Файл: Б Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Авторам этой монографии была предложена собственная модель типологии личности, основанная на экспериментальном выделении типов, исходя из целостной иерархии ценностных ориентаций исследуемых. Методом кластерного анализа исследуемые были разделены на три группы, представляющие собой достаточно четкие типы, имеющие различные системы ценностных ориентаций.
Групповая иерархия инструментальных ценностей 1-го типа отличается достоверно большей субъективной значимостью честности, 2-го типа - ответственности; 3-ий тип характеризуется ориентацией на ценности независимости, твердой воли, самоконтроля при низкой значимости таких ценностей, как честность, терпимость и чуткость.
Выделенные типы мы условно обозначили как «консервативный», «творческий» и «индивидуалистический».
Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида. По мнению В.Ф. Анурина, потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования.
И.Н. Истомин рассматривает ценностные ориентации как определенную категорию установок. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, существенно определяющая его дальнейшее поведение.
В.Б. Ольшанский дает следующее определение ценностей: «Ценности своеобразные маятники, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано - либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации».
Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира.
Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова оперируют понятием "личностные ценности". Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился.
Вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения подтвержден и социологическими исследованиями. В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения.
Ценностные ориентации ощутимо сказываются на различных сторонах жизнедеятельности группы: от личной адаптации входящих в нее членов до ее продуктивности.
Исследования проблемы ценностей, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.
Ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценности носят двойственный характер, они социальны. Социальные ценности определяются как некое данное, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности.
В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.
3.Критерии оценивания:
В конспекте зафиксированы:
Критерий оценивания | Баллы |
1. Найти и извлечь информацию из текста | |
В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность» | 1 |
В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций | 1 |
В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга | 0 |
В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности | 1 |
В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности | 0 |
В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека | 1 |
В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности | 1 |
В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности | 1 |
В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития | 1 |
В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения | 1 |
2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста | |
Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов | 1 |
3. Осмыслить и оценить сообщения текста | |
Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности | 1 |
Итого | 10 |
Интерпретация результатов:
0–4 балла | Конспект требует серьезной доработки (низкий уровень читательской грамотности) |
5–8 баллов | Конспект требует доработки по отдельным позициям (средний уровень читательской грамотности) |
9–12 баллов | Конспект выполнен на должном аналитическом уровне (достаточный уровень читательской грамотности) |
4. Вывод: Рассмотрев различные взгляды ученых на развитие личности, можно сделать вывод о том, что уровни сформированности интеллектуальной, моральной, эмоциональной, социальной сфер человека выступают в качестве внутренних факторов развития системы ценностных ориентиров, в качестве внешних факторов развития системы ценностных ориентаций можно определить социальную среду, семью, сверстников, личность учителя, образовательную, рабочую среду, средства массовой информации, общество в целом, культуру, законы и традиции и т. д. Основной областью развития системы ценностных ориентиров и в то же время областью проявления уровня развитости этой системы мы считаем деятельность человека.
5. Вывод: «Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. У развитого читателя должны быть сформированы умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения и умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.
Работая над главой монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ», достигла единого адекватного прочтения текста, понимание автора. Нашла и смогла извлечь нужную информацию из текста, проявила умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащую в нем информацию. Использовала полученную информацию для решения поставленной передо мной задачи.
2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования» (https://razgovor.edsoo.ru/)
-
Изучить контент (информацию), представленный(ую) на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном», где представлены разработки конкретных занятий.
На портале для педагогов размещены примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана. Действует Конструктор рабочих программ (удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам. С помощью Конструктора рабочих программ учитель может персонифицировать примерную рабочую программу по предмету: локализовать школу и классы, в которых реализуется данная программа, дополнить ее информационными, методическими и цифровыми ресурсами, доступными учителю и используемыми при реализации программы.
Также в помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические видео-уроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС начального общего и основного общего образования. В свободном доступе размещены учебные пособия, посвященные актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям ФГОС начального общего и основного общего образования.
В разделе «Новости» размещены материалы, ссылки на записи онлайн-мероприятий, посвященных вопросам введения обновленных ФГОС.
Предусмотрено также получение учителем индивидуальной консультативной помощи по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ООО (указан телефон горячей линии).
На портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Организация внеурочной деятельности» находятся «Программы внеурочной деятельности», где можно ознакомиться и скачать Примерную рабочую программу курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (НОО, ООО, СОО), разрабатываемые Институтом стратегии развития образования РАО к началу нового 2022-2023 учебного года.
-
Рассмотрим пять федеральных занятий для той возрастной группы учащихся, где я являюсь классным руководителем, проанализируем их.
-
Тема: День знаний / Россия — страна возможностей. 3–4 классы: «День знаний. Рекорды России ».
Основное содержание: Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможностей».
Цели занятия:
1. Сформировать у обучающихся представление о потенциале и пользе самореализации и самоопределения, используя возможности платформы «Россия – страна возможностей».
2. Развивать потребность в разносторонней позитивной самореализации через освоение новых знаний и приобретение практического опыта самоопределения.
3. Воспитывать деятельностный патриотизм как ценностно-смысловое отношение к Родине, выраженное в гражданской идентичности, социальном созидании, несении социальной ответственности через осмысленную самореализацию и самоопределение.
4. Познакомить обучающихся с наиболее значимыми мероприятиями Российской Федерации, проводимыми для школьников: всероссийской олимпиадой школьников и международными олимпиадами, мотивировать их к участию в данных мероприятиях.
Формирующиеся ценности: самореализация, развитие, дружба.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя исследование и групповую работу.
Комплект материалов: сценарий, презентационные материалы.
Структура занятия:
Часть 1. Мотивационная. Занятие даёт возможность ознакомления школьников с полезной информацией (посредством видео) и осмысления полученной информации через интерактивную беседу, самоопределение.
Часть 2. Основная. Обсудив характеристики личности успешного человека, поняв важность размышления о будущем и закончив поиск сходства с героями ролика, школьники знакомятся с проектами платформы «Россия – страна возможностей».
Часть 3. Заключение. Подведении итогов работы: благодаря успешным и счастливым людям развивается наша страна, а Мир знает о нашей науке и культуре, о покорении космоса и высоких достижениях в медицине. Успех каждого зависит от личного вклада в свое развитие, а в России есть условия, чтобы реализоваться в разных сферах посредством участия в интеллектуальных состязаниях, проектах платформы «Россия – страна возможностей».
Результаты занятия: понимание обучающимися того, что каждый ребенок вне зависимости от места проживания, должен знать, что государство создало для него возможности для самореализации.
-
Тема: День пожилых людей. 3–4 классы: «О наших бабушках и дедушках »
Основное содержание: 1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества.
Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба
Продолжительность занятия: 30 минут.