Файл: Кафедра мировой экономики и менеджмента Курсовая работа Бедность как индикатор экономической безопасности.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ценности плотно укрепляются в сознании, они передаются от одного поколения к другому, приводя к «наследованию» бедности.
Приверженцы культурного объяснения феномена бедности выступают за развитие в людях таких качеств как целеустремленность, сила воли и амбициозность. По их мнению, одним из вариантов решения проблемы бедности является ликвидация государственной помощи или ее существенное видоизменение (например, переход от безвозмездных пособий к таким, которые можно получить, поучаствовав в общественных работах).
Теории этого направления связывают наличие бедности со структурными особенностями общества, основанными на социальной стратификации, экономическом неравенстве и т.д.
Сторонники данной концепции утверждают, что в жизни общества в целом случаются периоды, когда вероятность возникновения бедности очень высока. Например, это происходит, когда наблюдается общий спад экономики в стране. При этом бедность становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо создавать систему социального страхования.
Независимо от того, каковы первичные причины бедности, можно смело предположить, что однажды возникнув, она начинает повторно воспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в так называемый порочный круг нищеты. Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате этого не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. В этом случае стране с каждым годом всё труднее вырваться из нищеты. [22]
В научной литературе и официальных документах предлагаются различные варианты набора экономических угроз и опасностей. Однако низкий уровень жизни, высокая степень дифференциации доходов населения и значительный уровень бедности единогласно называются в качестве значимой внутренней угрозы экономической безопасности России. Существует определенный набор критических параметров, определяющих экономическую безопасность государства, нарушение которых приводит к утрате его самостоятельности, и в результате государство может перестать существовать как таковое. Эти критические параметры охватывают области, в наибольшей степени связанные с проблемой выживания.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 г. №683 в качестве серьезной угрозы безопасности страны рассматривает повышение уровня бедности и увеличение имущественной дифференциации населения. В этих условиях происходит ослабление доверия населения к государству, усиливается вероятность возникновения социального конфликта. Таким образом, социально-экономическая дифференциация населения страны превращается в реальную угрозу политического характера. [12]
В современных условиях разнообразная проблематика преодоления бедности во многих странах по своей значимости и отдачи является важнейшей проблемой, обеспечивающей экономическую безопасность. И под таким углом зрения следует рассмотреть сложившиеся и планируемые системы мер по преодолению бедности, ведь уже достаточно долгий период не менее четверти россиян находятся за чертой бедности.
Одним из главных направлений по преодолению бедности становится социальное направление, которое находит выражение в социальной политике государства. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Важной задачей социальной политики является адресная (предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенным слоям населения. Государство повышает доходы малоимущим, выплачивает пенсии, выдает продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным гражданам и многодетным семьям. Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т.к. высокий уровень занятости обеспечивает соответствующие доходы основной части населения. [20]
Большое значение в уменьшении количества бедных в стране играет перераспределение доходов. С одной стороны, чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе, сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение этой деятельности государства ведет к росту дифференциации доходов
, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.
Следует отметить, что также существует необходимость реформирования налоговой системы страны, в частности введения прогрессивного подоходного налога. [6]
Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы:
Глава 2. Сравнительный анализ и оценка уровня бедности населения стран.
Для оценки уровня бедности в стране сравнивают среднедушевые доходы с прожиточным минимумом. Вторым критерием может выступать соотношение со средней зарплатой по стране. В этом случае к бедным относят тех, у кого среднедушевые доходы менее одной трети от среднего показателя заработной платы по стране. И, наконец, о бедности можно судить по доли затрат на питание в расходах семьи. Если данные расходы составляют более 50%, то семью можно отнести к бедным. В богатых же семьях эта доля составляет 5-6 %. [11]
Для оценки бедности применяется показатель уровня бедности. Он представляет собой долю населения с доходами ниже прожиточного минимума (которые находятся за чертой бедности). Используются и такие показатели как глубина бедности и жесткость бедности. Первый показатель показывает объем средств, которые необходимы для преодоления порога прожиточного минимума. Второй показатель выражает дифференциацию доходов внутри бедного населения.
Уровень бедности зависит от того, какие компенсационные инструменты использует правительство для увеличения доходов населения.
В России используется три типа таких механизмов:
Одна из причин бедности - слабая самоадаптация населения. Как правило, население долго адаптируется к резким социально-экономическим реформам. Длительное время с начала реформ население рассчитывает на помощь государства.
