Файл: Использование игровых технологий в обучении младших школьников финансовой грамотности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пиликуева Елена Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6 г.Шарьи
Использование игровых технологий в обучении младших
школьников финансовой грамотности
Пояснительная записка
В соответствии с Дорожной картой мероприятий на 2017 – 2021 гг. по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций в настоящее время в начальной школе вводится обучение младших школьников финансовой грамотности.
По результатам международных исследований PISA (2015 г.) знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях остаются у российских школьников на низком уровне.
Диагностика опыта ведения семейного бюджета учащимися 4 классов показывает, что
35% учащихся знакомы с практикой ведения семейного бюджета родителями, а 45% вообще не знают, ведется ли учет доходов и расходов в семье, 26% точно знают, что учет средств дома не ведется. Поэтому сегодня экономическая подготовка стала необходимым элементом подготовки к любой целесообразной деятельности. Назрел вопрос о целесообразности введения курса экономики и для младших школьников, который поможет ученикам познать простейшие экономические истины, развивать экономическое мышление, воспитывать экономическую культуру и проявлять её в нравственно обоснованном поведении.
Каким же образом организовать экономическое образование младших школьников и не увеличивать учебную нагрузку. Выходом из данного противоречия является применение игровых технологий с основными подходами: контекстным
(финансовые задачи в рамках различных предметов) и внеурочным (организация
«игрового поля» во внеурочных мероприятиях). Использование игровых технологий в обучении школьников финансовой грамотности актуальна, потому что:
– финансовая игра является наиболее аутентичной формой познания младшими подростками себя и мира финансовых отношений, пробы своих сил в различных социальных ролях в игровом финансовом взаимодействии;
– дидактический потенциал игровых технологий, особенности содержания финансовых игр позволяют использовать их в обучении финансовой грамотности школьников в рамках различных учебных предметов, не выделяя в отдельный учебный курс, что особенно актуально в условиях действующих учебных планов школ.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению финансовой грамотности младших школьников. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой
2 положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Обоснование
применения игровой технологии для формирования
финансовой грамотности младших школьников: в условиях современной России школьники часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое: у родителей не хватает средств для приобретения всех товаров, которые нужны их детям. Поэтому необходимо научить учеников ведению бюджета и планированию покупок.
Использование игровой технологии способствует использованию полученных знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность состоит в том, что каждый человек должен рационально и грамотно уметь управлять своими финансами. Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда.
Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Цель: формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета через игровую деятельность.
Основными дидактическими задачами являются:
-пропедавтическое формирование у детей устойчивого понимания основных финансовых понятий, отличие потребностей от желаний;
-принятие простых решений по поводу повседневных расходов, формированию ответственного, рационального потребителя;
-умение выбирать участников, предоставляющих услуги и финансовые продукты;
- воспитание у детей трудолюбия, так как только труд обеспечивает благосостояние человека, семьи и общества;
- умение составлять личный финансовый план и делать необходимые расчеты.
Предметные образовательные результаты:
- изучение базовых экономических понятий: управление, ресурсы, доходы, товары, расходы, бюджет, избыток, натуральный обмен, покупатель, продавец, посредник, регион, бартер, услуги, потребности и т.д.
- овладение предметными умениями: принятие учащимися оптимальных финансовых решений в условиях ограниченности денежных ресурсов;
-знакомство с названием и изображением денежных единиц разных стран.
Метапредметные образовательные результаты:
- распознавать и предвидеть возможные варианты развития ситуаций;
- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
- развитие коммуникативной культуры учащихся;
- выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Личностные:
- развитие критического мышления по отношению к ценам на товар;
3
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия отношений «Продавец - Покупатель»;
- формирование адекватного отношения к деньгам и потреблению;
- развивать умение работать в группе,
- воспитание рационального отношения к распределению карманных денег,
- формирование социальной активности и самостоятельности,
- выработка навыков культурного общения.
Теоретическая часть
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса бывают:
обучающие,
тренировочные,
контролирующие,
обобщающие;
познавательные,
воспитательные,
развивающие;
репродуктивные,
продуктивные,
творческие;
коммуникативные,
диагностические,
профориентационные,
психотехнические и другие.
По характеру игровой методики делятся на:
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные,
игры,
драматизации.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:
4 1. Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
3. Возможность действия для каждого ученика.
4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
- целеполагания;
- планирования;
- реализации цели;
- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте:
1. Игра выполняет важнейшие функции - формирует УУД.
2. Активизация и интенсификация учебного процесса.
3. Учебно-познавательная направленность.
4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.
Методическая часть
Если вы ищете ответы на следующие вопросы:
Как научить ребенка обращаться с деньгами?
Как воспитать ребенка, чтобы он не залезал в долги?
Как обсуждать денежные вопросы?
Как противостоять агрессивной рекламе, которая формирует жизненные ценности Вашего ребенка?
Как правильно выдавать карманные деньги?
Как научить ребёнка грамотно обращаться с деньгами?
