Файл: Курсовая работа по дисциплине Народное музыкальное творчество Направление подготовки Искусство народного пения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный институт культуры»

Музыкальный факультет

Кафедра народного хорового пения

ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ СИБИРСКОГО СВАДЕБНОГО

ОБРЯДА
Курсовая работа по дисциплине

«Народное музыкальное творчество»
Направление подготовки «Искусство народного пения»

Профиль подготовки «Хоровое народное пение»

Квалификация «Хормейстер. Художественный руководитель

творческого коллектива. Преподаватель»

(Хоровое народное пение)
Выполнила: Луданова К. А.

студентки 2 курса

гр. ИНП 184 (з)

Научный руководитель:

Соловьёва И. Н., доцент

Работа защищена

«__»______________2019 г.

Оценка____________


Барнаул 2019

Оглавление


Введение……………………………………………………………………..

3

Глава I. Свадебный обряд русского населения Сибири: особенности бытования …………………………………………………………………..


5

1.1. Теоретические основы изучения свадебного обряда русских Сибири…………………. ………..……………………………………………….


5

1.2. Этапы традиционного свадебного обряда ………………………….

9

Глава II. Специфика свадебного обряда русских сибиряков ....................

22

2.1. Значение магии и символики в свадебном обряде…. …………………

22

2.2. Жанровые особенности свадебных песен …………………………..

28

Заключение…………………………………………………………………..

35

Список литературы …………………………………………………………

37

Приложение………………………………………………………………….

40


Введение
Традиционный свадебный обряд — это сложная драматическая игра — не только семейный праздник, но и сакральное явление с его религиозно-магической стороной, и юридически-бытовой акт. По утверждению А. В. Гура: «…в русских диалектах встречались слова свальба (от глагола «сваляться», то есть вступить в любовную связь), гулянье, гульба, игрище, выданье. В Сибири использовали обозначение сварьба (от «сварить», «сковать»), что связано с языческим божеством Сварогом, кующим брачные союзы людей» [6].


По мнению Н.А. Урсеговой: «Старинная русская свадьба — это один из самых сложных и очень красивых ритуалов семейной обрядности русских. В традиционной свадьбе нашли отражение не только мировоззренческие представления русского населения, но и народная педагогика, и художественно-эстетические представления, и этнографические особенности…» [26, с. 62].

Актуальность. В настоящее время все большую актуальность приобретает изучение, сохранение и возрождение семейно-обрядовых традиций, их передача молодому поколению. Это позволит укрепить связующую нить времен, сохранить уважение к прошлому своего народа, а также сможет послужить нравственному воспитанию молодежи, укреплению семьи. Это даёт надежду на то, что исконные семейные традиции в ближайшем будущем не будут забыты.

Сокращение свадебного ритуала, как в бытовых, так и сценических версиях обряда происходит за счет утраты или исключения определенных обрядовых действий. Вследствие утраты многих важных эпизодов свадьбы отмечается усиление ее праздничной стороны, на чем основана вся современная драматургия свадьбы. Утрата отдельных элементов традиционного свадебного обряда приводит к тому, что из бытования выходят различные формы музыкально-поэтического свадебного фольклора. Свадебная обрядовая культура Сибири – это кладезь самобытного народного творчества и мудрости, для сохранения которого необходимо изучать и внедрять его в исполнительскую практику творческих коллективов, что ещё раз подчёркивает актуальность темы.

Цель работы - раскрыть особенности бытования сибирского свадебного обряда.

В ходе достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы свадебного обряда русских Сибири;

- описать этапы традиционного свадебного обряда;

- определить роль магии и символики в свадебном обряде;

- раскрыть жанровые особенности свадебных песен.

Объект исследования: традиционная свадебная обрядность русского народа.