Еще одной причиной бедности можно считать положение индивидуума в социальной структуре общества. Дело в том, что ряд категорий населения оказываются наиболее уязвимыми и составляют основу бедных. К ним относятся пенсионеры, инвалиды, дети-инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери, вдовы, дети-сироты и дети, оставленные без попечения родителей, беженцы и вынужденные мигранты. [13]
Масштабы бедности трудно уловить достаточно точно. Если взять пример последствия экономического дефолта, которые повлекли за собой ряд экономических реформ в стране, то общий доход населения не имел стабильного характера роста или падения. В 1996 г. примерно 25% населения имело доходы ниже прожиточного минимума, в 1997 г. – 22 %, в 1998 г. – 21 %, в 1999 г. – 30 %, а в 2000 г. – 44 %. [17]
В связи с переходом к рыночной модели экономики в России резко обострился процесс расслоения общества, возникла необходимость применения широко используемых в международной статистической практике методик анализа социально-экономической дифференциации населения по денежным доходам на основе выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. Важнейшим инструментом такого анализа является построение распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода, позволяющее производить сравнительную оценку благосостояния отдельных групп населения. Особое внимание при этом уделяется низкодоходным социальным группам, нуждающимся в целенаправленной социальной политике государства.
Таблица 1 - Факторы дифференциации доходов населения
Приверженцы культурного объяснения феномена бедности выступают за развитие в людях таких качеств как целеустремленность, сила воли и амбициозность. По их мнению, одним из вариантов решения проблемы бедности является ликвидация государственной помощи или ее существенное видоизменение (например, переход от безвозмездных пособий к таким, которые можно получить, поучаствовав в общественных работах).
-
Структурные объяснения.
Теории этого направления связывают наличие бедности со структурными особенностями общества, основанными на социальной стратификации, экономическом неравенстве и т.д.
Сторонники данной концепции утверждают, что в жизни общества в целом случаются периоды, когда вероятность возникновения бедности очень высока. Например, это происходит, когда наблюдается общий спад экономики в стране. При этом бедность становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо создавать систему социального страхования.
Независимо от того, каковы первичные причины бедности, можно смело предположить, что однажды возникнув, она начинает повторно воспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в так называемый порочный круг нищеты. Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате этого не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. В этом случае стране с каждым годом всё труднее вырваться из нищеты. [22]
-
Бедность населения и экономическая безопасность государства
В научной литературе и официальных документах предлагаются различные варианты набора экономических угроз и опасностей. Однако низкий уровень жизни, высокая степень дифференциации доходов населения и значительный уровень бедности единогласно называются в качестве значимой внутренней угрозы экономической безопасности России. Существует определенный набор критических параметров, определяющих экономическую безопасность государства, нарушение которых приводит к утрате его самостоятельности, и в результате государство может перестать существовать как таковое. Эти критические параметры охватывают области, в наибольшей степени связанные с проблемой выживания.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 г. №683 в качестве серьезной угрозы безопасности страны рассматривает повышение уровня бедности и увеличение имущественной дифференциации населения. В этих условиях происходит ослабление доверия населения к государству, усиливается вероятность возникновения социального конфликта. Таким образом, социально-экономическая дифференциация населения страны превращается в реальную угрозу политического характера. [12]
В современных условиях разнообразная проблематика преодоления бедности во многих странах по своей значимости и отдачи является важнейшей проблемой, обеспечивающей экономическую безопасность. И под таким углом зрения следует рассмотреть сложившиеся и планируемые системы мер по преодолению бедности, ведь уже достаточно долгий период не менее четверти россиян находятся за чертой бедности.
Одним из главных направлений по преодолению бедности становится социальное направление, которое находит выражение в социальной политике государства. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Важной задачей социальной политики является адресная (предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенным слоям населения. Государство повышает доходы малоимущим, выплачивает пенсии, выдает продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным гражданам и многодетным семьям. Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т.к. высокий уровень занятости обеспечивает соответствующие доходы основной части населения. [20]
Большое значение в уменьшении количества бедных в стране играет перераспределение доходов. С одной стороны, чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе, сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение этой деятельности государства ведет к росту дифференциации доходов
, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.
Следует отметить, что также существует необходимость реформирования налоговой системы страны, в частности введения прогрессивного подоходного налога. [6]
Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы:
-
Ученые определяют четыре концепции определения категории бедности (абсолютная, относительная, субъективный подход); -
Причины возникновения бедности разбивают по группам: экономические, социальные, социально-медицинские, демографические, образовательно-квалификационные, политические, регионально-географические, религиозно-философские и психологические; -
Выделяют две концепции объяснения причин бедности: одна связана с культурными особенностями, а другая со структурой общества; -
Бедность населения относится к внутренним угрозам экономической безопасности страны и по значимости не уступает криминализации общества; -
Существуют различные пути преодоления бедности: развитая социальная политика государства, рациональное перераспределение доходов, реформа налоговой системы в области подоходного налога.
Глава 2. Сравнительный анализ и оценка уровня бедности населения стран.
