Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Кочетова Майя Сергеевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 5. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

Представьте современные средства оценивания диктантов, изложения, сочинения. Составьте планирование уроков написания диктантов с 1 по 4, указав раздел изучения (по одному УМК, указав его в названии) и общее количество уроков. Отметьте самые распространённые ошибки, допускаемые учащимися в приведенных видах работ.
ОТВЕТ:

« Современные средства оценивания. Нормы и критерии оценки».
Изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще-учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся.

Все мы хорошо понимаем, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний и умений, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика. Необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.


Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандарта начального общего образования нового поколения.

На решение задачи формирования учебной деятельности в ГОС НОО обращается особое внимание:

• на ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности,

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

• планировать свою деятельность;

• осуществлять ее контроль и оценку;

• взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Контролирующая и оценочная деятельность является необходимой частью деятельностного подхода в обучении младших школьников.

В настоящее время мы оцениваем учебные достижения обучающихся руководствуясь «Методическими рекомендациями к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе»

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений – это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

В процессе обучения важно применять такие виды контроля:

Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Сюда же входят обязательные виды проверок ( «Списывание», «Диалог», «Устное сочинение и изложение», «Диктант», «Проверка языковых знаний, умений и навыков» и тд.)
Периодический контроль – проверка степени усвоения обучающимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в виде контроля знаний, умений и навыков (далее – ЗУН) обучающихся (комбинированная или дифференцированная контрольная работа, математический или словарный диктант, списывание, тесты и т.д.). Обратите внимание, что такой вид контроля как тематическая аттестация в начальной школе отсутствует. Тематическая отметка (отдельная колонка Т.О, тематический балл) не выставляется.

Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личностных показателей каждого отдельного обучающегося. Индивидуальная динамика развития и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его собственными результатами, полученными ранее, и не допускают сравнений его с другими детьми.



Предметом контрольно - оценочной деятельности являются:

Устный контроль осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм. Следует учитывать, что монологическая речь обучающихся начальных классов только формируется, поэтому недопустимо злоупотреблять индивидуальным устным опросом младших школьников.

Отметку «5» - получает ученик, если его устный/письменный ответ, письменная работа, практическая деятельность и др. в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочет (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике и в новой нестандартной ситуации, приводит собственные примеры).

Отметку «4» - получает ученик, если его устный/письменный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, применяет знания в стандартной ситуации (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» - получает ученик, если его устный/письменный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям учебной программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов (правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» - получает ученик, если его устный/письменный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём ЗУНов обучающегося составляет от 10% до 50% содержания (неправильный ответ).

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса.

При большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1»;

при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки, для «3» — 4 орфографические ошибки, для «2» — 7 орфографических ошибок; отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений; при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной


Оценка сочинений и изложений

Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся: коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму; языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка; навыки правописания— орфографические и пунктуационные. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается отметкой по литературе. В 10-11 -х классах обе отметки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Диктант

Цель: формирование умения осознанного усвоения знаний букв и слов, произношение которых не расходится с написанием; учить писать слова и предложения под диктовку, анализировать предложение.

Планируемый результат:

Личностные УУД: положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности.

Предметные УУД: учить записывать под диктовку слова различной звука-слоговой структуры без пропуска или замены букв; проверить каллиграфический навык: начертание букв, их соединения в словах, качество письма; различать твёрдые и мягкие согласные; делить слова на слоги.

Мета-предметные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои действия.

Педагогические технологии: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, технология здоровье-сбережения (двигательные физ-минутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).

Тип урока: контроль знаний учащихся

Оборудование: учебник; тетрадь для учащихся в косую линию.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

Повторение правил посадки при письме, положения тетради на парте.


Повторение ранее изученных правил и орфограмм при написании слов под диктовку; правила оформления предложений.

Физкультминутка

3.Сообщение темы и цели урока

Знакомство с текстом

Слова для справок: во дворе, хорошо. (Доска)

Диктант: Зимой.

Пришла зима. Выпал снег. Дети играют во дворе. Они лепят снежную бабу. У Коли санки. Хорошо зимой!

Физкультминутка

Работа над грамматическим заданием

Задания:

Вариант 1

1. Спиши и раздели слова на слоги: Выпал, санки, Коля.

2. В данных словах подчеркни мягкие согласные.

Вариант 2

1. Спиши и раздели слова на слоги: Зима, лепят, дети.

2. В данных словах подчеркнуть мягкие согласные.

4.Подведение итогов

5. Рефлексия

Вариант 1

1.Спиши и раздели слова на слоги: Лето, город, телефон.

2. В данных словах подчеркни мягкие согласные.

Вариант 2

1.Спиши и раздели слова на слоги: Зима, народ, василёк.

2. В данных словах подчеркнуть мягкие согласные.

Вариант 1

1.Спиши и раздели слова на слоги: Лето, город, телефон.

2. В данных словах подчеркни мягкие согласные.

Вариант 2

1.Спиши и раздели слова на слоги: Зима, народ, василёк.

2. В данных словах подчеркнуть мягкие согласные.

Вариант 1

1.Спиши и раздели слова на слоги: Лето, город, телефон.

2. В данных словах подчеркни мягкие согласные.

Вариант 2

1.Спиши и раздели слова на слоги: Зима, народ, василёк.

2. В данных словах подчеркнуть мягкие согласные.

Вариант 1

1.Спиши и раздели слова на слоги: Лето, город, телефон.

2. В данных словах подчеркни мягкие согласные.

Вариант 2

1.Спиши и раздели слова на слоги: Зима, народ, василёк.

2. В данных словах подчеркнуть мягкие согласные.

Типичные ошибки в сочинениях и изложениях учащихся

1-Несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;

2-Фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;

3-Логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;