Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Кочетова Майя Сергеевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Кочетова Майя Сергеевна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Цель занятия: закрепление знаний об основных методических приемах, средствах обучения и видах упражнений по обучению грамоте в сфере организации уроков, об уровнях работы по развитию речи, о технологии работы над изложением и сочинением в начальной школе, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 1. (максимальное количество баллов – 7 баллов)
1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:
1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);
2) последовательность изучения букв, чем она определяется;
3) структура и содержание типовой букварной страницы
(разворота);
4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);
5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);
6) литературный материал (какой и как представлен);
7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению.
1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?
1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.
1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).
ОТВЕТ:
1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:
УМК: | УМК «Школа России» | УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова |
I. Структура букваря (этапы обучения грамоте) | 1.Подготовительный этап (I четверть) : - в данный период используются сюжетные и предметные иллюстрации, схемы слов и предложений. - вводится представления о предложении, об устной речи. - формируется умения слушать, говорить на обсуждаемую тему. - дети учатся составлять рассказ по картинке, связывать отдельные сюжетные иллюстрации в текст. - у детей формируется общее представление о предложении, слове, слоге, ударении, гласных и согласных звуках. 2.Основной (букварный) этап (II, III четверть): - знакомство с алфавитом. - изучение всех букв и звуков алфавита. - формирование умения читать звуки, слова и предложения. - разделение слова на слоги, постановка ударения в слове. - изучение рисуночного письма. - изучение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких. - постоянная работа над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения. 3. Заключительный (после букварный) этап (IV четверть): - изучение истории букваря. - знакомство с тесками великих русских писателей, знакомство с краткой биографией писателей. - совершенствование основных навыков чтения на литературных текстах. | 1.Подготовительный этап (I четверть) : - введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква. - формирование представления о предложении, об устной и письменной речи. - формирование умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. 2.Основной (букварный) этап (II, III четверть): - вся система упражнений формирует у учащегося правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звука - буквенный анализ. - формирование знаний о буквах, обозначающих гласные звуки. - формирование понятий о маленьких и больших буквах. - знакомство с понятием позиционной смены согласных звуков: твердые-мягкие согласные. -формирование знаний о единственном, множественном числе. - знакомство с рифмой, прозой и стихами. - дети учатся понимать прочитанное. - знакомство с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками. - введение понятия гласные-согласные звуки и буквы, которые их обозначают; ударные-безударные гласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки. - систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию. - первичное осознание детьми смысла местоимений, союзов, фонем, предложений разных по цели и интонации. - изучение слогов. 3. Заключительный (после букварный) этап (IV четверть): - дети фантазируют и придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев. - продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации. - дополняют стихотворения и придумывают свои стихи, загадки, чисто говорки. |
II. Последовательность изучения букв | Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Методическая основа обучения грамоте по букварю «Русская азбука» раскрывается в следующем: - построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков; - одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков; - непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением; - использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков. В учебник «Русская азбука» впервые вводятся тексты, которые предназначены для учеников, которые умеют читать или знают все буквы алфавита. | Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), а с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ). |
3. Структура и содержание типовой букварной страницы | В данном букваре не дано примерное планирование распределения материалов учебника по отдельным урокам. Каждый вариант построения урока, который даётся в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свои варианты урока, объединить несколько вариантов в один. | Каждый разворот в учебнике«Букварь»содержит материал одного урока. На уроке знакомства с новой буквой(буквами) на левой странице дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая показывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения,другой тренировочный материал. |
4. Виды материала для обучения звуковому анализу | Звуковые модели в «Русской Азбуке» – прямоугольники. Используются цветовые сигналы для обозначения звуков при изучении их главных свойств и признаков. | Слова для слога -звукового анализа предусмотрены на каждой левой странице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия-схематическое изображение слова. Дети слушают слово и определяют из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей - твердый согласный, зеленой - мягкий(или раскрашивают печатные кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение. Если дети еще не могут записать слово, тогда проводится его слога-звуковой анализ, если слово напечатано или дети сами могут написать его-звука-буквенный анализ. |
В структуре обучения чтению и письму традиционно выделяются три этапа:
1 подготовительный (до-букварный), который делится на две ступени: без-буквенную и изучение пяти букв, обозначающих гласные звуки;
2 основной (букварный): изучение согласных звуков и обозначающих их букв, букв Е, Ё, Ю, Я, имеющих двойную функцию, а также букв Ъ и Ь;
3 повторительно-обобщающий (после-букварный) — закрепляющий полученные лингвистические сведения и навыки чтения и письма.
