Файл: Правила организации урока Условия организации урока Определение урока.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
CОДЕРЖАНИЕ.
-
Правила организации урока……………………………………………………… 3 -
Условия организации урока……………………………………………………….3 -
Определение урока…………………………………………………………………4 -
Классические типы уроков………………………………………………………...4 -
Нетрадиционные типы уроков ……………………………………………………4 -
Структура урока в зависимости от типа ………………………………………….5 -
Базовая структура урока …………………………………………………………...7 -
Содержание разделов поурочного плана …………………………………………7 -
ТДЦ ………………………………………………………………………………….8 -
Методы обучения …………………………………………………………………..9 -
Типы вопросов ………………………………………………………………….....12 -
Формы организации учебной работы учащихся ……………………………..….12 -
Оптимальная продолжительность выполнения домашнего задания ………..…12 -
ЕОР …………………………………………………………………………………13 -
Положение о ВШК ………………………………………………………………...14 -
Общие требования к контролю за состоянием преподавания предметов………19 -
Формы анализа и самоанализа урока……………………………………………..20 -
Фото урока………………………………………………………………………….21 -
Анализ урока………………………………………………………………………..22 -
Схема самоанализа урока………………………………………………………….24 -
Схема наблюдения и анализа урока………………………………………………25 -
Анализ урока………………………………………………………………………..26 -
Схема для анализа деятельности учителей……………………………………….27 -
Анализ классного журнала………………………………………………………...27 -
Анализ тетрадей…………………………………………………………………….28 -
Анализ дневников…………………………………………………………………..28 -
Норма оценок устных ответов……………………………………………………..28 -
Методика составления справки ……………………………………………..…….29 -
Требования к учителю-предметнику и зав. кабинетом…….…………………….30 -
Литература…………………………………………………………………………..36
Правила организации урока.
-
Оптимальное расположение учащихся в классе. -
Тематическая ориентация. -
Элементы мотивации. -
Предварительное повторение. -
Выбор формы ответа. -
Самоанализ ответа. -
Совмещение этапов урока. -
Поэтапное формирование знаний и умений. -
Введение методов деятельности. -
Привлечение учащихся к проведению урока. -
Дробление заданий, введение аналогичных заданий. -
Регулирование темпа обучения. -
Объединение методов деятельности. -
Анализ результатов урока. -
Инструктаж по домашнему заданию. -
Организация и оценивание индивидуальной деятельности учащегося.
Условия организации урока
Социально – педагогические
-
Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
-
Наличие сплочённого, дружного коллектива учащихся с правильно формированной ценностной ориентацией.
-
Наличие хорошей учебно-материальной базы.
-
Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на любви педагога к детям.
Психолого – дидактические
-
Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.
-
Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту, этапу обучения.
-
Наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
-
Применение активных форм и методов обучения. -
Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.
-
Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.
-
Научная организация педагогического труда, труда ученика.
Урок –динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного
взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включая
содержание, формы, методы и средства обучения и систематически
применяемая при решении задач образования.
Классические типы уроков.
-
Вводный -
Тренировочный -
Контрольный (проверочный) -
Закрепления знаний, умений и навыков -
Урок самостоятельной работы -
С использованием ТСО -
Урок практической работы -
Комбинированный урок -
Повторительно-обобщающий -
Урок повторения -
Овладения знаниями, умениями, навыками -
Предметный урок (характерный для начальных классов)
Нетрадиционные типы уроков.
-
Ролевые игры -
Исполнение сказочного сюжета -
Урок фантазирования -
Деловая игра -
Круглый стол или конференция -
Урок открытых мыслей -
Пресс - конференция -
Урок – соревнование -
Урок КВН -
Викторина -
Аукцион знаний -
Урок – диспут -
Урок – турнир -
Урок – эврика -
Волшебный конверт -
Межпредметный интегрированный урок -
Урок – конкурс -
Урок творчества -
Урок – спектакль -
Смотр знаний -
Урок – игра -
Урок – зачёт -
Урок-путешествие -
Урок взаимообучения -
Урок-диалог -
Моделирование мышления учащихся -
Ролевая деловая игра
28. Урок – лекция
и т.д.
Каждому типу урока соответствует определённая структура урока.
Структура урока изучения нового материала:
-
первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности уч-ся; -
указание на то, что уч-ся должны запомнить; -
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; -
сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка; -
первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; -
контроль результатов первичного запоминания; -
регулярное систематизирующее повторение, через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; -
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; -
частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания.
Структура урока формирования умений и навыков:
-
постановка цели урока; -
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой. -
проведение проверочных упражнений. -
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. -
упражнение на их усвоение; -
упражнения на их закрепление; -
тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции; -
упражнения на перенос в исходную ситуацию; -
упражнения творческого характера; -
итог урока. -
задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
-
сообщение уч-ся цели предстоящей работы; -
воспроизведение уч-ся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; -
выполнение уч-ся различных заданий, задач, упражнений; -
проверка выполненных работ; -
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; -
задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
-
сообщение темы, цели и задач урока; -
показ использования приобретённых знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях; -
проверка знаний фактического материала, индивидуальный вопрос. -
проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа; -
проверка глубины осмысления знаний, и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщённых таблиц, письменный опрос; -
применение уч-ся знаний, практические задания; -
выполнение комплексных творческих работ; -
итоги урока; -
домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
-
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку, дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; -
постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что уч-ся обязательно сами проверяют работы; -
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы). -
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы уч-ся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); -
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
-
сообщение темы, цели и задач урока; -
повторение и обобщение отдельных фактов событий, явлений; -
повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний; -
повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
-
организация начала урока; -
проверка д/з постановка цели урока; -
подготовка уч-ся к восприятию нового уч. материала, т.е. актуализация знаний; -
изучение нового материала, в том числе и объяснение; -
закрепление изученного; -
обобщение и систематизация знаний и умений; -
подведение итогов; -
задание на дом; -
подготовка (предварительная работа), необходимая уч-ся для изучения новой темы.
Как базовую можно использовать следующую структуру урока, которая включает следующие основные звенья или этапы:
1. оргмомент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью ученика к уроку;
-
проверка домашнего задания -
проверка УУДучащихся, необходимых для восприятия нового материала; -
постановка цели и задач урока перед учащимися; -
организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных
знаний – это центральное звено урока; -
первичная проверка понимания нового материала; -
организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и
упражнений в её применении по образцу (возможна смена вариантов) -
творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности (алгоритма) путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных
знаний и умений. -
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; -
домашнее задание к следующему уроку, в т.ч. ранее пройденного учебного материала,
необходимого для восприятия следующей темы; -
подведение итогов урока, в т.ч. оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
При использовании этой структуры для разных типов урока придётся некоторые этапы
исключить, на какие-то сделать основной упор и т.д.
Примерное содержание разделов поурочного плана.
I. Тема урока.
1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приёмы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО и ИВТ.
II. Повторение опорных знаний.
1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся,
чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (её объём, смысл)
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
III. Усвоение новых знаний.
1. Новые понятия, законы и способы усвоения.