Предмет исследования: сибирский свадебный обряд.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили труды: А.В. Гура, В.Г. Захарченко, А. Ф. Камаева, Т. Ю. Камаевой, В. А. Липинской, М. Н. Мельниковой, О.А. Пашиной, Н. А. Урсегова, В. М. Щурова.

Практическая значимость: теоретический материал может быть основой для дальнейшего научного исследования в области изучения традиционной культуры сибирского региона, песенных традиций русского населения Сибири. Кроме того, материал может быть применён в практической деятельности певческих коллективов.



Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Свадебный обряд русского населения Сибири: особенности бытования

    1. Теоретические основы изучения свадебного обряда русских Сибири


Традиции русского населения Сибири являются более поздними, нежели южнорусские и северорусские. Их типичные особенности складывались на протяжении длительного периода от конца XVI века до конца XIX века в процессе освоения Сибирского региона выходцами из различных, в основном, северных районов европейской части России.

Одно из центральных мест в традиционной культуре русского населения Сибири принадлежит свадебному фольклору. Это самый сформированный и значимый цикл семейной обрядовой песенности, который принято относить к драматическому действу. Собирание и публикация текстов свадебных песен, описаний свадебных обрядов, бытующих в Сибири, начались в 30-е годы XIX века, постепенно охватив все основные локальные зоны проживания старожильческого населения Сибири.

Наиболее детальные, а во многих случаях и редкие описания сибирской свадьбы содержатся в записях середины XIX века. Они были выполнены любителями и серьёзными исследователями различных сословий, специальностей, социально-политических взглядов, но до сих пор большинство современных исследователей в области народной культуры не обходят своим вниманием собранные ими сведения. Н. А. Урсегова отмечает, что неоценимый вклад в дело собирания свадебного этнографического материала внесли выпускник горнозаводского училища, уроженец Алтая С. И. Гуляев (1805-1888), выпускник Московского университета, ученик П. В. Киреевского - H. A. Костров (1823-1881), ученый медик, краевед H. H. Кашин (1825-1872), уроженец Енисейского округа, доктор медицины М. Ф. Кривошапкин (1828-1900), политический ссыльный, ученый-фольклорист B. C. Арефьев (1874-1901), певчий архиерейского хора в г. Иркутске - Н. П. Протасов (1865-1913) и многие другие [25, с. 3].

В 70-80 гг. XX века все лучшие из опубликованных за полуторавековой период тексты свадебных песен разных жанров, приговоров, причитаний, ставших в настоящее время библиографической редкостью, были собраны и опубликованы филологом Р. П. Потаниной в трехтомной антологии. В начале XX века были выполнены первые музыкальные записи свадебных песен.


В советское время сибирский свадебный фольклор записывался наряду с образцами других жанров участниками экспедиций, которые организовывались различными научными, образовательными и просветительскими учреждениями. В Сибири такой деятельностью, в первую очередь, занимались и занимаются по сей день преподаватели и студенты педагогических институтов, институтов культуры и искусств, собирающие и изучающие фольклор своих областей и краев, руководители и участники фольклорных коллективов, специалисты в области фольклора Домов народного творчества и досуга. Их целенаправленная деятельность началась в конце 70-х годов.

Наиболее крупные коллекции фономатериалов, в том числе свадебных, собраны в архивах Алтайского государственного института культуры, Алтайского краевого колледжа культуры и искусств, Курганского государственного педагогического института, Красноярского государственного педагогического университета, Новосибирского государственного педагогического университета. Внушительная коллекция свадебного материала хранится в архиве Новосибирской государственной консерватории, сотрудники которой начали сбор материала еще в 60-х гг. XX века. Также большую экспедиционную деятельность в регионе осуществляли: Бурятский институт общественных наук (экспедиции 70-х гг. в Томскую, Тюменскую, Иркутскую области, Красноярский край), Институт истории, философии и филологии Сибирского отделения АН СССР, Фольклорная комиссия Сибирского отделения Союза композиторов (г. Новосибирск), Иркутское отделение ВООПиК (экспедиции 1976-1987 гг. в Кежемский и Богучанский районы Красноярского края, Новосибирский Областной Новосибирский методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы, Новосибирский Областной Центр русского фольклора и этнографии, Алтайский Государственный Дом народного творчества, Красноярский краевой Дом народного творчества, Курганский ОНМЦ и многие другие.