При сохранении системы обучения чтению, предварительное знакомство с буквами А, О, У, И, Ы, обеспечивающее позиционное чтение слогов, последующее изучение букв, обозначающих согласные звуки, в соответствии с их частотностью, формирование слогового, а затем словесного плавного чтения, чтения предложений с необходимыми интонациями и логическими ударениями. В соответствии с системно-деятельностным подходом деятельность учителя должна способствовать формированию у детей не только предметных, но и универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных)
Структура учебной страницы Букваря:
1.изображение печатной заглавной и маленькой новой буквы;
2. Печатные слоги с изучаемой буквой;
3. Схемы для звука-буквенного анализа слов
4. Картинка с изображением предметов, в названии которой встречается новая буква;
5. предложения с новой буквой;
6. Текст со словами, в которых встречается новая буква;
7. Слова, встречающиеся в тексте.
Букварный период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.
На первой ступени учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги и составлять из букв и слогов слова. Букварный материал включает много сюжетных картинок, по которым учащиеся учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам первоклассники анализируют слога-звуковой состав слов с применением схем, выполняют словарно-логические упражнения, знакомятся с многозначными словами и словами, противоположными по значению, составляют предложения, выполняют упражнения по составлению слов.
Букварный период дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать верхние и нижние соединения букв, писать слова на одинаковом расстоянии', записывать буквами слияния, не отрывая ручки от бумаги.
Обозначение выделенного звука буквой происходят после того, как установлено место данного звука в словах, отобранных для звукового анализа. Основной принцип отбора таких слов заключается в том, что произношение звуков в них должно соответствовать написанию этих слов. Обозначив звук буквой, учащийся тут же составляет слова из букв, записывает слова с данным звуком, выделяет в словах слоги, включающие изученные звуки и буквы.
При обучении чтению по букварю и при составлении слов из разрезной азбуки применяются приемы синтеза, причем преобладает прием слога-изменения: НА, НО, НУ, НИ, НЫ. Этот прием помогает сформировать ориентировку на гласные и позиционность чтения. В этих же целях применяется сопоставление слогов и слов с твердыми и мягкими согласными.
Чтение по букварю на первой ступени охватывает небольшое число слов, которые дети легко запоминают. Они узнают эти слова по их месту на странице, которая читается несколько раз. Переходя к собственно чтению, дети допускают ошибки угадывания. Для того, чтобы предупредить «чтение» по памяти, рекомендуется читать не только по букварю, но и наборного полотна, доски, варианты букварных текстов, подготовленных учителем на карточках. Это приучает детей читать сознательно, вырабатывает умение читать самостоятельно.
Немалые трудности вызывает чтение детьми столбиков слов в букваре. Для того чтобы приучить учащихся следить за чтением столбиков слов, нужно первое время выносить эти слова на классную доску и показывать, как их читать. Следует научить детей следить за чтением с помощью указки или закладки, замечать ошибки, допускаемые товарищами.
Важно проверить понимание прочитанного. С этой целью ставятся вопросы, которые не подсказывают прочитанное слово.
Главная задача второй ступени — научить быстро ориентироваться в слога-звуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения слов, включающих слияние в разной позиции. Для этого дети должны быстро находить в слове его центральную часть — слияние и определять способ чтения примыкающих к нему согласных, читаемых до слияния: СТОЛ, СКАКА—ЛА, СТАСИК и т.п.
Повторное чтение текста может быть выборочным. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать его для класса.
Букварный период учитель в большей степени дифференцирует обучение, т.к. одни из учащихся уходят вперед, другие отстают.
Уроки письма включают разнообразные виды работы. Дети учатся писать слияние, не отрывая ручку от бумаги.
Основные трудности, связанные с обучением чтению на второй ступени, состоят в том, что дети еще отрывают произношение согласных друг от друга при чтении сложного сочетания СТО, СЛО, СИИ и т. п. Добиться чтения таких слогов связно, с ориентировкой на гласный звук слияния, поможет дополнительная помета в виде вертикальной палочки: ДРУ.
На этой ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на странице). Дети учатся читать не только прозаические, но также и стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно от-ставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию технике чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слове в речи (орфоэпические нормы). Учащиеся наблюдают некоторые орфографические явления. На этой ступени еще больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря. Хорошо успевающие учащиеся получают возможность читать дополнительно художественные тексты, помещенные на странице букваря под названием «Читаем сами».
Букварного периода. В этот период дети много и разнообразно читают тематически сгруппированные произведения детских писателей как русских, так и украинских. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения во втором классе.
На четвертой ступени изучаются звук и буква Й, буква Ю в двух значениях, слитные согласные звуки Ц и Щ, разделительные Ъ и Ь знаки. Все эти звуки и буквы не только обладают малой частотностью, но и специфическими особенностями, на которых необходимо остановить внимание учащихся. На этой ступени закрепляются знания учащихся о написании сочетаний ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА, ЖИ, ЩИ, ЦЫ, ЦИ, а также завершается обобщение о твердости и мягкости согласных звуков русского языка (с изучением буквы Ю).
Заключительная часть основного периода обучения грамоте уже не содержит новых букв. Тексты после букварного периода серьезны и позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения. Для этого необходимо выровнять умения школьников, тренировать в самостоятельном чтении и письме. Следует вводить такие приемы работы, которые широко применяются на уроках чтения: выборочное чтение, раскрытие смысла иносказания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, беседы.