-
Способы определения уровня бедности
Для оценки уровня бедности в стране сравнивают среднедушевые доходы с прожиточным минимумом. Вторым критерием может выступать соотношение со средней зарплатой по стране. В этом случае к бедным относят тех, у кого среднедушевые доходы менее одной трети от среднего показателя заработной платы по стране. И, наконец, о бедности можно судить по доли затрат на питание в расходах семьи. Если данные расходы составляют более 50%, то семью можно отнести к бедным. В богатых же семьях эта доля составляет 5-6 %. [11]
Для оценки бедности применяется показатель уровня бедности. Он представляет собой долю населения с доходами ниже прожиточного минимума (которые находятся за чертой бедности). Используются и такие показатели как глубина бедности и жесткость бедности. Первый показатель показывает объем средств, которые необходимы для преодоления порога прожиточного минимума. Второй показатель выражает дифференциацию доходов внутри бедного населения.
Уровень бедности зависит от того, какие компенсационные инструменты использует правительство для увеличения доходов населения.
В России используется три типа таких механизмов:
-
Повышение доходов в связи с ростом цен России. -
Компенсация, охватывающая занятых в государственном секторе экономики и в организациях бюджетной сферы, где оплата осуществляется в рамках ЕТС. Компенсация роста цен и инфляции здесь осуществляется с существенным запозданием и величина компенсации невысока. -
Компенсация, охватывающая тех, кто получает социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии). Часть из них напрямую связана с размером минимальной затраты (пособия, стипендии), другая часть имеет независимый от госбюджета источник финансирования - пенсии. Однако имеют ограничения по своим размерам.
Одна из причин бедности - слабая самоадаптация населения. Как правило, население долго адаптируется к резким социально-экономическим реформам. Длительное время с начала реформ население рассчитывает на помощь государства.
Еще одной причиной бедности можно считать положение индивидуума в социальной структуре общества. Дело в том, что ряд категорий населения оказываются наиболее уязвимыми и составляют основу бедных. К ним относятся пенсионеры, инвалиды, дети-инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери, вдовы, дети-сироты и дети, оставленные без попечения родителей, беженцы и вынужденные мигранты. [13]
Масштабы бедности трудно уловить достаточно точно. Если взять пример последствия экономического дефолта, которые повлекли за собой ряд экономических реформ в стране, то общий доход населения не имел стабильного характера роста или падения. В 1996 г. примерно 25% населения имело доходы ниже прожиточного минимума, в 1997 г. – 22 %, в 1998 г. – 21 %, в 1999 г. – 30 %, а в 2000 г. – 44 %. [17]
В связи с переходом к рыночной модели экономики в России резко обострился процесс расслоения общества, возникла необходимость применения широко используемых в международной статистической практике методик анализа социально-экономической дифференциации населения по денежным доходам на основе выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. Важнейшим инструментом такого анализа является построение распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода, позволяющее производить сравнительную оценку благосостояния отдельных групп населения. Особое внимание при этом уделяется низкодоходным социальным группам, нуждающимся в целенаправленной социальной политике государства.
Таблица 1 - Факторы дифференциации доходов населения
Факторы дифференциации доходов | Примеры |
Особенности социально-экономической среды | |
Рыночная структура | Рынки несовершенной конкуренции (особенно олигополия и монополия); спрос и предложение труда разной квалификации |
Территориальные факторы | Неравенство между городом и селом, региональные и отраслевые различия |
Экономические циклы | Безработица |
Неравномерная адаптация населения к меняющемуся спектру экономических возможностей | Неравномерное распределение выгод от приватизации государственного имущества |
Институциональная организация экономики | Институционально-обусловленные преимущества положения одних социальных слоев по отношению к другим: статусная дифференциация; наличие институтов, регулирующих социально-трудовые отношения |
Демографические факторы | Влияние пола, возраста, национальности и различия в мобильности населения |
Морально-этические нормы общества | Воспитываемое мировоззрение и ценности, выбор способов экономического и социального поведения |
Система налогообложения | Прогрессивное, пропорциональное, регрессивное налогообложение; налоги на собственность и наследство |
Особенности индивидуального характера | |
Унаследованные факторы | Врожденные способности, наследство и инвестиционные возможности |
Накопленный человеческий капитал | Образование, деловые и профессиональные навыки, отношение к рискам, здоровье |
Тип семьи | Иждивенческая нагрузка |
Связи | Протекция, рекомендация, трудоустройство «своих», предоставление неформальной характеристики рабочего места |
Особенности непредвиденного характера | |
Случайности | Удача, крупные выигрыши, несчастья, фондовые рынки |
Социальные, политические и природные потрясения | Неожиданная инфляция |