Файл: В городе богини Афины.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема урока

В городе богини Афины


План урока


  1. Что мы знаем об Афинах

  2. В гончарной мастерской

  3. Агора- сердце Афин

  4. На афинском Акрополе




Цель урока


Учащиеся должны познакомиться с достопримечательностями главного города Афинского государства.

Воспитывать уважение к культуре другого народа.

Задачи урока


Образовательные

Закрепить знания:

  1. Особенностей застройки древнегреческого города на примере Афин;

  2. типов древнегреческих сосудов, стилей вазописи;

  3. важнейших памятников афинского Акрополя;

  4. ордерной системы Древней Греции и её основных элементов.

Развивающие

Развить у детей умения:

1) Работать с картой, планом местности;

2) самостоятельно работать с текстом, анализировать его, выделять ключевые слова;

3) классифицировать, обобщать, делать выводы, давать оценку;

4) давать определения новым понятиям;

5) решать познавательные задания;

Воспитательные

Приобщить учащихся к навыкам:

  1. Творческого сотрудничества в процессе работы в команде;

  2. Объективной оценки себя и своих товарищей;

  3. Приобщения и воспитания уважения к ценностям мировой культуры.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок-путешествие

Методы обучения


Иллюстративно-объяснительный, проблемный, частично-поисковая деятельность учащихся в группах, технология критического мышления.

Приёмы деятельности


Беседа, фронтальный опрос, объяснение, показ, составление плана, формулировка темы урока, решение проблемных заданий, практическая деятельность учащихся, игра, работа с иллюстрациями, планом местности.

Основные понятия и термины


Керамик, Фидий, чернофигурные и краснофигурные сосуды, Агора, портик, Акрополь, Парфенон, Эрехтейон.

Оборудование


Компьютер

Мультимедийный проектор

Раздаточный материал

учебник

Презентация «В городе богини Афины»




Ход урока:

I. Организационный момент Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Проверьте, пожалуйста, всё ли необходимое к уроку есть у вас на партах: учебник, тетрадь, дневник, ручка?

- На каждом уроке мы с вами переносимся в прекрасный и удивительный Древний мир истории. Вы открываете для себя много нового и интересного. И, прежде чем сегодня мы с вами перейдём к постижению новых высот нашего захватывающего путешествия по страницам Древнего мира, я предлагаю вам не просто урок, а небольшую экскурсию в один из прекраснейших уголков Древней Греции. Я буду вашим экскурсоводом, а вам предлагаю роли экскурсантов и, одновременно, моих помощников.

II. Повторение изученного материала.

- Прежде чем листать страницы путеводителя – учебника, давайте полистаем страницы нашей памяти. Для этого предлагаю сыграть в интеллектуальную игру «Жили ли они?».

У каждого на столе лежат карточки №1 с одинаковыми заданиями. Из предложенного списка имён, известных из истории Древнего мира, выберите в левую колонку имена тех, кто был историческим лицом (жил и действовал). В правую имена тех, кто известен вам из мифов – сказаний о богах и вымышленных героях. Приступаем к работе (учащиеся работают).

Хеопс, Дионис, Аполлон, Геродот, Сет, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Фемистокл, Одиссей, Дарий Первый, Тутмос, Мильтиад.

Ответ: Жили: Хеопс, Солон, Тутмос, Геродот, Хаммурапи, Гомер, Фемистокл, Дарий Первый, Мильтиад, остальные – герои мифов.

- Заканчиваем работу. Прошу вас обратить внимание на экран (1-й слайд) и сравнить правильность ответов. Если в ваших карточках в какой-либо из колонок есть слово из другой колонки – зачеркните его (идёт проверка работы). Пожалуйста, поднимите руки те группы, которые выполнили работу без ошибок. Молодцы! Спасибо.

Поставьте в своих «Оценочных листах» в графе «карточка №1» бал 1-5.

Учитель. Друзья мои, среди нас есть путешественники, совсем недавно вернувшиеся из дальних странствий. Давайте, послушаем их рассказы о том, что они видели и слышали.

