Файл: Использование игровых технологий в обучении младших школьников финансовой грамотности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9
Содержание: 1 группа- должны выбрать ресурсы данной местности, которые могут удовлетворить физиологические потребности людей.
2 группа- должны выбрать ресурсы для удовлетворения потребности семьи из трех человек(папы, мамы и сына) для поездки на море.
Ресурсы: торф, минеральная и питьевая вода, ягоды, грибы, чемодан, одежда, снег, солнечные очки, деньги, тепло, горячая вода, обувь, крем для загара. И т.д.
«Копилка»
Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.
Игровой прием
Форма: индивидуальная работа
Содержание: в ходе внеурочного занятия за выполнение заданий дается фишка- тугрик
(имитационные деньги). В конце занятия предлагается потратить заработанные тугрики, а потом вписать в таблицу «Доход и расход»
«Услуги и товары»
Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках, воспитывать уважение к любой работе.
Форма: индивидуальная работа
Материал: предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор
Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.
Содержание: из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу? (Дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни.
Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу .
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

10
«Цепочка профессий»
Цель: развитие интереса к профессиям, добросовестного отношения к труду
Форма: работа в паре, группе.
Содержание: детям предлагается составить «цепочку» профессий: написать название известной профессии, затем -следующей, в чем-то схожей с предыдущей. Первую профессию можно выбрать голосованием или предложить школьникам. Итог игры оценивается, принимая во внимание оригинальность, остроумие команд, редкость названных профессий.
Например, может получиться такая цепочка: металлург – повар – мясник – слесарь
(тоже рубит, но металл) – автослесарь – таксист- водитель автобуса – учитель – сатирик
(тоже выступает перед аудиторией) – артист – гример.
«Рассыпались буквы»
Цель: закрепление базовых понятий финансовой грамотности
Форма: работа в паре, группе.
Содержание: за 2 минуты восстанови в словах порядок букв так, чтобы получились слова: СИПЕНЯ (пенсия), ПАРТАЛАЗ (зарплата), ЙЦТОВФАРЫВ (товар), ДЫАРХСО
( расходы), АЛНОИГ (налоги). По истечению времени команды обмениваются друг с другом бланками. Чужая команда подсчитывает доход команды – соперника, при этом обязательно учитывается правильность написания слов. Команда соперников может задать дополнительный вопрос по лексическому значению слова.
(Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик).
« Собери монетку» (Приложение 5)
Цель: закрепление базовых понятий: денежные единицы разных стран мира
Форма: работа в паре, группе.
Содержание: команда собирает денежную единицу. ( Россия, США, Япония, Китай,
Украина, Германия). (Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик).
« Умей договориться»
Цель: закрепление базовых понятий: доходы, расходы, бюджет, потребности, натуральный обмен.
Форма: работа в паре, группе.
Содержание:
Решили два жуира меняться без рэкетира,
А что менять - не в этом суть
Хоть что-нибудь на что-нибудь:
Карамельку Чупа-Чупс
На орешки ММД-с.


11
Друзья не ищут выгод-
Им пошуметь, попрыгать,
А что менять - не в этом суть. Хоть что-нибудь на что-нибудь.
Так целый день менялись и при своем остались.
- Произошла путаница. Все вещи, все продукты оказались не в том месте, где нужно.
Каждая команда получает карточки с рисунками и списком необходимых вещей.
1-я команда - «Деньжатки» должны идти а театр;
2-я команда - «Рублики» должны идти в школу;
3-я команда - «Копейки» должны приготовить торт, т.к. вечером все будут отмечать праздник;
4 –я команда - «Долларята» должны сходить в аптеку.
- Вам необходимо собрать все необходимые вещи для своего дела. Для этого нужно осуществлять обмен одной вещи на другую. Старайтесь договориться с соперниками. В крайнем случае, вы можете использовать ваши тугрик и.
- Тогда как будет называться эта операция?
Каждая команда имеет стартовый капитал -10 тугриков + те тугрики, которые заработали в каждом конкурсе.
Цена каждой вещи в этом туре - 5 тугриков.
За победу (команда собрала все необходимые предметы и имеет самую большую сумму тугриков) в этом конкурсе команда получает - 10 тугриков, а остальным по 1 тугрику.
Капитан, победившей в этом конкурсе команды, должен поделиться опытом – как удалось сэкономить тугрики и добыть все необходимые предметы?
ИЛИ
Каждая группа получает карточки для обмена. Нужно за 3 минуты найти того, кто захочет с тобой поменяться. На карточке написано, что на что нужно менять.
Например: "Поменяй линейку на карандаш"(по условию игры не на всех карточках есть необходимые вещи для обмена).
- Время обмена окончено, все ли смогли обменяться? Легко ли было найти нужный товар для обмена?
- Почему не у всех совершились сделки?
Материалы по апробации предлагаемых разработок
Урок окружающего мира
Класс – 4 класс (3 группы по 6 человек)
Деловая игра «Купи щенка»
Цель игры :выяснить, сколько стоит содержание собаки определённой породы
Задачи игры:
 Сформировать представление о жизни домашних животных – собак: происхождение, порода, питание, условия содержания, аксессуары
 Развивать исследовательские способности с учётом финансового планирования
Планируемые результаты:
Личностные:
 Сформировать представление о финансовых затратах на приобретение и содержание домашнего питомца