Фольклорная культура Сибирского региона всегда была в поле зрения столичных собирателей и организаций. Неоднократно в Сибирь направлялись экспедиции, организованные фольклористами Московской государственной консерватории (экспедиции 1939-1957 гг. в различные районы Красноярского края, 1958-1962 гг. в Иркутскую область, в конце 70-х - начале 80-х гг. на Алтай), Института русской литературы (Пушкинский дом) (начиная с 30-х гг. XX в.), Всероссийского Дома народного творчества (1947 г.) и другие. В 1956 и 1957 гг. в Сибирь (в Красноярский край) была направлена совместная экспедиция Московской государственной консерватории, Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, Союза композиторов СССР (руководитель экспедиции - В. И. Харьков). Результатом коллективного труда по собиранию и обработке экспедиционных материалов стала публикация двух объемных сборников, представляющих русские народные песни Красноярского края, среди которых имеется более 60 свадебных напевов [29].


В качестве руководителей экспедиций в сибирском регионе неоднократно бывали: С. И. Пушкина (1958, 1960, 1962 гг.), В. М. Щуров (1962 г., конец 70-х - начало 80-х гг.). С 60-х гг. здесь начинает свою многолетнюю экспедиционную деятельность известный ленинградский фольклорист A. M. Мехнецов, обследовавший все основные старожильческие поселения Сибири. Известно, что за десятилетний период времени (с 1966-1977) им было организовано 18 экспедиций в различные регионы Западной Сибири. Было обследовано 250 поселений, записано около 2500 образцов народного музыкального творчества. В экспедиции 1969 года также принимала участие Е. Валевская, а в экспедиции 1976года - Ю. И. Марченко [25, с. 4].

Накопление огромного фонда звукозаписей и последующая за этим обработка свадебных песен, их нотирование и публикация способствовали тому, что в последние 50 лет свадебные песни и причитания появляются, как правило, во всех более или менее крупных фольклорно-песенных сборниках. Среди наиболее значительных музыкальных собраний репертуара русско-сибирской старожильческой свадьбы следует назвать «Русские народные песни Красноярского края» под редакцией C. B. Аксюка, «Свадебные песни Томского Приобья» A. M. Мехнецова, «Свадьба Обско-Иртышского междуречья» В. Г. Захарченко и М. Н. Мельникова [7].

По итогам многолетней экспедиционной деятельности в отечественной печати стали появляться отдельные статьи, характеризующие собранный экспедициях сибирский материал, а также крупные исследовательские работы этнографического, филологического направлений, в которых нашли отражение первые попытки научного осмысления имеющихся материалов.

Музыкально-теоретическое изучение свадьбы русских сибиряков-старожилов существенно отстает от этнографического и филолого-фольклористического его осмысления. При большом количестве источников песенного свадебного материала, опубликованного и неопубликованного, до сих пор не существует обобщающего научного исследования, посвященного избранному жанру (свадебный фольклор) в его культурно-стилевом (русская старожильческая традиция) и региональном (Сибирь) ограничении.

Среди немногочисленных музыковедческих трудов, в которых изучается музыкальный фольклор русских старожилов-сибиряков, можно выделить ряд работ, посвященных какой-либо одной внутри-сибирской локальной традиции. В статьях Н. К. Пархоменко и A. M. Мехнецова характеризуются черты песенного стиля старожилов Томского Приобья. Особенности русской песенной культуры «поляков» (Убинско-Ульбинская песенная традиция, функционирующая на территории Восточно-Казахстанской области) рассмотрены в статье В. М. Щурова [29].