Файл: Кафедра мировой экономики и менеджмента Курсовая работа Бедность как индикатор экономической безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Уровень безграмотности населения;

  • Нестабильный уровень развития малого и среднего бизнеса;

  • Низкая финансовая поддержка государства населения.

Данные факторы негативно влияют не только на общий уровень благосостояния, но и на выработку необходимой концепции нейтрализации данных проблем. Если сравнивать уровень жизни последних 17 лет, то в этом случае мы так же не сможем выявить позитивную динамику нейтрализации уровня бедности.



Рисунок 2 - Уровень развития занятости населения в России в 2000-2016 гг. [17]

На данном графике можно выявить некоторые закономерности:

  • С 2000-го года демография в стране начала расти, но при этом нехватка рабочих мест остается критичной, более половины дееспособного населения страны имело постоянный доход.

  • С улучшением экономического положения, произошел рост грамотности страны, увеличилось число населения, имеющее высшее или средне-специальное образование, что не могло не повлиять на сокращение мест среди работающих пенсионеров.

  • С 2011 года общий уровень благосостояния населения растет за счет укрепления экономического состояния и внутренних реформ.

Одной из причин сложившегося профиля бедности российского населения и происходящих в нем изменений является действующая система минимальных социальных гарантий. Их размеры, в том числе величины минимального размера оплаты труда (МРОТ) и базовой части трудовой пенсии по старости, не обеспечивают доходов на уровне прожиточного минимума.

На основе проведенного анализа современного уровня бедности населения России, можно сделать вывод о том, что бедность в России имеет определенные характерные черты, отличные от других стран. Это проявляется во внешней и внутренней политике, экономической нестабильности на протяжении последних 25 лет, общего уровня социального развития, но главное то, что в России нет фундаментального подхода к решению бедности. Все вышеперечисленные факторы дают толчок к экономическому расслоению населения на более мелкие группы. Подобное направление лишь усложнит решение бедности в стране.


Глава 3. Нейтрализация угроз экономической безопасности на примере России

  1. Пути нейтрализации угроз экономической безопасности в контексте благосостояния населения России.

Существуют различные угрозы экономической безопасности страны. Они влияют на все сферы жизнедеятельности государства в большей или меньшей степени. Угрозы разделяют на внутренние и внешние.

К внешним экономическим угрозам относят:

  1. технологическая блокада из-за отставания страны в научно- технической сфере;

  2. продовольственная уязвимость из-за зависимости страны от импорта продуктов питания;

  3. негативное влияние мировых, финансовых, валютных рынков на ещё не окрепший внутренний рынок;

  4. потеря рынков сбыта.

Для анализа путей противодействия экономическим угрозам, более тщательно необходимо рассмотреть внутренние угрозы:

  1. Структурная деформация экономики;

  2. Снижение инвестиционной и инновационной активности экономики;

  3. Сырьевая зависимость экономики ;

  4. Усиление зависимости от внешнеэкономических отношений;

  5. Утечка капитала в зарубежные страны;

  6. Имущественное расслоение общества;

  7. Рост внешнего долга;

  8. Чрезмерная открытость экономики;

  9. Криминализация экономики;

Для комплексного анализа и выявления путей нейтрализации угроз, необходимо рассмотреть 3 основные экономические угрозы, которые присущи экономике России.

Структурная деформация экономики

Структурная деформация экономики – это направленное чрезмерное развитие определённой социально-экономической сферы. Данное развитие несет за собой отсталость остальных, не менее важных направлений, т.е. чрезмерное развитие комплекса тяжелой промышленности ведет к отсталому развитию пищевой и легкой промышленности. Это происходит за счет того, что государство перенаправляет основные средства на данную отрасль, в случае нехватки урезает финансирование других отраслей, что в свою очередь частично либо полностью тормозит развитие. В России такой метод часто используется в социальных сферах. Социальные сферы редко связанны между собой законодательно, поэтому при урезании средств, несут большие потери, чем промышленность, так как часть инвестиций вливаются за счет частного бизнеса.