12
 Сформировать осознанное желание ребенка и родителей завести домашнего питомца
 Активное участие родителей в делах класса
Метапредметные:
познавательные:
 Научить осуществлять поиск и выделение необходимой информациив дополнительной литературе (о породах собак, их особенностях, условиях содержания и питания)
 Сформировать умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное
 Повысить финансовую грамотность детей и родителей в вопросах воспитания и бережного отношения детей к животным
регулятивные:
 Научить понимать задачи проекта и стремиться их выполнить
 Научить планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами
коммуникативные:
 Воспитывать инициативу, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей)
 Научить работать с соседом– пробовать проверять часть работы
 Научить работать в группах
 Научить формировать собственное мнение и позицию
 Научить видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них
Предметные:
 Расширить знания о роли собаки в жизни человека
 Научить ответственному отношению к нашим любимцам
Содержание игры
Пошаговый сценарий дидактической игры.
1. Организационный момент.
После приветствия учитель может начать работу с классом с последовательных шагов:
 формирование групп (3 группы)
 объяснение актуальности темы
 необходимость делать записи в процессе занятия, т.к. эти записи понадобятся для закрепления материала в процессе практикума.
 учитель говорит несколько слов о финансовой грамотности для детей:
В рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», поэтому мы на протяжении четырёх уроков будем говорить о разработке проектов «Сколько стоит моя собака?», в котором будем рассчитывать содержание собаки определённой породы и сопоставлять с семейным бюджетом (озвучивание целей и задач урока).
2. Актуализация знаний “Разговор с детьми о животных”.
Учитель: есть ли у вас животные дома? какие? как вы думаете почему эти животные живут рядом с человеком? почему человек выбирает именно этих животных?
Дети общаются в группах и дают ответы.
Учитель: предлагает поговорить о собаках, даёт высказаться детям у которых дома живёт собака (рассказать о породе, возрасте, привычках)


13
Дети рассказывают о своих любимцах.
Учитель: объясните высказывание «Собака – друг человека»
Учитель:предлагаю послушать рассказ, как собака стала другом человека
Учитель сообщает о том, что существуют памятники собакам
3. Постановка игровой ситуации “Выбор породы собаки” .
Учитель: на доске вы видите слово “Бюджет” и слова “план, доход, расход”.
Попробуйте самостоятельно за 1 минуту составить определение семейного бюджета, используя слова – подсказки.
Учитель выслушивает ответы и дает правильный ответ: “Запишем в тетради верное определение”.
Учитель: на доске мы видим знаки вопроса около слов “Доход” и “Расход” – что это значит? Правильно, это значит, что мы должны будем на следующем уроке тщательно рассмотреть вопрос о структуре, содержании и источниках наших семейных доходов и расходов.
Учитель: назовите породы собак которые вы знаете, что вы знаете о этих породах
(разницу и сходство).
На доске видеоряд фотографий собак разных пород
Учитель: договоритесь, пожалуйста, в группе, какую из этих собак хотели бы вы купить. Выполняем задание за одну минуту.
Группы выполняют задание.
Учитель опрашивает по результатам выполнения задания представителей разных групп.
4.Практическая работа “Расходы на собаку” .
Учитель: какие затраты нас ждут при приобретении щенка?
Дети рассуждают вместе с учителем: порода паспорт питание уход лечение дрессировка аксессуары
5.“Расчет содержания собаки вашей породы” .
Дети переходят к выполнению расчетов стоимости содержания собаки определенной породы.
6. “Выполнение шаблона стендового доклада” .
Дети продумывают формат, наполнение стендового доклада и готовятся к защите.
Дети группой представляют свой проект в течение пяти минут. Каждый из участников группы делает вывод: может ли он содержать собаку этой породы.
Учитель вместе с учениками подводит итог: прежде чем завести домашнего любимца нужно взвесить свои силы, наличие свободного времени, жилищные условия и финансовые возможности.
Формы и система оценивания результатов игры
Выполнение групповой практической задачи, в которую входит:
 Поиск, отбор и сбор нужной информации
 Выполнение математических подсчетов
 Подготовка и защита стендовых докладов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

