определяется термином «обида», т. е. причинение морального или материального ущерба определенному лицу или группе лиц, а не нарушение закона.
Объекты преступления - личность и имущество. Объективная сторона
преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление.
Субъекты преступления - все лица, кроме холопов. За холопов,
составлявших собственность господ, отвечали хозяева. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления.
Субъективная
сторона
преступления
включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.
Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не разделяла ролей соучастников. Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучастников устанавливалась одинаковой.
Закон знал понятие рецидива — повторности преступления.
Среди имущественных преступлений наибольшее внимание РП уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство. К
имущественным преступлениям относились разбой, уничтожение чужого имущества, поджог, злостная неуплата долга.


Преступления против личности - убийство, нанесение увечий и др. телесных повреждений, оскорбление действием.
Система наказаний довольно простая. Высшая мера наказания - поток и
разграбление - назначалась за убийство в разбое, поджог и конокрадство.
Заключалось в конфискации имущества и обращении преступника вместе с семьёй в рабство. Следующим по тяжести наказания была вира - штраф,
который назначался только за убийство. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались
полувиры.
Все остальные преступления наказывались продажей - штрафом, размер которого зависел от тяжести преступления. Продажа поступала в казну, а потерпевший получал урок - денежное возмещение за причинённый ущерб. Смертная казнь в РП не упоминается, хотя применялась на практике.
Судебный
процесс
имеет состязательный характер, назначается по инициативе истца и делится на три этапа: 1. «Заклич» - публичное объявление о совершённом преступлении; 2. «Свод» - очная ставка; 3. Гонение следа - поиск доказательства и преступника.
Система
доказательств
состояла из свидетельских показаний,
вещественных доказательств; ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом); присяги.
6.НОВГОРОДСКАЯ И ПСКОВСКАЯ ФЕОДАЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ
Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса новгородско-псковского общества, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купечество. К «житьим людям» относились средние феодалы, также занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами»
назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю самостоятельно или сдававшие ее в аренду. Купечество объединялось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей.

Городское население состояло из купцов и ремесленников — «старейших» и
«черных людей».
Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смердов-общинников,
половников — зависимых крестьян, работающих за часть продукта на господской земле, закладников и холопов.
В Новгороде и Пскове сложилась необычная для средневековой Руси форма
государственного правления — феодальная республика.
Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось вечем
собранием полноправных жителей мужского пола. Формально вече было высшим органом власти,
решавшим все важнейшие экономические,
политические, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия вече входило избрание князя. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно.
Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала боярскому совету,
включавшему знатных бояр и представителей городской администрации.
Председательствовал в
совете архиепископ. Боярский совет являлся организационным и подготовительным органом. К его компетенции относились:
подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность,
созыв вече, подготовка повестки дня, подбор кандидатур избираемых на вече должностных лиц и др.
Вооруженные силы включали княжескую дружину, владыческий полк и городское ополчение.
Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник,
тысяцкий, архиепископ и князь.
Посадник избирался вечем на один-два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече,
руководил боярским советом,
ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.


Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.
Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов.
Основная же роль архиепископа сводилась к главенству в церковной иерархии.
Князь приглашался на княжение гражданами. Предварительно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече.
Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов.
Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником.
Территория Новгородского государства делилась на пятины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому,
Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины делились на волости,
волости — на погосты. Центром самоуправления пятины являлся пригород.
Одним из пригородов был Псков, выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Государственная организация Пскова была похожей на новгородскую: вечевая система,
выборный князь, два степенных посадника; шесть «концов», двенадцать пригородов.
7.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСКОВСКОЙ И НОВГОРОДСКОЙ СУДНЫХ
ГРАМОТ
Большое влияние на развитие права Новгородской и Псковской республик
оказала Русская Правда. Также источниками права были княжеские уставы и
грамоты, договоры города с князьями, нормы обычного права, «приговоры»
вече и иностранное законодательство.

Новгородская и Псковская судные грамоты появились в результате кодификации в XV в.
От Новгородской судной грамоты XV в. сохранился отрывок, содержащий нормы судоустройства и судопроизводства. Судебными правами обладали все органы власти и управления. Судебными полномочиями наделялись купеческие и церковные корпорации (братчины). Судебными чинами были дьяки, приставы,
писцы и др.
Псковская судная грамота XV в. сохранилась полностью. На ее содержание существенное влияние оказало законодательство Новгорода, так как до середины XIV в. Псков был городом Новгородского государства. Псковская судная грамота состоит из
120
статей,
регламентирующих гражданско-правовые отношения,
судоустройство и судебный процесс,
уголовное право.
Новгородская и Псковская судные грамоты представляют собой кодексы феодального права, закреплявшие привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий.
8.
Вещное право разделяло имущество на недвижимое (вотчина) и движимое
(живот) имущество. К способам приобретения права собственности относились:
переход по договору купли-продажи, истечение срока давности владения,
получение по наследству, пожалование и др.
Обязательственное право знало договоры купли-продажи, дарения, залог,
займа, мены, поклажи, найм.
Договор мог заключаться как в устной, так и в письменной форме. Его оформление осуществлялось в присутствии священника или свидетелей.
Право Пскова знает наследование по закону и по завещанию. К
наследникам по закону относились: переживший супруг, дети, родители, братья