Файл: Кафедра мировой экономики и менеджмента Курсовая работа Бедность как индикатор экономической безопасности.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существуют различные факторы, влияющие на дифференциацию доходов. Помимо общепризнанных факторов (рыночной структуры, индивидуальных способностей и др.) в современном мире все большую роль в усиливающейся дифференциации доходов и уровня жизни населения играют морально-этические нормы современного общества и территориальные различия в проживании. Дифференциация доходов приводит к усиливающейся поляризации общества, возникновению конфликтов между слоями населения, что отрицательно влияет на качество жизни общества. Многие современные исследователи уделяют внимание оценке влияния дифференциации доходов населения на социальные процессы, на различные аспекты человеческой жизни. [18]
Ученые многих стран сегодня стараются отойти от понятия бедности как от индикатора недостатка материальных благ населения. Современное общество научилось очень быстро противостоять внешним факторам, влияющим на жизнь в целом. Если еще 20-30 лет назад, экономисты выделяли лишь три слоя населения по доступности материальных благ, то с начала XXI века этот показатель растет. На данный момент выделяют уже более двадцати основных категорий социально-экономического разделения населения, так же существует разделения на подтипы.
Рассмотрим основные факторы разделения населения по доходности в России за 2017 год:
Таблица 2 - Факторы разделения населения по доходности в России за 2017 год [17]
Доход (руб.) | Процент населения (%) |
Меньше 10000 | 14,3 |
От 10000 до 15000 | 12,6 |
От 15000 до 19000 | 15,2 |
От 19000 до 27000 | 18,9 |
От 27000 до 60000 | 31 |
От 60 и выше | 8 |
Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод о том, что разница между «слоями» в среднем больше, чем в 2 раза. Данные показатели говорят о неэффективной политике государства в сфере экономического и финансового поддержания населения.
Для улучшений показателей в сфере экономической поддержки населения, необходимо пересмотреть некоторые направления развития внутриэкономической политики:
-
Увеличение роста ВВП на душу населения в направлении природных ресурсов за счет демпинга и внедрения страны на основные финансовые рынки, что поможет повысить в цене основные сбываемые природные ресурсы страны. -
Создание нормативно-правовых актов, регулирующих вывоз средств из страны коммерческими организациями.
-
Анализ основных социально-экономических показателей развития стран, на примере США
В каждой стране складывались и продолжают складываться свои специфические факторы развития и США здесь не исключение. Обширная территория (9,3 млн. кв. км), богатство природных ресурсов, огромный потребительский рынок (население — более 300 млн. чел.), развитые рыночные отношения — всё это способствовало экономическому прогрессу. [14]
Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, также за счет технической модернизации промышленности с относительно несложным производством, повышении эффективности использования производственного аппарата капиталоемких и материалоемких отраслей промышленности с высокой долей промежуточной продукции (металлургия и химическая промышленность).
В начале XX в. нематериальное производство занимало незначительное место в хозяйстве США, а в настоящее время оно превратилось в динамично развивающийся сектор хозяйства. Наиболее быстрый рост сферы нематериального производства и услуг в США был отмечен в отраслях так называемого духовного производства (наука и образование), а также восстановления физических и творческих способностей человека. Среди этих отраслей особенно выделяются те, которые связаны с рекреационной деятельностью населения.
Структурная перестройка промышленного производства основывается на быстром и взаимосвязанном росте трех ключевых отраслей современной индустрии: машиностроения, электроэнергетики и химической промышленности. На них приходится 55-60% всех инвестиций в промышленности развитых стран.
На сегодняшний день США уверенно входит двадцатку самых развитых стран мира. Уровень безработицы в стране колеблется на уровне 32%. Средняя заработная плата американцев составляет 57167 долларов в год. Средний уровень жизни населения примерно от 67 до 74 лет. ВВП на душу населения составляет 55836 долларов. Общий ВВП страны - 18,57 трлн. долларов. [14]
Для развития социально-экономического направления США, как лидирующая страна по уровню жизни населения, ставит приоритетом развитие правового регулирования всех сфер жизнедеятельности государства. Это проявляется в создании различных правовых инструментов в сферах налогообложения, образования, здравоохранения и т.д. Данная тенденция складывается из основного направления политического видения, направленного на улучшение благосостояния населения, так называемая «American dreams». Данная тенденция складывается на основе взглядов населения на развитие тех или иных направлений в социально-экономической сфере.
Для того чтобы понять основной принцип данной тенденции развития государства, необходимо рассмотреть основные аспекты уровня жизни в сравнении населения Соединённых Штатов периода 1980-1990 и 2000-2012 годов. На данный момент, США находится на 15-м месте по общему уровню удовлетворённости населения по 10 основным аспектам жизни населения. Данные берутся с расчетом опросов населения по данным периодам по общему уровню развития страны в данных сферах и статистическим данным крупных электронных издательств Sodexo и OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) из расчета по шкале от 1 до 10.