14
 Энциклопедии о животных
 Словарь финансово-экономических терминов
 Компьютер (интернет)
 Мультимедийный проектор
 Экран
 Ватман
 Маркеры
 Тетрадь
 Калькулятор
Внеурочное занятие
Тема: «Знатоки финансовой грамотности».
Форма проведения - викторина с элементами практикума и игры
Цель дидактической игры - реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся.
Класс- 4
Тип занятия: обобщение и закрепление раздела « Финансовая грамотность»
Формы проведения: комбинированное занятие
Оборудование:
 демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран),
 презентация,
 карточки с заданиями для игры и практической работы.
 учебно-методическое обеспечение
 дополнительная литература для учащихся (словари, справочники, энциклопедии, каталог «Монеты»)
Предметные образовательные результаты:
- овладение предметными умениями: принятие учащимися оптимальных финансовых решений в условиях ограниченности денежных ресурсов;
- повторить все изученные понятия,
- повторить название и изображение денежных единиц разных стран.
Метапредметные образовательные результаты:
- распознавать и предвидеть возможные варианты развития ситуаций;
- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
- развитие коммуникативной культуры учащихся;
- выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Личностные:
- развитие критического мышления по отношению к ценам на товар;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия отношений «Продавец - Покупатель»;
- развивать умение работать в группе,
- воспитание рационального отношения к распределению карманных денег,
- формирование социальной активности и самостоятельности,
- выработка навыков культурного общения.
Описание игры


15
Этап
Действия учащихся при выполнении заданий или типы
заданий для учащихся
I. Мотивация
Просматривают фрагмент мультфильма « Утиные истории» , 38 серия. Отвечают на вопросы по содержанию, формируют группы
II. Актуализация базовых понятий и самоопределение к деятельности
Участвуют в беседе по содержанию мультфильма, определяют проблему, тему и цель занятия
III. Уточнение и закрепление знаний
Играют в игру « Рассыпались буквы», разгадывают загадку о финансах и кроссворд « Денежные единицы» , отвечают на вопросы блиц- турнира, собирают пазлы « Собери монеты»
IV. Рефлексия
Составляют памятку « Как правильно тратить деньги?», высказывают свое мнение о результатах своей работы методом незаконченного предложения, участвуют в награждении
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
 Подведение итогов . Самооценка .
 Беседа по вопросам:
 Понравилась ли вам данная форма проведения занятия?
 Что бы вы изменили в занятии?
 Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?
Викторина: «Знатоки финансовой грамотности»
Задачи мероприятия:
- уточнить представления учащихся о функции обмена денег;
- закрепить практическим путем операцию обмена товара на товар, обмена товара на деньги;
- уточнить название денежных единиц разных стран;
- в результате игровой деятельности формировать у учащихся рациональное распределение собственных денег;
- используя соревнования, привлечь к работе не только сильных, но и слабых учащихся, а значит повысить качество усвоения материала;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах.
Подготовительная работа:

Расставили столы для работы в командах.

На уроке технологии изготовили свои собственные деньги – «тугрики» достоинством в 1 рубль (жёлтый круг – 1 тугрик) и 5 рублей (красный круг- 5 тугрик).
Материалы:

Кроссворды – 4 листа

Скороговорки- 4 листа

Мультфильм «Как старик корову продавал»

Презентация к уроку.

Карточки с рисунками парты, микстуры, сахара, муки, билета, бинокля, термометра, тетради, с изображением монет.

16

Таблички «театр», «аптека», «школа», «торт».

Деньги, сделанные ребятами – тугрики
Ход занятия.
I. Мотивация к деятельности.
Просмотр фрагмента мультфильма «Утиные истории» серия 38.
- О чём мультфильм?
-Чему посвящено мероприятие?
Ребята самостоятельно выбирают записку с номером из копилки (в классе 24 человека).
Тем самым, определился состав каждой команды. У нас получилось 4 команды по 6 человек.
II. Актуализация базовых понятий и самоопределение к деятельности
Каждая команда должна в течение 5 минут придумать название и выбрать капитана.
1-я команда - Деньжатки.
2-я команда - Рублики.
3-я команда - Копейки.
4-я команда – Долларята.
Кроме этого, необходимо договориться о нумерации игроков. Капитан команды играет под №1, остальные №2, №3, №4, №5, №6.
Учитель выдаёт каждой команде стартовый капитал – 10 тугриков.
(5 жёлтых -по 1тугрику, и 1 красную - 5 тугриков)
III. Уточнение и закрепление
а) Игра «Рассыпались буквы».
За 2 минуты восстанови в словах порядок букв так, чтобы получились слова
(Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик)
СИПЕНЯ (пенсия)
ПАРТАЛАЗ (зарплата)
ЙЦТОВФАРЫВ (товар)
ДЫАРХСО ( расходы)
АЛНОИГ (налоги)
По истечению времени команды обмениваются друг с другом бланками. Чужая команда подсчитывает доход команды – соперника, при этом обязательно учитывается правильность написания слов. Команда соперников может задать дополнительный вопрос по лексическому значению слова.
(Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик).
Учитель проверяет правильность выполнения задания. Если проверяющая команда не ошиблась, она получает дополнительно 1 тугрик.
б) Отгадай загадку (см. Приложение 2).
Приглашаются игрок от каждой команды.
(Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик.)
в) Кроссворд (см. Приложение 3).
Команда отвечает на вопросы в кроссворде.
(Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик).
г) Конкурс капитанов.
Кто быстрее и правильнее скажет скороговорку, получает победные 5 тугриков.
Остальные по 1 тугрику. (У каждого капитана карточка со скороговоркой).


