Файл: Обобщение и контроль знаний по теме " Клетка структурная и функциональная единица живых организмов ".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема: Обобщение и контроль знаний по теме " Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов ".
Цель : организовать деятельность учащихся, в результате которой они обобщат и систематизируют знания по теме " Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов "; создать условия для развития умений обобщать, систематизировать материал , выполнять тестовые задания ; содействовать развитию рефлексивной культуры .
Средства обучения: карточки с заданиями, таблицы, презентация.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Ход урока.

1.Организационный момент:

А) формула успеха: улыбка - настроение - вера в личные силы - результат.

2. Обобщение и систематизация знаний:

2.1.А) определение цели - на оценочном листе ответить на вопрос : Какую главную цель я ставлю перед собой? (прил.1)

2.2. Какое слово мы наиболее часто встречали при изучении главы ? ( клетка ). Как вы думаете , почему необходимо знать строение клетки ?

2.3.Разминка:

А) наука, изучающая клетку (цитология);

б) впервые сформулировали клеточную теорию? ( Шлейден и Шванн);

в) на какие группы по особенностям организации делятся живые организмы (прокариоты и эукариоты;

г) на какие группы по количеству мембран делятся органоиды клетки (одно- и двухмембранные);

д) перечислить двухмембранные органоиды клетки ( митохондрии и пластиды );

е) шаровидные бактерии (кокки );

ж) как называется органоид, основная функция которого - синтез белка (рибосомы );

з) носитель наследственной информации (ядро).

2.4. По изображению узнать органоид: 1- ядро; 2- митохондрии ; 3- хлоропласты ; 4- ЭПС ; 5 - рибосомы ; 6- плазматическая мембрана.




1 2 3



4 5

2.5.Соотнести:



1.Обладает избирательной проницаемостью

А- Эндоплазматическая сеть

2. На ее мембранах есть хромосомы

Б - цитоплазма

3.Имеет двойную мембрану

В- митохондрии

4.Выполняет запасающую функцию

Г - ядро

5.Является энергетическим центром клетки

Д- плазматическая мембрана

6.Содержит наследственную информацию

Е- Лейкопласты

7.Обеспечивает взаимодействие органоидов клетки




8.Состоит из билипидного слоя




Ответы : 1- Д , 2 - А , 3 - В.Г. ; 4- Е , 5 -В , 6 - Г , 7 -Б , 8 – Д.
2.6. Сравните строение клетки прокариот и эукариот.

I вариант

( Оценка есть «+» , нет «-» )

№п/п

Признак

Прокариоты

Эукариоты

1

Ядро







2

Клеточная стенка







3

Мезосомы







4

Мембранные органоиды







5

Рибасомы







6

Цитоскелет







7

Центриоли







8

Спорообразование







9

Аэробы







10

Анаэробы









II вариант

Сравните строение клеток растений и животных.

( Оценка есть «+» , нет «-» )



п/п

Признак

Клетка растений

Клетка животных

1

Ядро







2

Клеточная стенка







3

Пластиды







4

Вакуоли с клеточным соком







5

ЭПС







6

Комплекс Гольджи







7

Митохондрии







8

Рибосомы







9

Автотрофы







10

Гетеротрофы








2.7. Задания по сопоставлению и аргументации : если сравнивать клетку с заводом , то каким органоидам можно присвоить следующие названия ? Почему?

а ) Энергетические станция ( митохондрии - синтез АТФ);

б) склад готовой продукции (комплекс Гольджи - вещества упаковываются в мембранные пузырьки и разносятся по цитоплазме);

в) цех переработки отходов ( лизосомы - ферменты расщепляют вещества);

г) информационный центр (ядро);

д ) фотохимическая лаборатория ( хлоропласты - фотосинтез ).

2.8. Творческие задания:

1. Придумать вопросы о строении клетки и ее органоидов, чтобы в ответах звучала цифра 2, например :

а) сколько липидных слоев имеет клеточная мембрана?

б) сколько субъединиц имеет рибосома?

в) сколько мембран имеют пластиды, ядро, митохондрии?

г) сколько видов ЭПС бывает?

д ) сколько центриолей образует клеточный центр?

2.Рассмотрите рисунок. Составьте по картинке рассказ " Путешествие внутрь клетки твердых пищевой частицы " .




3. Итоговая проверка знаний: тест.

Вариант 1.

1. Цитология - наука о клетке: а) да; б) нет.

2.Выбрать лишнее : рибосомы, лизосомы, клеточный центр, жгутик, ресничка.

3.Заполнить пробелы, пользуясь подсказками в скобках.

..................... + ..................... + ...... ................. = ......... .... . . .

( цитоплазма, гиалоплазма, органоиды, включения )

4.Определить правильность суждений (да – нет).

а. Рибосома состоит из двух субъединиц.

б. Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов - фотосинтез.

в . Бактерии и грибы относятся к прокариотам .

г. Молекула ДНК прокариот имеет форму кольца.

д. Органоиды - это непостоянные образования клетки.

е. У прокариот нет оформленного ядра.

5.Почему клетку называют структурной единицей живых организмов?
Вариант 2.

1.Живые организмы имеют клеточное строение : а ) да б ) нет .

2.Выбрать лишнее : плазматическая мембрана, ЭПС, митохондрия , комплекс Гольджи , лизосомы

3.Заполнить пробелы, пользуясь подсказками в скобках.

................ + ................. + ............... ... = ....................

( Лейкопласты, пластиды, хромопласты, хлоропласты).

4. Определить правильность суждений (да - нет).

а. ЭПС - это часть комплекса Гольджи.

б. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.

в. Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.

г. Включения - это непостоянные образования клетки.

д. Клеточная стенка есть только у растений.

е. У растений нет клеточного центра.

5.Зависит ли уровень организации клетки от количества хромосом? Почему?
4.Рефлексия: на оценочном листе ответить на вопросы:

а) выполнил ли я то, что задумал?

б) что было сделано хорошо, а что плохо?
5.Релаксация.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока .

Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательными.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо - улыбнулись мне , а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше - поаплодировали себе .
5.Домашнее задание: параграф 10-21 , повторить правила работы с микроскопом.
Приложение 1.

Оценочный лист.

  1. Вопрос в начале урока: какую цель я ставлю перед собой?

___________________________________________________________

2.Вопрос в конце урока:

а)выполнил ли я то, что задумал?

б) что было сделано хорошо, а что плохо?