Файл: Литература Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов. Спб., изд. Детствопресс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Динамические упражнения с функциональными нагрузками для развития отдельных компонентов моторного праксиса;
Развитие динамической координации артикуляторных движений осуществлялось в сериях движений, выполнявшихся последовательно и одновременно. Работа над каждым упражнением проводилась в определенной последовательности:
- показ упражнения;
- выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
- сравнение правильного и неправильного вариантов выполнения упражнения, нахождение ошибок;
- выполнение упражнения без зеркала.
1. Взмахи двумя руками в сторону - горизонтально до уровня плеч, затем вниз к бедрам. Летели две птички, собой невелички, Как они летели, Все люди глядели.
2. Взмахи двумя руками одновременно на уровне пояса влевовправо. Взмахи одной рукой, каждой по отдельности влево-вправо. Тишина стоит вокруг, Вышли косари на луг. Взмах косой туда-сюда. Делай «раз» и делай «два».
3. Руки подняты вверх, над головой и касаются кончиками пальцев (ракета), затем опускаются в стороны - на уровне плеч. Раз, два - стоит ракета. Три, четыре - самолет. Упражнения повторяется 3-4 раза. Далее детям предлагаются более сложные упражнения.
4. Отработка сочетающихся движений глаз, языка и рук.
— Руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по правому колену, левая рука — по левому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем в противоположную от руки сторону. Челюсти сильно сжать.
— Скрещенные руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по левому колену, левая рука — по правому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, а затем в противоположную от руки сторону. Рот максимально открыт, язык спрятан.
динамические упражнения с функциональными нагрузками для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых последовательно:
-
поочередное прикосновение большим пальцем к указательному пальцу, среднему, безымянному и мизинцу в обычном и максимальном темпе. -
то же самое другой рукой. -
то же самое одновременно двумя руками. -
пальцы правой (левой) руки «здороваются» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого) -
пальцы правой руки, начиная с большого, по очереди приставляются подушечками к пальцам левой руки. -
поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с мизинца. -
сжать правую (левую) руку в кулак, поочередно разгибая пальцы, начиная с большого. -
сжать правую (левую) руку в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. -
положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым пальцами, первым и пятыми т.д. -
скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая другой рукой;
динамические упражнения с функциональными нагрузками для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых одновременно:
-
укладывание горошин в корзину одновременно обеими руками (лежащие на столе горошины брать большим и указательным пальцами); -
сжимать – разжимать кулаки в разнобой (когда правая рука сжата в кулак, левая расправлена и наоборот); -
отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно описывая в воздухе указательным пальцем левой ( правой) руки небольшой кружок; -
взять в правую и левую руку по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, стараясь не попадать одновременно в одну и туже точку дважды (порядок расставления точек произвольный). -
одновременное выбрасывание вперед кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой - поставлены в позу кольца. -
пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги правильной формы любого размера, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круги описывать по часовой стрелке, левой- в обратном направлении. -
отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, ударяя одновременно по столу указательным пальцем левой (правой) руки.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.):
Упражнения:
«Стул». Ножки, спинка и сиденье — вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.
«Стол». У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка.Левая рука складывается в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Локоть правой руки находится меняется.Рисование в воздухе. Правая рука рисует круг, а левая — квадрат.
«Рожки да ножки». «Рожки»: средний и безымянный пальцы согнуты, придерживаются сверху большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты; рука поднята вверх. «Ножки»: вытянуты указательный и средний пальцы, безымянный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим; рука опущена вниз. Одна рука показывает «рожки», вторая — «ножки». Затем руки одновременно меняются ролями.
Пилит ребром одна ладонь, забивает кулак другой руки.
«Вилка — розетка». Одна рука представляет собой электрическую розетку (указательный палец и мизинец вытянуты, средний и безымянный прижаты к ладони, придерживаются большим). Другая рука — вилка (поджаты к ладони указательный и мизинец, вытянуты средний и безымянный). Руки сближаются, вилка «втыкается в розетку». Затем одновременно руки меняются ролями, превращая вилку в розетку, а розетку — в вилку.
«Прятки». Обе руки сжаты в кулак. Одновременно происходят два движения: большой палец правой руки поднимается вверх, а мизинец левой руки вытягивается вниз. Затем, одновременно, большой палец правой руки прячется внутрь кулака, правый мизинец вытягивается вниз, а левая рука прячет мизинец и поднимает большой палец вверх.
«Поклоны». Руки согнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развернуты друг к другу. Разные пальцы правой и левой рук попарно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь, затем те же движения повторяются зеркально. Сначала раскланиваются указательный и средний палец одной руки с безымянными мизинцем другой, потом указательный палец и мизинец одной со средним и безымянным другой.
«Указатель». Локоть левой руки опирается на стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в кулак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плотно прижаты. Пальцы правой руки прикасаются в горизонтальном положении к основанию мизинца левой руки. Затем положение рук меняется.
«Птенцы». Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой рукой обхватываем пальцы левой. Затем положение рук меняется.
Кинезиологические упражнения:
«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Лезгинка» Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
«Ухо-нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой- за противоположное ухо.
«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Стихи руками: Слушайте стихи и выполняйте различные фигуры с помощью пальцев рук. Рекомендуем использовать на начальном этапе работы с детьми :
1.В домике
Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом.
2. Птички
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
3.Цветок
У нас расцвёл в саду цветок.
Чтоб стал красив он и высок,
Раскрыл наутро лепестки,
Должны работать корешки!
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...
Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз вития ребенка.
Работа на вербальном материале
Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.
Упражнение 1.
Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.
Упражнение 2.
Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.
(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)
Упражнение 3.
Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.
Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.
Упражнение1.
После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.
Взрослый. Где находится сердце?
Ребенок. Слева.
Взрослый. Где у тебя темя ?
Ребенок.Сверху.
Взрослый. Где у тебя спина ?
Ребенок. Сзади.
Взрослый. Где живот?
Ребенок. Спереди.
Упражнение 2.
Ребенок самостоятельно показывает :левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.
Упражнения 3.
Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая : правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.
Упражнения 4.
Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.
Упражнения 5.
Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.
Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.
Упражнение 1.
Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.
Упражнение 2.
От поставленной на листе точки ребенок , без отрыва руки , ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.
Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.
Упражнение 3
Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.
Упражнение 4.
Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.
Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.
Упражнение1.
Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)
Упражнение 2.
Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.
Упражнение 3.
Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.
Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7
Упражнение 4.
Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».
Упражнение 5.
Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».
Упражнение 6.
Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.
Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.
Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.