3. Актуализация знаний и планирование деятельности учащихся.

- Перед вами карта Древней Греции. Обратите внимание, где находятся Афины. Дайте характеристику местоположения города. ( После работы оцените в оценочных листах свой ответ).

Город находится в 5 км от порта Пирей. Путь в Афины проходит по дороге, которая носит название Длинные стены, так как на всем протяжении пути построены эти удивительные стены. - Порт Пирей был главным в Афинском государстве. Как вы думаете, какое название носила столица Афинского государства? (

Дети отвечают, что название города – Афины.) Исходя из вышесказанного, как вы думаете, куда же мы сегодня на уроке отправимся на экскурсию? (Звучит ответ ребят, что мы будем путешествовать по городу Афины). Да, конечно, ребята, мы познакомимся с достопримечательностями этого великолепного города. Какое бы название темы урока вы предложили? (Учащиеся предлагают различные варианты, например «Путешествие в город Афины» и др). Наши мнения почти совпали, т.к. тема нашего урока «В городе богини Афины». (Учитель открывает доску. Вверху написана тема урока «В городе богини Афины», ниже – план урока, а внизу плана новые слова).

Для того, чтобы наша экскурсия была совсем как настоящая, я предлагаю вам пользоваться, как делают все экскурсанты, планом экскурсии, который написан для вас на доске, и, конечно же, картой города (слайд №2), которую вы видите на экране и точно такая же карта города есть у вас в учебниках на стр. 166. Ещё на доске я написала для вас новые слова, со значением которых мы познакомимся в ходе урока. (Учитель зачитывает план урока — экскурсии и новые слова). План экскурсии: 1. Район гончарных мастерских – Керамик. 2. Агора – сердце Афин. 3. На вершине Акрополя. - Такой план экскурсии выбран для вас не случайно, т.к. Керамик, Агора и Акрополь – это самые интересные районы города. Новые слова: Керамик, Фидий, Агора, Ника, Акрополь, Парфенон, портики.

  1. Начало заочной экскурсии.

Снятие первоначального напряжения ( 2 слайд щелчок звучит музыка: шум моря). - Наш белый теплоход отправляется в путь. Закройте глаза и представьте себя в уютной каюте. Устройтесь поудобнее. За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бороздим просторы Черного, Мраморного и Эгейского морей. А вот уже великолепные Афины, о которых греки любили повторять: « Если ты не бывал в Афинах – ты чурбан; если был и не восхищался ими, ты – осел, а если ты покинул их по своей воле, ты- верблюд».

- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на название нашего урока-экскурсии, что на доске написано непросто город Афины, а город богини Афины. Статую Афины вы сейчас видите на нашем экране (слайд №3). Кто такая богиня Афина и как она появилась на свет, расскажет нам один из моих помощников, который подготовил на эту тему небольшой рассказ.
(Учащийся рассказывает миф о рождении богини Афины). Мы узнали, как появилась на свет богиня Афина. Но почему, же именно в её честь греки назвали свой город? Об этом нам сейчас расскажет (фамилия, имя ребёнка, который рассказывает миф о споре Афины с Посейдоном).

- Теперь, ребята, мы знаем, в чей город совершим нашу экскурсию. Но мы также должны знать, что прежде чем начать какое-то дело, необходимо понять, для чего мы это будем делать, с какой целью? (Учащиеся предлагают свои цели урока, например, узнать много нового об Афинах; узнать, как жили люди много веков назад; познакомиться со знаменитыми памятниками архитектуры, узнать новые слова и т.д.). Молодцы, ребятки, вы знаете, а наши цели совпадают. Обратите внимание на экран (слайд №4), это почти те же самые цели, только они выражены другими словами. (На слайде №4 написаны цели урока).

Проблема. А в конце нашей экскурсии попытаться объяснить - Почему афиняне так любили свой город и гордились им?

4. Изучение нового материала.

а) Экскурсия по району Керамик.