5
Как сформировать предпринимательское мышление? то игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют получить ответы на все вопросы и сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала финансовой грамотности младших школьников.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, всю учебную деятельность подчиняю правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.
Модель формирования и развития финансовой грамотности младших школьников (рисунок 1) позволяет использовать различные формы игровой технологии в урочной и внеурочной деятельности:
сюжетно - ролевые игры
игровые сценки
«жизненно-имитационная» ситуация
Рис.1
ДЕРЕВО
- финансовая грамотность младших школьников
ВОДА
– игровая технология
ЛЕЙКА- учитель, родители
6
Применение игровых технологий для формирования финансовых компетенций в
урочной деятельности
Математика
Главный прием – контекстная задача
Цель игры - «жизненно-имитационная» ситуация для описания или разрешения которой учащиеся используют различные предметные знаний и способы деятельности.
Примеры задач:
Миша хочет обновить свой компьютер, для этого ему необходимо накопить определенную сумму денег …… Известна сумма карманных денег, которые дают родители Мише, заработная плата курьера, различные кредитные предложения банков. Необходимо рассчитать оптимальный вариант накопления денег для обновления
Ученик 4 класса Коля П. ездит в школу на автобусе. Цена билета – 20 рублей. У
Васи есть проездной билет на целый месяц. Его цена – 150 рублей. Сколько денег Вася экономит на каждой поездке в автобусе, пользуясь проездным билетом? Сколько денег экономит Вася ежемесячно?
Представьте, что вы зашли в магазин канцтоваров. Перед вами два ластика- обычный за 10 рублей и с изображением мультяшного героя за 20 рублей. Какой ластик вы предпочтете купить? Свой ответ поясните.
«Фантастические гипотезы». Как изменится бюджет семьи, если из крана на кухне полился апельсиновый сок, если потребность семьи в апельсиновом соке -
2 литра по цене 80 рублей , а потребность воды- 10 литров по цене 18 рублей.
7
Литературное чтение
Главный прием - игровые сценки
Цель игры:
учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать информацию и интерпретировать её для формирования финансовых компетенций учащихся.
Примеры:
Тема урока
Тема финансовой грамотности младших школьников
Литературное произведение
Знакомство с творчеством
А. Толстого
Почему нужно хорошо уметь считать.
Что такое деньги?
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключение
Буратино»
Знакомство с творчеством современных детских писателей
Что такое хозяйство?
Что такое спрос и предложение.
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»
Знакомство с творчеством современных детских писателей
Семейный бюджет
Э. Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены»
Знакомство с творчеством
А. Пушкина
Экономика в семье: «хочу» и «надо»
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Знакомство с фольклором
Какие бывают потребности?
«Дудочка и кувшинчик»
Знакомство с фольклором
Что такое натуральный обмен.
«Мена»
Знакомство с фольклором
Что важнее: заработать много денег или бережно расходовать имеющиеся.
«Волшебное кольцо»
Знакомство с фольклором
Какой должна быть цена?
«Как старик корову продавал»
Окружающий мир
Главный прием - сюжетно - ролевые игры
Темы уроков окружающего мира
Цель уроков с использование игровой технологии для формирования финансовых компетенций младших школьников
Раздел программы
«Гражданин и государство»
Урок – игра «Мы ребята, деловые!»
- формирование у детей первичных экономических представлений;
- развитие экономического воспитание, социально- личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
8
Экскурсия в супермаркет
«Пятерочка»
-знакомство детей со стоимостью товаров ежедневного пользования, таких как хлеб, молоко, мясо и прочие. Это необходимо для того, чтобы ребенок понимал, что для нормальной жизни каждый день требуется минимальная сумма денежных средств.
Домашняя бухгалтерия.
Потребительская корзина
-ознакомление детей со следующими понятиями:
«бюджет», «доходы», «расходы»;
-развитие интереса к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.
Потребительская корзина.
-знакомство с понятием «деньги» и их значении; развитие умения правильно расходовать деньги;
-формирование умения учитывать важность и необходимость покупки.
Денежная валюта разных стран
-изучение вопросов истории возникновения денег и их прогрессивной роли в мировой экономике для расширения кругозора учащихся;
-формирование познавательного интереса учащихся к развитию международной и российской денежной системы в условиях рыночной экономики;
-развитие творческой активности учащихся в процессе изучения сложных исторических и экономических понятий через нестандартные формы;
Деловая игра «Купи щенка»
Деловая игра позволит им почувствовать особую ответственность за принимаемые решения, возможность управлять финансами.
Банк игр
«Кто найдет больше слов»
Цель: закрепить основные экономические понятия.
Командная игра.
Форма: работа в группе.
Содержание: дети должны наполнить понятия «собственность», «потребности» словами: нос, сон, бес, небо, тост, сено, пот, рот, бот, рост, тон, топ и т.д.)
« Потребности»
Цель: выявить потребности местного населения, членов семьи, одноклассников.
Командная игра.
Форма: работа в группе.