Файл: Руководство для учителя Москва Издательский центр ВентанаГраф 2013 Содержание Вступление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогическая диагностика

1 класс
Руководство для учителя




Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф» 2013


Содержание

Вступление………………………………………….3

Руководство по проведению педагогической диагностики..............................................................12

Диагностическая работа № 1

(начало учебного года)...........................................................................12

Диагностическая работа № 2

(середина учебного года..........................................15

Математика..............................................15

Русский язык............................................17

Диагностическая работа № 3

(конец учебного года)..............................................20

Математика .............................................20

Русский язык............................................21

Оценивание диагностических работ…..................22

Диагностическая работа № 1

(начало учебного года)............................................22

Диагностическая работа № 2

(середина учебного года)........................................25

Математика..............................................25

Русский язык............................................29

Диагностическая работа № 3

(конец учебного года)..............................................32

Математика..............................................32

Русский язык............................................40

Авторский коллектив:

Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.

Вступление
Перед вами материалы для проведения педагогической диаг­ностики первоклассников. В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как органи­зовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стан­дарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе. В со­ответствии с федеральным государственным образовательным стан­дартом начального общего образования (2009 г.) в период обучения в начальной школе осуществляется

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умения прини­мать, сохранять цели и следовать им в учебной дея­тельности, планировать свою деятельность, осуществ­лять её контроль и оценку, взаимодействовать с педаго­гом и сверстниками в учебном процессе.


Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и, как подчёрки­вается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия (познава­тельные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечива­ют овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценоч­ной деятельности педагога: сегодня учитель должен понять, что, во-первых, нельзя осуществлять проверку только предметных зна­ний, умений и навыков и, во-вторых, оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Следовательно, ак­туальной становится разработка новых методов и форм текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овла­дения ими универсальными учебными действиями как основой уме­ния учиться.

В системе учебников «Начальная школа XXI века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика.

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения ос­новной образовательной программы начального общего образо­вания:

овладение способностью принимать и сохранять це­ли и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения ре­зультата;

умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

овладение логическими действиями сравнения, ана­лиза, синтеза, обобщения, классификации по родо­видовым признакам, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассужде­ний, отнесения к известным понятиям.

Разработанная в рамках системы учебников «Начальная шко­ла XXI века» педагогическая диагностика строится на материале двух основных учебных предметов: русского языка и математики — и в качестве основной цели ставит не только проверку усвоения определённого объёма

знаний по этим предметам, но и прежде все­го выяснение уровня сформированности компонентов учебной дея­тельности. Сформированность учебной деятельности школьников предполагает самостоятельную постановку учебных задач, сопос­тавление разных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разными видами самоконтроля. Ес­тественно, даже к концу обучения в начальной школе трудна ожи­дать сформированности у младшего школьника полноценной учеб­ной деятельности: её формирование будет продолжаться в ходе

дальнейшего обучения. Но своевременная оценка успешности овла­дения учебной деятельностью позволяет выявить трудности этого процесса, установить их причины и своевременно внести коррек­тивы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определённого новым стандартом.

В чём проявляется особое значение педагогической диагно­стики в повышении качества начального образования? Её результа­ты позволяют учителю:

— выяснить, как у учеников класса идёт формирование учеб­ной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить за уровнем сформиро­ванности самоконтроля и самооценки;

— выявить способы работы, которыми овладели ученики;

— обратить внимание на результаты выполнения специаль­ных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.

Именно этим педагогическая диагностика существенно отли­чается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняю­щих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений уча­щихся, т. е. их предметную подготовку. Проводя педагогическую ди­агностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка, может просле­дить за качественными изменениями, которые происходят с учени­ком в результате обучения. Это невозможно сделать, используя толь­ко привычные методы оценки знаний и умений учащихся.

При оценивании выполнения заданий в педагогической диаг­ностике используется не две оценки (верно/неверно), а четыре — от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствует о пол­ном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно ука­зывает, в чём ошибочность рассуждений ученика.

Сравнение полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют уче­ники известными им
способами работы, как удерживают постав­ленную учебную задачу. Важно постоянно фиксировать, какие изме­нения происходят с ребёнком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он ну­ждается. На этой основе учитель сможет более эффективно осуще­ствлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Выполнение заданий педагогической диагностики требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятель­ного нахождения нового способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыс­лительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Любой педагог знает, что усвоение знаний проходит несколь­ко этапов: от первичного осмысления и буквального воспроизведе­ния к пониманию, а затем и к применению знаний в знакомых и но­вых условиях. Понятно, что если ученик остаётся на первом, репро­дуктивном этапе, то роль усвоенных знаний для развития невелика. Задачей диагностики и является определение того, на каком уровне — репродуктивном или продуктивном — усвоены те или иные знания. Если ученик действует только по образцу или по инструкции, то не стоит ожидать сколько-нибудь серьёзных изменений в развитии его мышления, воображения, творчества. О продуктивном уровне усвоения можно говорить, если ученик умеет самостоятельно осу­ществлять поиск решения, применять нестандартный способ дейст­вия. Выполнение таких заданий в диагностической работе позволя­ет судить о гибкости мышления учащихся, его шаблонности или оригинальности.

Конечно, всё зависит от работы учителя: диагностика лишь предлагает особый способ проверки результатов обучения, а следо­вательно, на основе этого и возможность совершенствования про­цесса обучения, которая позволяет учителю не просто дать детям определённые знания, но приучить их думать, сомневаться, рассу­ждать.

Обратим внимание на ещё одно положение стандарта, а имен­но на одну из характеристик портрета выпускника начальной школы:

владеющий основами умения учиться, способный к ор­ганизации собственной деятельности.

Понятно, что этот обобщённый результат конкретизируется в таком метапредметном результате, как

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации; опре­делять наиболее эффективные способы достижения результата.


Как в процессе обучения идёт формирование данного универ­сального учебного действия, также может показать педагогическая диагностика. Она позволяет определить, насколько сформирован этот компонент учебной деятельности: как ученик выполняет учеб­ные действия, как умеет задавать вопросы самому себе в ходе выпол­нения того или иного задания, как проверяет и обосновывает каж­дый выполняемый шаг решения, как выбирает из текста данные, не-

обходимые для выполнения задания, как умеет объяснить, на каком основании выполнено то или иное действие, как понимает конкретный смысл выполненных действий.

Диагностические работы позволяют определить, умеет ли ученик планировать отдельные действия до начала работы (плани­рующий самоконтроль), проверять себя в середине и в процессе ра­боты (пошаговый самоконтроль), проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль).

Действие самоконтроля заключается в том, что оно соверша­ется как своеобразный поиск, опробование некоторых возможных вариантов, как поиск и сопоставление (сравнение и постепенное отбрасывание) разных способов действия. Какой бы из способов решения ученик ни выбрал, ему необходимо постоянное выпол­нение контрольно-оценочных действий.

В педагогической диагностике с каждым годом всё чаще встречаются задания, имеющие несколько вариантов правильного решения. Поэтому в том случае, когда ученик находит все правиль­ные варианты, выполнение задания оценивается высшим баллом; если найден один из верных вариантов, ученик получает два балла из трёх возможных. Особенность диагностической работы и со­стоит в том, чтобы не только проверить, выполнено или не вы­полнено задание, но и выяснить, в чём причина невыполнения или частичного выполнения. Часто это свидетельствует о недос­таточной степени сформированности самоконтроля: ученик огра­ничивается нахождением одного верного ответа и не проверяет иные возможные варианты решения.

Один из заявленных в стандарте результатов —

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следст­венных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.