- Начинаем нашу экскурсию по городу. Первым пунктом которой будет район гончарных мастерских – Керамик (учитель показывает на доске новое слово) Кто желает показать на карте эту часть города?( слайд №5-6) (Один ученик указкой показывает на экране-слайде район Керамик). В этот район города я предлагаю вам отправиться самостоятельно, используя только учебник – путеводитель. Откройте, пожалуйста, учебники на стр.175 и прочитайте самостоятельно п.1 §37, а затем мы с вами проведём интересную игру по тому материалу, с которым вы познакомитесь по путеводителю — учебнику. (Класс в течение 3-х минут читает п.1 §37, а потом учитель достаёт ранее скрытый от глаз учащихся «чёрный ящик» и дети по желанию вытаскивают оттуда пронумерованные листочки с вопросами. Когда «чёрный ящик» опустеет, учащиеся в соответствии с порядковым номером на листочке отвечают на доставшиеся им вопросы). Заканчиваем чтение и давайте начнём игру. Перед вами не обыкновенная коробка, а настоящий «чёрный ящик». Он поможет нам определить, насколько вы внимательно путешествовали по району Керамик города Афины. За каждый правильный ответ или дополнения к ответу, которые могут сделать те ребята, которым не досталось заданий из «чёрного ящика», отвечающие поставят себе знак «+» в «Оценочный лист» в графу «чёрный ящик». Чтобы ваши ответы имели между собой связный характер, на листочках с заданиями написаны порядковые номера. Начнём мы с вами, конечно же, с номера один. Слушаем первого отвечающего.


Вопросы из «чёрного ящика»:

1. Как назывался район гончарных мастерских? Как выглядел это район?

2. Ремесленники какой специальности жили в районе Керамик? (Ответ детей: гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы, глиняные бочки, сосуды для вина, масла, воды). 3. Перед вами на экране (7-9й слайд) образцы прекрасных ваз и сосудов, изготовлявшихся в районе Керамик. Какими рисунками украшали вазы? (Ответ: вазы украшали чёрнофигурными и краснофигурными рисунками).

4. Что такое чернофигурные и краснофигурные вазы? (Ответ: по красноватой глине рисовали фигуры чёрным лаком, поэтому назывались чёрнофигурными, а потом стали делать наоборот: фигуры оставались красного цвета, а фон закрашивался чёрным).

5. Кто выполнял самую тяжёлую работу в мастерской? (Эту работу выполняли рабы). У нас с вами остался последний 6-й вопрос. Мы завершаем путешествие по району Керамик.

6. Какой же вывод мы с вами можем сделать из этой части нашей экскурсии? Какие особенности этого района вы заметили? (Дети отвечают, что в самом грязном и непривлекательном районе Керамик руками искусных мастеров создавались прекрасные произведения искусства, славившиеся далеко за пределами Эллады. Ещё узнали, кто и какую выполнял в мастерских работу).

б) Экскурсия по району Агора. Конечно, дети, вы правы, район Керамик имел далеко не привлекательный вид. Сердцем Афин была Агора (указкой сначала показать на слово на доске) – главная площадь города. (Учитель указкой показывает на экране район Агора, слайд №10). Здесь всегда было шумно и многолюдно (слайд №11 с изображением площади Агора), так как здесь бойко шла торговля. Были и развлечения: петушиные бои выступления заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов. Богатые афиняне ходили на рынок с рабами, жён с собой не брали. Когда все покупки были сделаны, рабов с ними отправляли домой, а сами проводили время с друзьями в специально отведённых местах – портиках (слайд12). Это помещение, крышу которого поддерживали колонны.

В другой части Агоры находилось здание, в котором почти ежедневно собирался Совет пятисот – орган управления Афинами. Он следил за тем, как пополняется казна, как строятся корабли, храмы, дороги, водопроводы. Дежурные члены Совета в случае военной угрозы находились здесь круглосуточно. Что ещё интересного было, на этой вечно многолюдной площади, я предлагаю вам узнать самим. С помощью путеводителя-учебника погуляйте по площади самостоятельно, понаблюдайте за горожанами, затем проверьте свою внимательность. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.