Имущественное расслоение общества

Данная экономическая угроза считается одной из основных в нашей стране, так как пропасть между богатыми и бедными сильно возросла за последние 20 лет и не перестает увеличиваться. Как рассматривалось ранее, разница между классами в среднем в 2-3 раза, при этом, в нашей стране не принято разделять на такое количество классов. Для того чтобы сгладить данную статистику, в зарубежных странах дифференцируют основные классы на подклассы. Данное разделение дает возможность углубленного изучения факторов развития имущественной разницы между тем или иным классом. В России принято считать, что существует всего два класса: богатые и бедные, но если брать за основу данную позицию, то статистика говорит о том, что бедных в нашей стране 89 процентов, а богатых 11 процентов, из расчета минимальной и максимальной заработной платы по разным видам деятельности.

Криминализация экономики

Это специфический способ хозяйствования, при котором относительно небольшая группа лиц получает сверхдоходы от преступной деятельности, используя в этих целях пробелы и недостатки в законодательстве. Говоря относительно, не стоит забывать, о том, что статистические данные не несут за собой конкретное число.

Данная угроза плотно укоренилась в российском обществе, ведь коррупция одна из основных проблем современной России. Именно эта угроза является основным индикатором расслоения населения по имущественным показателям. Бороться с этой угрозой практически невозможно, так как коррупция за долгие годы структурировалась и интегрирует в себе большое количество сфер жизнедеятельности населения.

Основной путь нейтрализации экономической угрозы лежит в первую очередь в осмыслении проблемы под правильным ракурсом, т.е. структурировать все проблемы, в качестве весомого рычага можно привлечь иностранный консалтинг, который может выработать определенную модель противодействия или же определенные пути решения точечных проблем, затратив на это минимальное количество ресурсов.


  1. Рекомендации по усовершенствованию инструментов нейтрализации угроз экономической безопасности России.


На основе проведенного анализа и выявленных проблем в нейтрализации бедности как экономической угрозы, можно подчеркнуть несколько основных элементов, необходимых в решении проблемы бедности в России:

  • Четкая выстроенная политика государства в направлении нейтрализации растущего уровня бедности в стране из-за увеличения количества необходимых материальных ресурсов и отсутствия роста заработной платы;

  • Изменение общественного сознания на различных ступенях и уровней жизнедеятельности населения путем пропаганды и господдержки целевых социальных программ;

  • Системный контроль над уровнем безработицы, количества малоимущих семей и недееспособных граждан путем большего финансирования компетентных госструктур и тотальный контроль за распределением средств.

Каждый элемент наиболее качественно влияет на социально-экономическое развитие государства, т.к. именно эти элементы непосредственно влияют на жизнедеятельность населения в целом, на их благосостояние и на многие внешние факторы, такие как: общий уровень демографии страны, рост общего числа работающего населения, что в свою очередь увеличивает число налогооблагаемого населения. Но данные элементы носят рекомендательный характер и требуют дифференцированного подхода в зависимости от направления, в котором будет применяться один из элементов.

Одним из основных инструментов нейтрализации экономической безопасности России, является контроль за расходованием выделяемых ресурсов на усовершенствование или изменение действующей системы, то есть, необходимо создание независимой структуры, которая будет осуществлять мониторинг внутренних и внешних экономических процессов, влияющих на благосостояние населения и проводить тщательных анализ возможных угроз, возникающих на всех уровнях экономики.

Необходимые инструменты для создания данной структуры:

  • Наличие высшего уровня секретности сотрудников и структуры;

  • Возможность доступа к информации Министерств и ведомств;

  • Отсутствие финансовой зависимости;

  • Свобода в публикации проверенной и проанализированной информации;

  • Прямое подчинение первому лицу государства, т.е. отсутствие рычагов воздействия других органов или лиц на данную структуру.