17
Петр Петрович по имени Перепелович
Пошел погулять, поймал перепелку,
Пошел продавать. Понес по рынку, просил полтинку,
Подали пятак, он продал так!
Судьи в этом туре – члены чужой команды (оценивают с помощью сигнальных карточек).
д) Выбери правильное утверждение (см. Приложение 4).
(Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик).
е) Конкурс пазлы « Собери монетку» ( см. Приложение 5)
Команда собирает денежную единицу. ( Россия, США, Япония, Китай, Украина,
Германия).
(Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик).
Бонусный вопрос всем командам.
- Посмотрите мультфильм по стихотворению С. Михалкова и скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»
5 тугриков получает та команда, которая даст полный, подробный и аргументированный ответ. Сначала смотрим, затем минуту обсуждаем. Если команда готова ответить, поднимает сигнальную карточку.
ж) Блиц – турнир ( см. Приложение)
При ответе команда поднимает сигнальную карточку.
(Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик).
з) Игра « Умей договориться»
(Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик).
Решили два жуира меняться без рэкетира,
А что менять - не в этом суть
Хоть что-нибудь на что-нибудь:
Карамельку Чупа-Чупс
На орешки ММД-с.
Друзья не ищут выгод-
Им пошуметь, попрыгать,
А что менять - не в этом суть. Хоть что-нибудь на что-нибудь.
Так целый день менялись и при своем остались.
- Произошла путаница. Все вещи, все продукты оказались не в том месте, где нужно.
Каждая команда получает карточки с рисунками и списком необходимых вещей.
1-я команда - «Деньжатки» должны идти а театр;

18 2-я команда - «Рублики» должны идти в школу;
3-я команда - «Копейки» должны приготовить торт, т.к. вечером все будут отмечать праздник;
4 –я команда - «Долларята» должны сходить в аптеку.
- Вам необходимо собрать все необходимые вещи для своего дела. Для этого нужно осуществлять обмен одной вещи на другую. Старайтесь договориться с соперниками. В крайнем случае, вы можете использовать ваши тугрик и.
- Тогда как будет называться эта операция?
Каждая команда имеет стартовый капитал -10 тугриков + те тугрики, которые заработали в каждом конкурсе.
Цена каждой вещи в этом туре - 5 тугриков.
За победу (команда собрала все необходимые предметы и имеет самую большую сумму тугриков) в этом конкурсе команда получает - 10 тугриков, а остальным по 1 тугрику.
Капитан, победившей в этом конкурсе команды, должен поделиться опытом – как удалось сэкономить тугрики и добыть все необходимые предметы?
ИЛИ
Каждая группа получает карточки для обмена. Нужно за 3 минуты найти того, кто захочет с тобой поменяться. На карточке написано, что на что нужно менять.
Например: "Поменяй линейку на карандаш"(по условию игры не на всех карточках есть необходимые вещи для обмена).
- Время обмена окончено, все ли смогли обменяться? Легко ли было найти нужный товар для обмена?
- Почему не у всех совершились сделки?
IV.Рефлексия.
- Мы сейчас послушали капитана и членов всех команды, которые рассказали о том, как им удалось сэкономить. А давайте попробуем составить Памятку, которая поможет ребятам из других классов экономно расходовать карманные деньги.
Сначала вы работаете в командах – обсуждаете и формулируете. А затем составляем общую
Памятку.
1.Составление памятки « Как правильно экономить деньги?» - практическая работа
2.Защита составленных памяток
3.Ответы на вопросы:
- Во время нашей викторины мы повторили некоторые темы, связанные с финансовой грамотностью.
- Что повторили?
- Какие термины вспомнили?
- Вот и подошла к концу наше мероприятие. Победителем стала команда «…».
Молодцы, ребята! Отличная командная игра!
Каждый выскажите свое мнение об игре, продолжив предложение.
Я узнал …
Мне было …
Мне понравилось …
Мне не понравилось …
Диагностика ожидаемых результатов
Тест
Отметь знаком «+» правильный ответ
1.Что означает понятие «экономика»?