Файл: Руководство для учителя Москва Издательский центр ВентанаГраф 2013 Содержание Вступление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогическая диагностика
1 класс
Руководство для учителя
Москва
Издательский центр
«Вентана-Граф» 2013
Содержание
Вступление………………………………………….3
Руководство по проведению педагогической диагностики..............................................................12
Диагностическая работа № 1
(начало учебного года)...........................................................................12
Диагностическая работа № 2
(середина учебного года..........................................15
Математика..............................................15
Русский язык............................................17
Диагностическая работа № 3
(конец учебного года)..............................................20
Математика .............................................20
Русский язык............................................21
Оценивание диагностических работ…..................22
Диагностическая работа № 1
(начало учебного года)............................................22
Диагностическая работа № 2
(середина учебного года)........................................25
Математика..............................................25
Русский язык............................................29
Диагностическая работа № 3
(конец учебного года)..............................................32
Математика..............................................32
Русский язык............................................40
Авторский коллектив:
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.
Вступление
Перед вами материалы для проведения педагогической диагностики первоклассников. В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.) в период обучения в начальной школе осуществляется
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и, как подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога: сегодня учитель должен понять, что, во-первых, нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений и навыков и, во-вторых, оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Следовательно, актуальной становится разработка новых методов и форм текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями как основой умения учиться.
В системе учебников «Начальная школа XXI века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика.
В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Разработанная в рамках системы учебников «Начальная школа XXI века» педагогическая диагностика строится на материале двух основных учебных предметов: русского языка и математики — и в качестве основной цели ставит не только проверку усвоения определённого объёма
знаний по этим предметам, но и прежде всего выяснение уровня сформированности компонентов учебной деятельности. Сформированность учебной деятельности школьников предполагает самостоятельную постановку учебных задач, сопоставление разных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разными видами самоконтроля. Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудна ожидать сформированности у младшего школьника полноценной учебной деятельности: её формирование будет продолжаться в ходе
дальнейшего обучения. Но своевременная оценка успешности овладения учебной деятельностью позволяет выявить трудности этого процесса, установить их причины и своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определённого новым стандартом.
В чём проявляется особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования? Её результаты позволяют учителю:
— выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
— выявить способы работы, которыми овладели ученики;
— обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.
Именно этим педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, т. е. их предметную подготовку. Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка, может проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения. Это невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся.
При оценивании выполнения заданий в педагогической диагностике используется не две оценки (верно/неверно), а четыре — от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствует о полном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика.
Сравнение полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им
способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. Важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребёнком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. На этой основе учитель сможет более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Выполнение заданий педагогической диагностики требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения нового способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Любой педагог знает, что усвоение знаний проходит несколько этапов: от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, а затем и к применению знаний в знакомых и новых условиях. Понятно, что если ученик остаётся на первом, репродуктивном этапе, то роль усвоенных знаний для развития невелика. Задачей диагностики и является определение того, на каком уровне — репродуктивном или продуктивном — усвоены те или иные знания. Если ученик действует только по образцу или по инструкции, то не стоит ожидать сколько-нибудь серьёзных изменений в развитии его мышления, воображения, творчества. О продуктивном уровне усвоения можно говорить, если ученик умеет самостоятельно осуществлять поиск решения, применять нестандартный способ действия. Выполнение таких заданий в диагностической работе позволяет судить о гибкости мышления учащихся, его шаблонности или оригинальности.
Конечно, всё зависит от работы учителя: диагностика лишь предлагает особый способ проверки результатов обучения, а следовательно, на основе этого и возможность совершенствования процесса обучения, которая позволяет учителю не просто дать детям определённые знания, но приучить их думать, сомневаться, рассуждать.
Обратим внимание на ещё одно положение стандарта, а именно на одну из характеристик портрета выпускника начальной школы:
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Понятно, что этот обобщённый результат конкретизируется в таком метапредметном результате, как
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Как в процессе обучения идёт формирование данного универсального учебного действия, также может показать педагогическая диагностика. Она позволяет определить, насколько сформирован этот компонент учебной деятельности: как ученик выполняет учебные действия, как умеет задавать вопросы самому себе в ходе выполнения того или иного задания, как проверяет и обосновывает каждый выполняемый шаг решения, как выбирает из текста данные, не-
обходимые для выполнения задания, как умеет объяснить, на каком основании выполнено то или иное действие, как понимает конкретный смысл выполненных действий.
Диагностические работы позволяют определить, умеет ли ученик планировать отдельные действия до начала работы (планирующий самоконтроль), проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль), проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль).
Действие самоконтроля заключается в том, что оно совершается как своеобразный поиск, опробование некоторых возможных вариантов, как поиск и сопоставление (сравнение и постепенное отбрасывание) разных способов действия. Какой бы из способов решения ученик ни выбрал, ему необходимо постоянное выполнение контрольно-оценочных действий.
В педагогической диагностике с каждым годом всё чаще встречаются задания, имеющие несколько вариантов правильного решения. Поэтому в том случае, когда ученик находит все правильные варианты, выполнение задания оценивается высшим баллом; если найден один из верных вариантов, ученик получает два балла из трёх возможных. Особенность диагностической работы и состоит в том, чтобы не только проверить, выполнено или не выполнено задание, но и выяснить, в чём причина невыполнения или частичного выполнения. Часто это свидетельствует о недостаточной степени сформированности самоконтроля: ученик ограничивается нахождением одного верного ответа и не проверяет иные возможные варианты решения.
Один из заявленных в стандарте результатов —
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.