Таблица 3 - Основные аспекты уровня жизни населения США 1980-1990 гг. и 2000-2012 гг. [14]
Аспекты | Периоды | |
1980-1990г. | 2000-2012г. | |
Жилищные условия | 6,1 | 7,9 |
Доход | 7,1 | 9,6 |
Работа | 7,0 | 8,6 |
Образование | 5,1 | 7,0 |
Здоровье | 7,9 | 8,8 |
Безопасность | 7,7 | 7,9 |
Общая удовлетворенность населения | 8,0 | 7,3 |
Данное исследование говорит об общей тенденции развития страны. Следует учесть, что данные показатели не стоит брать за основу видения общего положения дел в стране, так как эти аспекты неразрывно связаны с политической ситуацией в стране. [15]
По проведенному анализу можно сделать вывод о том, что Соединённые Штаты Америки двигаются по направлению поиска подходящей системы развития государства, что не может не сказываться на динамическом изменении аспектов уровня социально-экономического развития страны.
В стратегии развития страны так же необходимо выделить глубокое дифференцирование инструментов развития социально-экономического направления. Это проявляется в следующем:
-
Внутриполитическое взаимодействие между нижней и верхней ветви власти; -
Дифференциация принятий управленческих решений во всех сферах жизнедеятельности государства; -
Резкие шаги по изменению и внедрению в сферы жизни населения, путем нормативно-правовых инструментов.
Данные методы сказываются как позитивно (благодаря резко меняющемуся курсу развития и поиску новых методов), так и негативно (затраты больших финансовых ресурсов)
На основе вышеизложенного можно сделать вывод об общей эффективности развития аспектов социально-экономического развития страны. Даже при всей нестабильности роста развития страны и внешнеполитические трудности, США остается одним из лидеров на мировой арене.
-
Анализ и оценка современного уровня бедности населения России
Для грамотного изучения бедности в России принято брать за основу несколько основных теорий изучения бедности и благосостояния страны.
В эти теории входят концептуальные подходы к определению и измерению бедности, которые были рассмотрены выше (абсолютная, относительная концепция, субъективный подход) и основные методы определения и стоимостной оценки национальной линии бедности.
Несмотря на короткую историю России постсоветского периода и сохранившуюся в стране приверженность абсолютной концепции определения бедности, методологические подходы к построению линии бедности за этот период трижды кардинально менялись. Кроме того, каждые пять лет минимальная потребительская корзина в России пересматривалась с учетом произошедших в стандарте массового потребления российских домашних хозяйств изменений. Неизменным, однако, остался подход, согласно которому прожиточный минимум устанавливается в разрезе наиболее значимых демографических групп и в среднем на душу отдельно для каждого субъекта Российской Федерации и для страны в целом. [23]
Методология определения национальной линии бедности заключается в глубоком изучении каждого фактора, воздействующего на общий уровень бедности населения страны. Основным направлением изучения бедности является анализ влияния каждого аспекта жизни населения на общий уровень благосостояния. Для изучения проблемы под такой плоскости необходимо рассмотреть научные данные, которые позволят провести тщательны анализ уровня бедности России.
В современной России часто сравнивают прожиточный минимум с началом перестройки, чтобы дать представление того, как уровень жизни населения изменился за последние 25 лет.
Если историю российских кризисов отсчитывать от либерализации цен в 1992 году, приведшей к двукратному падению душевых реальных денежных доходов, то второй кризисной точкой для домашних хозяйств стал 1995 год. В этот момент с целью финансовой стабилизации были запущены
механизмы снижения государственных расходов, проявившиеся в административно-волевом сокращении или задержке финансирования статей, существенно влияющих на доходы населения. Политика таргетирования инфляции, не достигнув целевых показателей по ее снижению, привела к падению реальных доходов на 13,1% по сравнению с предыдущим годом, а реальная заработная плата снизилась на 26%. В этот год соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума снизилось до 195%., несмотря на то, что его динамика на протяжении трех лет демонстрировала рост. [20]
Рисунок 1 - Соотношение в процентах среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума с 1992-2014 гг.
Последствия кризиса 1998 года для сектора домашних хозяйств наиболее ярко проявились в 1999 году, когда рассматриваемое соотношение снизилось до 177% - самого низкого уровня за всю историю постсоветского периода. Реакцией на низкий уровень жизни стало не только падение реальных денежных доходов, но и развертывание дискуссии о переходе к новому прожиточному минимуму. Тема минимальной потребительской корзины всегда была политизирована, и период кризиса конца 90-х не стал исключением: низкая черта бедности в тот момент позиционировалась политиками не как результат падения уровня жизни, а как одна из его причин. Прожиточный минимум 1992 года критиковали за низкое качество минимальной продуктовой корзины и неправильный выбор метода оценки непродовольственной части. Несмотря на популизм данной позиции, она, тем не менее, поспособствовала переходу к черте бедности более высокого порядка.
После 2000х годов Россия оправилась от экономических потрясений и взяла курс на повышение общего уровня благосостояния населения, начиная работу в правовой, политической и экономической сфере. С повышением влияния на международной арене, с развитием промышленности и добыче природных ископаемых, Российская Федерация достигла роста денежных доходов населения в 1,8 раз за девять лет. Такого скачка роста благосостояния не наблюдалось последние пятьдесят лет.
Отличительной чертой бедности России является большое количество работающих бедных, то есть тех, у кого доход не превышает 7500 руб. Это говорит о том, что дифференциация рабочих мест в стране очень велика. На это влияет множество факторов: